Конспект урока по природоведению. 6 класс.
Тип урока: комбинированный.
Тема урока: «Вода - жидкость».
Цель урока: - познакомить учащихся со свойствами воды.
Задачи урока:
- образовательная – формирование у учащихся представлений о воде в природе и о её значении для живых организмов;
- коррекционно – развивающая - развивать умение правильно строить предложения при
ответе на вопросы;
- воспитательная - воспитание бережного отношения к воде.
Ход урока.
Орг. момент.
Дыхательные упражнения – вдох через нос, выдох через рот. Руки на животе. Проверка готовности к уроку.
2. Проверка д/з.
- Какую тему изучали на прошлом уроке?
Где в природе находится вода?
В каких водоёмах содержится наибольшее количество воды?
Какое значение имеет вода в природе?
Почему человек не может жить без воды?
Чем опасно таяние ледников?
- Выполним задание по карточкам и в рабочих тетрадях.
Задание № 1.
- Впишите в клеточки названия водоёмов:
| О | К | Е | А | Н |
| О | З | Е | Р | О | |||
| Р | Е | К | А | ||||
| М | О | Р | Е |
| Б | О | Л | О | Т | О |
Задание № 2. стр. № 3 задание № 1 в рабочей тетради. Допишите предложения, где вода находиться в природе.
Индивидуальная работа – учащиеся Воргуль Н., Павлов М., Бигаринов С. выполняют 2 задание.
После выполнения проверка.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами воды, закрепим знания о воде в природе, её количестве, значении для живых организмов.
4. Изучение нового материала.
- Откройте тетради для работ. Запишите число и тему урока «Вода – жидкость».
- Перед тем как познакомиться со свойствами воды проведем небольшой опыт.
ОПЫТ. Поставим на стол стеклянный стакан с чистой водой. Опустите в него чайную ложку. Видна ли она через воду? Понюхайте воду. Имеет ли она запах? Попробуйте воду на вкус. Что вы чувствуете при этом?
- Следовательно, делаем вывод. Какой?
- Вода не имеет цвета. Она прозрачна. (вывод записывают учащиеся в тетради).
- В реках, озёрах и морях вода кажется голубой или синей. Это в ней отражается небо. Если войти в реку, озеро или море, то через воду можно увидеть плавающих рыб и других животных, лежащие на дне камешки, растущие растения.
- Летом, когда много света и тепла, вода в некоторых прудах и водохранилищах бывает зелёной и непрозрачной. Это происходит потому, что в такое время в воде размножается множество мельчайших растений зелёного цвета.
- Прозрачными могут быть и другие жидкости, например столовый уксус. Отличить воду от этих жидкостей можно по запаху. Вода, налитая в стакан, не имеет запаха, а уксус, даже сильно разбавленный водой, распространяет резкий запах.
- Следующее свойство воды – вода не имеет запаха. (записывают в тетради).
- Чистая вода рек и большинства озёр, а также колодезная (родниковая) вода не имеет вкуса. Как такую воду называют. Найдите в учебнике на стр. 20 и прочитайте.
- Такую воду называют пресной.
- Запишите определение в тетрадь.
- Как вы думаете а какая вода в морях, океанах на вкус?
- Горько-солёная. В ней содержится много солей, и такую воду называют солёной.
- Найдите в учебнике определение, какую воду называют соленой и запишите в тетрадь. - - Проведем еще опыт.
- Нальем немного воды в пластмассовую ванночку и приподнимите её за один край. Что произошло с водой?
- Перельем воду в стакан. Какую форму приняла вода? Перелейте воду в колбу. Какую форму вода стала иметь теперь?
- Какой вывод делаем?
- Вода, как и другие жидкости, не имеет своей формы. Если вода налита в стакан, то она имеет форму стакана, а если налита в колбу, то принимает форму колбы. В лужах, прудах или озёрах она принимает формы тех или иных углублений земли. (записывают в тетради).
- На ровной поверхности вода растекается в разные стороны. Если поверхность наклонена в какую-либо сторону, то вода стекает по склону. В природе дождевая или талая вода стекает по склонам и образует ручьи, которые впадают в реки.
- Растекается, переливается и течёт вода потому, что она обладает свойством текучести. Благодаря этому свойству вода распространяется по поверхности Земли. Воду в ручьях и реках называют текучей, в прудах и озёрах – стоячей.
5. Физминутка.
6. Закрепление нового материала.
Выполняют задания в рабочих тетрадях – стр. 5 № 6. Обведите кружочком цифры, после которых названы свойства воды.
Твердое тело.
Жидкое тело.
Имеет постоянную форму.
Не имеет постоянной формы.
Не имеет вкуса.
На вкус горько – соленая.
Бесцветная.
Имеет голубой цвет.
Непрозрачная.
Прозрачная.
Имеет резкий запах.
Не имеет запаха.
Индивидуальная работа – стр. 4 № 3. Рассмотрите рисунок и допишите предложение, что происходит с водой.
Слова для использования: льется, растекается, капает, кипит.
После проверка.
7. Подведение итогов урока.
Выводы по новому материалу.
Почему через воду можно увидеть предметы, которые находятся на дне неглубокого водоёма?
Почему вода в реках и озёрах в ясную погоду кажется голубой?
Почему вода в стакане имеет форму стакана, а вода в колбе принимает форму колбы?
Чем обычная вода по вкусу отличается от воды, в которую добавлен сахар?
Почему воду можно хранить только в каком-либо сосуде – бочке, ведре, стакане?
- Откройте дневники и запишите д/з – стр. 19 – 21 читать и пересказывать (инд. задание – учить по тетрадям).
Выставление оценок за работу на уроке.
3


