Предмет: русский язык
Класс: 5 кл.
Тема урока: Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных
Тип урока: ОНЗ
Основные цели урока :
1) сформировать умение строить правила на примере правила написания О – Е после шипящих и Ц;
2) сформировать умение применять правило написание О – Е после шипящих и Ц;
2) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
-высказывать предположения на основе наблюдений;
-формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;
-соотносить цели и результаты своей деятельности;
-определять степень успешности работы.
Познавательные:
-выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;
-искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;
- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
-уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, ноутбук, раздаточный материал: 1) карточка с заданием для пробного действия; 2) таблица для задания на первичное закрепление во внешней речи; 3) карточка самостоятельной работы; 4) карточка с заданием на этапе включения в систему знаний; 5) цветные карточки.
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||||||
I. Мотивация к учебной деятельности.
|
| Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм | Личностные: уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку
| |||||||
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
| 1.Подводящий диалог
2.Морфемный разбор слов Презентация Слайд 3: ш..лковый, ч..рточка.
3. Задание на пробное действие (слайд 4): На слайде представлены слова): Шёпот дружок врачом На слайде 5 представлены слова: Дружок врачом овражек солнцем
4.Запись темы урока в тетрадь
| Задает вопросы, предлагает выполнить морфемный разбор, объяснить орфограмму.
− Сегодня новая тема, вы сами откроете еще одно новое знание. С чего мы обычно начинаем нашу работу? -Верно. С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания. -Ребята, вспомните, что такое орфография? − Как называется буква, написание которой вы должны определить по какому-либо правилу? − Что такое морфема? − Назовите виды морфем.
-В каких морфемах могут встречаться орфограммы?
-Выполните морфемный разбор слов, вставив пропущенную орфограмму. Графически обозначьте орфограмму. -На какую орфограмму пропущены буквы? Что вы повторили?
Прочитайте слова . – Что общего у этих слов?
– А какие различия заметили?
– Можно ли применить известное вам правило написания букв ё, о после шипящих? Почему? – Сформулируйте тему урока. Посмотрите на следующий слайд - Какие еще слова добавились? –Уточните тему урока. Прочитайте название темы в учебнике § 99, стр 76 и сравните со своей формулировкой -Запишите тему урока в тетрадь.
| Отвечают на вопросы записывают слова
-С повторения
-Орфография – система правил правописания слов. -Орфограмма.
-Это часть слова. -Приставка, корень, суффикс, окончание. -Во всех перечисленных морфемах.
Выделяют морфемы, определяют орфограмму, вспоминают правило правописание о-ё после шипящих в корне слова .
-Существительные, есть шипящие, гласный под ударением. -Разные буквы после букв шипящих – ё и о. Не в корне, а в суффиксе и окончании.
-Слово с гласной е после шипящего и слово солнце, где вместо шипящего стоит буква ц «Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных».
| Предметные: анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия . Регулятивные: находить и исправлять ошибки, оценивать. Коммуникативные: осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока | |||||||
III. Выявление места и причины затруднения. |
| -Что ещё нового предстоит узнать? Какова же цель вашей деятельности?
− Что вы будете делать дальше?
− Да, нам необходим план действий. Шаги плана уже есть, но они перепутались. Восстановите последовательность ваших действий.
| -В каких случаях пишется о, а в каких е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных.) -Составим план действий
| Предметные и регулятивные: искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения | |||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения. |
| Вывешивает на доску шаги в перепутанном порядке:
По мере ответов переставляет шаги плана в верной последовательности:
| Предлагают свои версии | Предметные и регулятивные: искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по выбранным основаниям. Коммуникативные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
| |||||||
V.Физкультминутка.
|
| Вместе с детьми выполняет упражнения | Вместе с учителем выполняют упражнения |
| |||||||
VI . Реализация построенного проекта.
| Работа по слайдам 6-8 | -Прочитайте слова на слайде. -Укажите опознавательный признак орфограммы -Назовите орфограмму букву –гласного в этих словах. -Предположите какое условие выбора букв о или е в словах каждого столбика будет главным? −Сформулируйте правило. -Сравните свой вывод с текстом правила в учебнике на стр 76 −Теперь постройте алгоритм определения гласной после шипящих. | Читают слова на слайде, отвечают на вопросы. -Шипящие и ц. -Буквы о-е
-Если в словах ударение падает на сомнительную гласную, то пишется О, если на другую букву – пишется Е. .-В суффиксах и окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения е. Читают правило в учебнике Учащиеся предлагают свой вариант, согласованный вариант эталона фиксируется на доске 1. Найти шипящий(ц) перед гласным в слове. 2. Определить морфему с сомнительной гласной. 3. Определить часть речи 4. Поставить ударение. 4. Применить правило. | Предметные: преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему). Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| |||||||
VII.Первичное закрепление учебного материала. Применение полученных знаний на практике. | Заполнение таблицы данными примерами, работа по таблице на интерактивной доске , парная работа | − Что теперь надо сделать? -У каждого из вас на столе таблица. Закрепить умение применять правило написания О – Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных вам поможет следующее задание: распределите слова, находящиеся у вас на партах, в колонки таблицы. − В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения? − Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?
| -Надо научиться применять построенное правило.
Выполняют задание, часть слов проговаривают во внешней речи при заполнении таблицы на интерактивной доске, часть слов выполняют в парах.
Оценивают работу | Предметные и регулятивные: строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу. | |||||||
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
| − Как проверить, усвоили вы новое правило или нет?
– У вас на партах лежат карточки с заданием -Вставьте пропущенные буквы.
− У кого возникли затруднения при выполнении работы? − В каком месте возникло затруднение? − Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение? − У кого задание не вызвало затруднений? − Вы все молодцы!
| -Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.
Выполняют работу, вставляют пропущенные буквы, после выполнения сопоставляют с эталоном самопроверки
| Предметные: самостоятельно решать учебные задачи.
| |||||||
IX.Включение в систему знаний и повторение |
| -Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему?
− Что вы должны сделать дальше?
− Первое задание ( слайд 9) : Определите значения слов, подберите синонимы. Эти слова-синонимы должны содержать в себе изучаемую орфограмму. Объясните ее графически. -Проверьте себя по образцу
− Второе задание – выборочный диктант. Я вам продиктую предложения, а вы на слух определите слова с изучаемой орфограммой и выпишите их в соответствующие колонки
| -Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать. -Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.
Самопроверка по образцу
| Предметные: анализировать, строить рассуждения, делать выводы.
Предметные: владеть приёмами выборочного аудирования.
| |||||||
VIII.Рефлексия учебной деятельности |
| -Что нового вы узнали на уроке?
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чем у вас было затруднение? − Как вы открывали новое знание? − Что вам помогло открыть новое знание? – У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
| -Узнали правописание букв О/Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных. -Подвести итог нашей работы. -Узнать правило правописания букв о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных
| Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы | |||||||
IX.Домашнее задание |
| Параграф 99, выучить правило, упр.557
| Записывают задание. |
|
Приложения к уроку :
Карточки № 1.
Гласная | О | Е | ||
Морфема | суффикс | окончание | суффикс | окончание |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
Образец для проверки
Гласная | О (под ударением) | Е (без ударения) | ||
Морфема | суффикс | окончание | суффикс | окончание |
1. | Пирожок | Ключом | Овражек | Тучей |
2. | Ручонка | Богачом | Подушечка | Ландышем |
3. |
| Чертежом | Человечек | Птицей |
4. |
| Мечом | Точечка | Старшему |
5. |
| Шалашом |
| Улицей |
Карточка № 2
Самостоятельная работа
Камыш..м |
|
книж..нка |
|
пейзаж..м |
|
девч..нка |
|
со страж..ей |
|
с гусениц..й |
|
руч..нка |
|
пальтец.. |
|
с полотенц..м |
|
прыж..к |
|
Предложения для выборочного диктанта:
1) Лошади бежали рысцой.
2) Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей.
3) Плывет кораблик-солнышко, кругом лучи кольцом.
4) Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.
5) Ласточка свила гнездо под крышей.
6) Над рощей пронеслась туча.
7) Подобрали ребята двух птенцов.
8) Мы любовались громадами снежных дворцов.
Образец для самопроверки:
О | Е |
Рысцой Плечом Кольцом Плющом Птенцов Дворцов | Ношей Крышей Рощей
|
Фразы для рефлексии:
− Я знаю правописание гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.
− Я знаю, в каких случаях пишется О, в каких – Е после шипящих и Ц.
− В самостоятельной работе у меня все получилось.
− Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
− Я доволен своей работой на уроке