РУССКИЙ ЯЗЫК
4 КЛАСС
Технологическая карта урока
Тема урока:
«Обобщение знаний
по теме «Глагол»
Чигусова Марина Валентиновна,
учитель начальных классов
МОУ «Школа №1 города Докучаевска»
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Организационная информация | |
Тип урока | Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
Тема урока | Обобщение знаний по теме: «Глагол» |
Форма урока | Урок – путешествие |
Предмет | Русский язык, УМК «Школа России» |
Класс | 4 |
Автор урока | Чигусова М.В., учитель начальных классов. |
Методическая информация | |
Педагогические задачи | Создать условия для: - формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов; - совершенствования умений определять лицо, число, спряжение глаголов; - развития навыка составлять из слов предложения, употребляя глаголы в форме 2 и 3-го лица настоящего времени; - воспитания интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Закрепить знания о глаголе как части речи, употребление в речи. Обобщить умения: - разбирать глагол по составу, - выполнять морфологический разбор глагола.
Обобщить знания о написании глаголов, составляя из слов предложения, употребляя глаголы в форме 2 и 3-го лица настоящего времени. |
Метапредметные УУД | Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета |
Личностные | осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор; индивидуальные раздаточные карточки; |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы |
Организация начала урока
|
– Здравствуйте, ребята. Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что пройдёт удачно. Давайте наше занятие проведём с улыбкой. Все друг к другу повернитесь, А теперь – улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостя! И садитесь по местам Слайд 2 (Солнышко улыбается)
| Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации ------ (Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока).
| Понимать и слушать учителя. Принимать |
Актуализация знаний.
|
- Сегодня урок необычный, урок-путешествие. Его проведу я не одна, у меня будут помощники. Сейчас я вас познакомлю. Слайд 3 (Появляются Даша-путешественница и Башмачок) Даша: - Здравствуйте, ребята, меня зовут Даша-путешественница, а это мой друг – Башмачок. Дорогие ребятишки, Мы взяли в руки книжки. Предлагаем путешествовать, Знания свои совершенствовать. Учитель: - Даша, где мы сегодня побываем? 2. Создание проблемной ситуации Даша: - Нам прислали приглашение, но Башмачок с ним обращался неаккуратно, некоторые слова испортились. Учитель: - Я думаю, мы сумеем восстановить пропущенные слова. - Ребята, попробуйте прочитать! Слайд 5 (Ребята восстанавливают текст приглашения, вставляют пропущенные слова) Дорогие ребята! Я могучий король, …большим городом. В моём королевстве … много подданных. … в мою сказочную страну. … задания , вы … умного интересного и полезного для себя. До встречи, друзья! (Владею , проживает, приглашаю, выполните, узнаете) - Что обозначают эти слова? (Действие) - На какие вопросы отвечают? К какой части речи относятся? - Как вы думаете, можно ли нам обойтись без глаголов? - Какую роль играют глаголы в речи? - И так, глаголы сопровождают человека во всех сферах деятельности, обозначают действие предметов животных, природных явлений. Глагол занимает 2 место по численности слов после имён существительных, поэтому играет в нашей речи огромное значение. - Так кто же нас приглашает в гости? Кто же этот могучий король? (Глагол) Слайд 6. (Знакомство с Королем Глаголом, который рассказывает о своём владении) | Знакомятся с героями урока.
Разбираются в проблемной ситуации
.
Восстанавливают текст, вставляют пропущенные слова
Отвечают на вопросы Приходят к выводу, что без глагола наша речь была бы несостоятельной
Знакомятся с новым героем урока – Глаголом Знакомятся с картой путешествия | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать |
Сообщение темы Определение темы и целей урока |
– Какой же части речи будет посвящён наш урок? Учитель открывает запись на доске: «Обобщение по теме «Глагол» - Чему будем учиться на уроке обобщения? - Мы в королевстве построим свой дом. (Учитель вывешивает табличку) Глагол
- Все готовы путешествию? И у нас девиз таков: Орешек знаний твёрд, Но всё же. Нам расколоть его поможет Девиз: «Хочу всё знать!» - Какие у вас ожидания от урока? (- Выполнить интересные задания. - Узнать новое. - Повторить всё, что знаем о глаголе. - Употреблять глаголы в речи) - Глагол – самая сложная по составу часть речи русского языка. Сегодня мы приведём в систему известные нам знания и закрепим наши умения. | Определяют тему урока, задачи урока, высказывают свои ожидания Ставят учебную задачу – обобщить сведения о глаголе, учиться писать глаголы с изученными орфограммами
Помогают прикрепить табличку «Глагол»
Повторяют девиз | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Обобщение и систематизация знаний Деятельность в группах, соответственно выбранным ролям.
Работа с фразеологическими оборотами Работа в парах. | 1. Минутка каллиграфии Слайд 7 Проспект «Чистописания» Даша: - Посетим проспект «Чистописания» Учитель: - Запишем букву, которая есть в названии темы, она обозначает согласный, парный, звонкий звук. Это буква Гг. - Запишем каллиграфично девиз урока Хочу всё знать!
Площадь Неопределённая форма глагола Слайд 8 Даша: - Посетим Площадь Неопределённая форма глагола. Учитель: - Назовите глаголы. Что вы знаете о глаголах, которые стоят в неопределенной форме. - Давайте проверим. Нажмём на подсказку. - Выполните задание. Подберите к крылатым выражениям соответствующие глаголы в неопределённой форме. Работать мы будем в группах. Нравится ли вам состав вашей группы? Хотели вы объединиться по-другому? Задание Зарубить на носу важничать Задирать нос бездельничать Задеть за живое запомнить Бить баклуши взволновать - Соедините стрелочкой соответствующие части, работая с карточками - Какая группа готова отвечать? - Для проверки нажмём на мелки. - Ребята наш дом продолжает строится. Глагол Н.Ф. Что делать? Что сделать?
- ть^ -ти^ (Учитель вывешивает таблички)
Улица Времени Слайд 9 Учитель: - Даша, куда мы отправимся далее? Даша: - Предлагаю посетить улицу Времени. Учитель: - Какие времена глаголов вы знаете? - Какое действие отражает глагол в настоящем времени? - На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? - Проверим. Воспользуемся подсказкой. - Выпишите глаголы настоящего времени. Задание Думаем, говорю, пишешь, побрить, мечтал, напишет. - Кто готов отвечать? Проверим, нажмём на цветные мелки. - Какая орфограмма в слове пишешь? - Продолжим дальше. Слайд 10 - Вспомним, что вы знаете о глаголах будущего времени? - Проверим. Воспользуемся подсказкой. - Выполните задание. Выпишите глаголы будущего времени. Определите лицо, число глаголов, назовите окончания.
Задание Залетят, побегу, станцую, воркую, спишешь, поём. - Проверим? Воспользуемся цветными мелками. - Продолжим путешествие. Слайд 11 - Вспомним, что вы знаете о глаголах прошедшего времени. - Обратимся к подсказке. - Назовите глаголы прошедшего времени. Задание Пригрело, смотрел, станцую, побрить, выползла, споём. - Проверка. Нажмем на мелки. - Выпишите глаголы, пригрело, выползла. Разберите по составу. (Дети выполняют у доски) - Сверим с образцом на слайде. - Итак, дом в королевстве Глагола продолжает строиться. Глагол
- ть^ -ти^ Н.Ф. Что делать? Что сделать? Наст. вр. Будущ. вр. Пр. вр. Число, род Число, лицо
Станция Отдыхай-ка Слайд 12 Учитель: - Даша, куда лежит дальнейший путь? Даша: - Предлагаю посетить станцию Отдыхай-ка.
Бульвар Спряжение Слайд 13 Учитель: - Даша, где мы побываем сейчас? Даша: - Бульвар спряжения. Учитель: - Ребята, вспомните всё, что вы знаете по этой теме, обговорите в группах и придумайте вопросы, касающиеся спряжения. - Задайте свои вопросы ребятам. - Так, какие глаголы относятся к первому спряжению. Проверим, воспользуемся подсказкой. Слайд 13 Задание. Выпишите глаголы I спряжения. Дружим, сеют, держать, дружим, обидеть, вяжут. - Обговорите в группах. Будьте внимательны. Готовы отвечать? - Проверим, нажмём на цветные мелки. Слайд 14 - Что вы знаете о глаголах II спряжения? ------ Проверим, воспользуемся подсказкой. Задание. Прочитайте слова, назовите глаголы II спряжения. - Проверим, жмём на мелки. Задание. Измените глаголы сеять, гнать по лицам и числам. - Для проверки ещё раз нажмем на мелки. Учитель: - Вы молодцы, ребята! Ваши знания достойны похвалы. Вот посмотрите, дом в королевстве Глагола продолжает строится. Число, лицо Пр. вр. Будущ. вр. Наст. вр. - ть^ -ти^ Н.Ф. Что делать? Что сделать? Глагол Число, род
Ед. ч. -у,-ю -ишь, -ит Мн.ч. -им -ите -ат, -ят Ед. ч. -у,-ю -ешь, -ет Мн.ч. -ем -ете -ут, -ют Спряжение
I спряжение II спряжение Слайд 15 - Вспомните личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения - Посадим деревья у новостройки.
| Записывают каллиграфично буквы Гг Каллиграфично записывают предложение Хочу всё знать!
Объединяются в группы, выбирают капитана Выполняют задания по группам Обобщают знания о неопределенной форме глагола
Выполняют задания на карточках Сообщаются в группе
Прикрепляют карточки к доске, озвучивают, что написано на карточках
Обобщают знания о временах глагола Отвечают на вопросы Выполняют задания Закрепляют орфографические умения написания окончания глаголов
Определяют лицо, число глаголов, называют личные окончания
Разбирают глаголы прошедшего времени по составу
Вывешивают карточки, называют времена глаголов и грамматические формы
Выполняют движения вместе героями урока
Отвечают на вопросы Работают в группа Составляют свои вопросы в группе Вспоминают всё, что знают о спряжении
Индивидуальная работа Изменяют глаголы по лицам и числам Проверяют выполненное задание
Вывешивают карточки, называют личные окончания глаголов | Осуществлять анализ объектов. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Понимать Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
|
Применение знаний и умений в новой ситуации |
Переулок Почемучек Слайд 16 Даша: - Нас ждёт переулок Почемучек. Задание. Упражнение 246 Ночует, падает, говорят, выписали. - Найдите упражнение 246. Прочитайте предложения. Какие они по цели высказывания? (Вопросительные). - В группе выберите предложение, выпишите глагол и сделайте его разбор, как части речи. - Вам поможет памятка и наш построенный дом. (Учитель нажимает на подсказку) - Проверим ваши ответы, нажмём на цветные мелки. | Выполняют упражнение в группе Вспоминают какие бывают предложения по цели высказывания Разбирают глаголы как часть речи, опираясь на алгоритм разбора, представленный в виде памятки |
|
Контроль усвоения знаний, обсуждение ошибок и их коррекция
|
- Ребята, выполните тестовую работу. - Чтобы проверить нажмём на цветные мелки. Слайд 17 - Оцените свою работу. Критерии оценивания появятся, если мы нажмём на всё те же мелки. Слайд 18
| Выполняют тестовую работу Проверяют работу Самооценка | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Итог урока. Рефлексия | Удалось ли нам обобщить знания о глаголе? Рефлексия приклеить смайлик на картинку - Оцените свою работу на уроке. На смайликах поставьте себе оценку. Если вы затрудняетесь оценить себя, обратитесь к другу по группе. - Посмотрите на наш дом. Чего в нём не хватает? - Правильно, нет жильцов. Давайте заселим нашу новостройку жильцами. Домочадцами будут ваши смайлики. Прикрепите на картинку. - Вижу, что большинство детей оценили свою работу на 4и 5. Со многими результатами я согласна. - Всё ли вам понравилось на уроке? Почему - Что именно? - Подтвердились ли ваши ожидания от урока? Какие? | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Оценивают свою работу на уроке Совещаются в группе относительно оценки
Прикрепляют смайлики
Высказывают свои гипотезы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Домашнее задание
| Слайд 19 Домашнее задание будет творческим Составить текст « Весна в родном краю» Светит, греет, плывет (солнце). Льет, питает, барабанит (дождик). Растет, зеленеет, пробивается (трава). Звенит, бежит, серебрится (ручеек). Хмурятся, надвигаются, закрывают (тучи). Появляются, шепчутся, зеленеют (листья). - Ребята, настала пора попрощаться с нашими героями. Слайд 20 Даша и Башмачок прощаются. - | Отвечают на вопросы, заканчивают предложения
Прощаются с героями произведения
|
|
ПАМЯТКИ
Глагол – это часть речи,
которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы
Что делать? Что сделать?
Неопределённая форма – это начальная, неизменяемая форма глагола, которая не указывает
ни на время, ни на число глагола.
Глаголы в н. ф. отвечают на вопрос
что делать? или что сделать?
Чаще всего они имеют суффикс
-ть или -ти
Писать, решить
Глаголы настоящего времени
отражают действие,
происходящее в момент речи.
Общий определяющий вопрос
таких глаголов
в ед. числе - что делает? Рисует
во мн. числе – что делают? Пишут
Глаголы прошедшего времени
отражают действие,
происходившее до момента речи.
Отвечаю на вопросы
в ед. числе - что сделал?
что сделала? что сделало?
Нарисовал
во мн. числе – что сделали?
Написали
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам
Глаголы будущего времени
отражают действие,
которое будет происходить после момента речи.
Отвечают на вопросы
в ед. числе - что сделает?
что будет делать? Нарисует
во мн. числе – что сделают?
что будут делать? Напишут
Спряжение глаголов (н.ф.)
I спряжение
Все глаголы на
-еть , -ать, -оть, -уть, -ть
(кроме 11 глаголов, которые являются исключениями),
а также глаголы на – ить: брить, стелить
Ко II же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить.
А ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на –е спрягать нельзя.
ПАМЯТКА
Разбор глагола как части речи
1.Часть речи.
2. Начальная форма.
3.Спряжение.
4. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем и будущем времени.
Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
5. Роль в предложении.
Летят – гл., что делают?, н.ф. – лететь, II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.
Домашнее задание:
Составьте текст на тему «Весна в родном краю»
Светит, греет, плывет (солнце).
Льет, питает, барабанит (дождик).
Растет, зеленеет, пробивается (трава).
Звенит, бежит, серебрится (ручеек).
Хмурятся, надвигаются, закрывают (тучи).
Появляются, шепчутся, зеленеют (листья).
Таблицы изменение глаголов по лицам и числам
Лицо | Ед. ч. | Мн. ч |
1-е л. |
|
|
2-е л. |
|
|
3-е л. |
|
|
Тест по теме: «Глагол»
1. Прочитайте. Выберите букву правильного ответа.
Глагол - это …
а) часть речи;
б) член предложения;
в) слова
2. Глагол называет:
а) предмет;
б) действие и состояние предмета;
в) признак предмета.
3.Глаголы отвечают на вопросы:
а) Что? Кто?
б) Кому? Откуда?
в) Что делать? Что сделать?
4.Каким членом предложения чаще всего является?
а) подлежащим;
б) дополнением;
в) сказуемым
5. Как подчеркивается в предложении?
а)__________
___________
б)_ _ _ _ _ _ _
в)__________
6. Начальная форма глагола образуется при помощи:
а) суффиксов –ти, -ть,-чь;
б) окончаний;
в) приставок;
7) Глаголы имеют вид:
а) достаточный и недостаточный;
б) совершенный и несовершенный;
в) действительный и недействительный;
8. Как определить вид глагола?
А) по окончанию;
Б) по вопросу;
В) по спряжению
9. Глаголы не употребляются с …
А) частицей не;
Б) предлогами;
В) существительными
10. Глаголы изменяются по…
А) числам;
Б) падежам;
В) лицам
11. Мягкий знак после шипящих в глаголах пишется
А) всегда;
Б) никогда;
В) в зависимости от формы
12. Что такое спряжение?
А) изменение глаголов по падежам;
Б) изменение по лицам и числам;
В) изменение по родам
13. Найди окончания 1 спряжения
А) –ишь, -ите;
Б_ -ут, -ют;
В) –ет, -ют
14. Выбери время глаголов
А) настоящее;
Б) современное;
В) прошлое;
Г) будущее
Ключ к тесту
1-а
2-б
3-в
4-в
5-а
6-а
7-б
8-б
9-б
10-а, в
11-а
12-б
13-б, в
14-а, г
Критерии оценивания.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов 14.
«5» - 13-14 баллов;
«4» - 10-12 баллов;
«3» - 7-9 баллов;
«2» - если ученик набрал менее 7 баллов.