Технологическая карта урока
Бойко Ольга Юрьевна
Класс: 2"Б" класс
УМК: ОС «Школа 2100»
Предмет: русский язык
Тема. Развитие умения различать приставки и предлоги.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Место урока в изучаемой теме: данный урок пятый в системе уроков по теме: «Части слова. Приставка», на изучение которой предусмотрено 7 часов.
Цель: формировать умение различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами.
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Основные понятия: приставка, предлог. Знать: правило определения приставок, правописание приставок;
Уметь: видеть в словах изученные приставки, различать одинаковые по написанию приставки и предлоги. | – умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно | – умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт | – умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре | формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Ход урока
Этапы урока | Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
предметные | личностные, метапредметные | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.). Цели: –актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности. |
Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять. Проговорить правила общения.
Проговорить последовательность действий на уроке. | Слайд 1.
- Добрый день ребята, я рада вас видеть. Посмотрите внимательно, всё ли готово у вас к уроку? – Вспомним правила поведения на уроке. Слайд 2
– Для чего нужно соблюдать эти правила? – Нам сегодня предстоит поработать в парах. Давайте вспомним правила общения. – Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
| Проверяют готовность к уроку. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке. – Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали. Проговаривают правила общения.
– Определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания. |
|
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). |
II. Актуализация (7мин.) Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.
| Минутка чистописания От, до, на, до
Машаотмылачашкуотмыла.
Определить основной вопрос урока.
Маша отмыла чашку от мыла.
| - Повторяем написание высоких и низких соединений - На что похожи эти буквосочетания? Слайд 3
-Помогите разобраться, что здесь написано? -Посоветуйтесь друг с другом. -По каким признакам вы догадались, что это предложение? - Напишите предложение в тетрадях. -Проверяем Слайд 4
-Обратите внимание на слова отмыла и от мыла. -Почему в первом случае мы написали слитно, а во втором раздельно? – Что общего в этих словах? - Какой вопрос возникает?
| Самостоятельно выполняют задание Выдвигают различные версии. Возможны варианты: слоги, приставки, предлоги. Выдвигаются различные версии, записываются на доске. Слова связаны между собой по смыслу, выражают законченную мысль. Работа в тетрадях. Сверяют с парильной записью -Потому что в первом случае это приставка, а во втором – предлог. – Одинаковые буквы в написании предлогов и приставок. – Как отличить друг от друга одинаковые приставки и предлоги? | Умение правильно соединять буквы. Умение конструировать предложение. Различать приставку от других частей слова, и предлог от других частей речи. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). |
III. Формулирование темы. (2 мин.). Цель: – организовать формулировку темы, цели урока. | Сформулировать тему, цель урока.
| – Значит, какая тема нашего урока сегодня? Уточняет тему урока.
| – Различие предлогов и приставок.
|
| Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД). |
IV. Открытие нового знания (13 мин.). Цели: – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.
| Проговорить последовательность действий на уроке. Найти способ, как различить одинаковые предлоги и приставки. Обобщить знания, полученные ранее. Слайд 5
Предлог Приставка часть _____ часть _____ Самостоятельно не употребляется Служит для___ Служит для___ Пишется _____ Пишется___ Физминутка. Игра на внимание. За домом, залетел, с дерева, свернули, на бумаге, нарезать, на листе, начертила. Слайд 7
(По)дула зима (по)полю холодом. (По)бежали морозы (по)озёрам и рекам.
| – Какой наш следующий шаг? -Пользуясь знаниями, полученными ранее, какие вопросы мы можем задать и ответить на них? -Вы сейчас поработаете в парах. -На ваших партах лежат карточки. Прочитайте их внимательно, обсудите и постарайтесь дописать предложения. -Проверим, у всех ли получилось? Слайд 6
- Поможет ли наша памятка ответить на главный вопрос нашего урока? -Прежде чем продолжить урок, немного отдохнём. - Встаньте у своих парт. - Игра на внимание. - Я говорю слова с приставкой, вы хлопаете, с предлогом – прыгаете. - Закончили, сели. - Обратите внимание на доску. - Как вы думаете, какое будет задание? - Посоветуйтесь друг с другом, думаете, как ответить на главный вопрос урока? – Какое есть предложение (гипотеза)? Подсказка к выдвижению решающей гипотезы: – Попробуйте вставить слово между по и следующим словом. Побуждение к проверке: – Как проверить, какой способ верный? Подсказка к плану проверки: – Может быть, нужно проделать эти действия? – Что получилось? – Какой делаем вывод? Слайд 8
– Сравним свой вывод с авторским (с. 98). – Какой способ различия предлога и приставки нам предлагает автор? – Используя способы различения приставки и предлога, выполним задание. - Сравним с образцом. Слайд 9
| – Открываем новое знание. -Что такое приставка? -Что такое предлог? -Для чего они нужны? Работают в парах. Обобщают знания, полученные ранее. Сравнивают свою работу с образцом. -Да, конечно. Выполняют задания. - Раскрыть скобки. Высказывают предложения (гипотезы). Представление гипотез. – Если можно вставить слово, значит это предлог и пишется раздельно. – Между приставкой и корнем нужно вставить слово. - Между предлогом и следующим словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово. Выполняют задание в тетради. |
Различать приставки и предлоги. | Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Работать в паре (коммуникативные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД). |
V. Применение нового знания (12 мин.). Цели: – организовать применение нового знания; – организовать выполнение самостоятельной работы; – организовать фронтальную проверку, самопроверку;
| Слайд 10
(За)бежал (за)дом . ( С)валился (с)крыши. (В)летел (в)окно.( На)писал (на)снегу. Списать, раскрыть скобки. Выделить приставки, подчеркнуть пробел между предлогом и словом. Самопроверка. Слайд 12
Выберите для себя задание сами. Раскрыть скобки. Лодка (от)плыла (от)берега. Солнце (за)шло ( за) тучу. (По)дорогам сада (по)бежали ручейки. Раскрыть скобки и вставить нужные предлоги. Воробей (за)бился …крышу. Машина (под)ъехала….дому. Лось (с)прятался …дерево. Взаимопроверка.
| – Какой наш следующий шаг?
Организует фронтальную работу по заданию.
Организует выполнение самостоятельной работы.
Организует самопроверку по образцу. Слайд 11.
-
Выберите себе задание сами
Организует взаимопроверку по образцу. Слайд 13.
| – Применяем новые знания.
По одному человеку каждое предложение объясняют.
Самостоятельно выполняют задание в тетради (7 мин.).
Проверяют, исправляют ошибки. Объясняют причины ошибок.
Дети проверяют тетради друг у друга, выставляют отметки на полях. | Различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами.
Различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами.
| Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
Находить и исправлять ошибки самостоятельно и у одноклассников (регулятивные УУД).
|
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.). Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Определить, какое новое знание открыли. Рефлексия. Слайд 14
| - Что узнали нового? - Всё ли у нас получилось? - Какую отметку себе поставим? - Что ещё хотели бы узнать?
| – Как отличить друг от друга одинаковые приставки и предлоги – Способ различения предлогов и приставок.
|
| Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |
VII. Домашнее задание (5 мин.). Цель: – организовать выполнение д/з. | С. 98, упр. 139. | – Прочитайте задание. – Что вы будете делать сначала, что потом?
| Читают задание самостоятельно.
| Различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами.
| Работать по плану (регулятивные УУД). Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). |