Технологическая карта урока. Выполнила Бородина А.В.
УМК | Перспективная начальная школа | |
Учебный предмет | Русский язык | |
Тема урока | Правильное употребление приставок НА- и О-, в словах «надеть», «надевать», «одеть», «одевать». | |
Класс | 2 | |
Тип урока | Открытие новых знаний | |
Цель | Рассмотреть лексическое значение приставок; создать условия для усвоения детьми правильного употребления приставки НА- и О- в словах «надеть, надевать; одеть, одевать». | |
Задачи |
| |
Технологии, методы | Технология сотрудничества, проблемное обучение | |
Основные понятия, термины | «корень»; «приставка»; «часть слова». | |
Планируемые результаты | ||
Личностные: -положительное отношение к урокам русского языка, к школе; - устанавливать связь между целью учебной деятельностью и ее мотивом; - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
| Метапредметные: Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебные задачи; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - сохранять учебную задачу, находить варианты решения учебной задачи, отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; - осуществлять контроль процесса и результатов деятельности. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - проводить анализ учебного материала; - осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять полученные знания. Коммуникативные УУД: - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - строить монологические высказывания; - допускать существование различных точек зрения; - корректно формулировать свою точку зрения; - договариваться, приходить к общему решению. | Предметные: -находить в словах приставку, корень, суффикс, окончание; -употреблять приставки НА- и О-.
|
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, парная. | |
Ресурсы | Учебник: Н.А.Чуракова Русский язык: Учебник для 2 класса: в 2ч.- Москва: Академкнига/учебник 2012г., Тетрадь для самостоятельной работы №2 Байкова Т.А., Малаховская О.В. Тематические карточки. Компьютер, проектор. Карточки с изображением яблок трех цветов: зеленый, красный, желтый. |
№ п/п | Этап урока | Формируемые умения | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Мотивация к учебной деятельности Задача: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне | Коммуникативные УУД- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД построение монологического высказывания. Личностные УУД смыслообразование | Написан девиз: «-Буду внимательным! - Буду стараться! - Буду думать!» | -Звенит звонок Ученый О чем он говорит? Тихонько сесть за парты, Он вам, друзья, велит! Тихонечко все сели. Сейчас начнем урок, Но! Прежде мы проверим Готов ли ты, дружок?! Учебник и тетради, Дневник, карандаши, Линейка, ручка, ластик! «Ну вот, готов и ты!»- Сказал звонок Ученый. Ведь мы- УЧЕНИКИ!!! - А что это за волшебные слова, написаны на доске?
-Я предлагаю Вам произнести его, громко, четко и вдумчиво! | Учащиеся проверяют, все ли готово к уроку.
Ответы учащихся (это девиз, под которым бы будем работать).
Произносят девиз |
II | Актуализация опорных знаний. Задача: повторение пройденного материала. | Познавательные УУД логические (выделение общего, анализ и сравнение слов, подведение под понятие, анализ затруднений). | http://LearningApps.org/display?v=pxe6iq53j17
| -Подготовим руку к письму. Обратите внимание на доску: вам дано задание- нужно правильно подобрать приставки к словам. Мы поступим следующим образом: к первой паре слов подбираем нужную приставку и записываем к себе в тетрадь одно понравившееся вам слово, выделяя при этом приставку, и так далее. Приступаем к работе. - Молодцы! Все приставки правильно подобрали к словам. | Выполняют задание, записывают в тетрадь по одному слову из пары.
Вопросы учащихся (Почему мы одно и тоже слово написали с разными приставками На- и О- это же одно слово с одним значением). Вступают в дискуссию друг с другом: одна половина класса утверждает, что у данных слов одинаковый смысл, вторая половина говорит, что разный. |
III | Постановка проблемы Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.
| Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельностью и ее мотивом Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебные задачи Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) Коммуникативные: строить монологические высказывания, корректно формулировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения |
| - Итак, мнения разделились! Одна половина класса считает, что приставки НА- и О- абсолютно не влияют на значение слова «одеть-надеть»,а вторая половина класса считает, что у данных слов разное значение. Что обозначают слова «надеть-одеть» -Сейчас, мне может кто-нибудь ответить на вопрос: В чем же заключается суть приставок НА- и О- в словах «надеть, одеть»? -Что Вас поставило в затруднительное положение?
- В таком случае, попробуем определить тему нашего урока.
- Исходя из темы, какие задачи мы перед собой поставим?
-Молодцы! Все правильно сказали. |
Слова-действия предметов, отличаются приставками.
Не могут дать ответ на данный вопрос.
Называют возникшие затруднения (недостаточно знаний).
Определяют тему урока(Правильное употребление приставок НА- и О-, в словах «надеть», «надевать», «одеть», «одевать). Задачи (-познакомимся с особенностями употребления приставок НА- и О-; -научимся различать слова с приставками и правильно употреблять их).
|
IV | Открытие новых знаний. Побуждающий диалог от проблемной ситуации | Познавательные: проводить анализ учебного материала, поиск и выделение необходимой информации, применять полученные знания Регулятивные: сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения учебной задачи, отличать верно выполненное задание от неверного Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, корректно формулировать своё мнение, договариваться, приходить к общему решению.
| Тематические картинки | -Ребята, где мы можем узнать, в каких случаях нужно использовать приставки НА- и О-? -Давайте прочтём рассказ волшебницы Анишит Йокоповны, о приставках НА- и О-. (Учебник, стр.88). - Ребята, в помощь нам в учебнике дана присказка. Давайте ее прочтем все вместе.(Данная присказка закрепляется тематической картинкой).
- Проанализировав присказку и данную картинку, можно сделать предварительный вывод?
| Отвечают на вопрос(прочитать в учебнике).
Читают все вместе хором: «НАдеть одежду, Одеть Надежду»
Можно. Приставка О- на кого-то одеваем, приставка НА- на себя надеваем одежду.
|
V | Физкультминутка Цель: создать активную ситуацию для активизации мыслительной деятельности, комфортные условия для занятия, отдыха |
|
| - Молодцы! А сейчас- перерыв. Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг Кря, кря, кря. Полетел зеленый жук Ж-Ж-Ж. Гуси шеи выгибали Клювом перья расправляли. Зашумел в пруду камыш Ш-Ш-Ш. И опять настала ти... | Выполняют движения физкультминутки |
VI | Исследование в парах | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. | Тематическая картинка для проверки правильности написания. | - А сейчас, выполним упражнение 98, страница учебника 88.Внимательно читаем и aнализируем задание. Также обратите внимание на иллюстрацию к заданию. - Все согласны в выборе приставок? - Кто докажет, что приставки выбраны правильно? - Запишите это упражнение в тетрадь. Выделите приставки НА- и О- в словах. - Какие орфограммы встретились вам в тексте данного стихотворения? - Молодцы! Правильно! Подчеркните эти орфограммы. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.
| Читают задание. Отвечают на вопросы.
(Приставка О- - на кого- то одеваем, приставка НА- -на себя надеваем одежду). Работают в парах, выбирают нужную приставку
(Сочетание ЧК без ь).
Делают вывод. Осуществляют взаимопроверку, взаимооценку.
|
VII | Обмен информацией Проверить понимание изученного материала, его доступность, уровень сложности.
| Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) Регулятивные: осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить Коммуникативные: строить монологические высказывания |
| - А теперь желающая пара отчитается о собранных материалах исследования.
- Какой общий вывод мы можем сделать?
- Вы отлично поработали! Молодцы!!! -Сейчас я вам раздам карточки, ваша задача правильно отметить приставки. Неправильное зачеркнуть.
Надеть братика Надеть носочки Одеть сестрёнку Одеть костюм Надевать пиджак Одевать сынишку
| Делают вывод в виде правила.
«Одеть- «покрыть одеждой». Глагол употребляется с одушевленными существительными. Например: одеть (кого?) малыша». «Надеть- «укрепить что-либо на чем-либо». Глагол употребляется с неодушевленными существительными. Надеть(что?) шапку».
Выполняют работу. (Надеть братика Надеть носочки Одеть сестрёнку Одеть костюм Надевать пиджак Одевать сынишку).
|
VIII | Первичное закрепление Цель: закрепить знания по пройденному материалу и применить на практике. | Регулятивные: уметь выполнять работу по предложенному плану. Познавательные: применять усвоенный способ действий к решению новой задачи. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| https://learningapps.org/display?v=pz9tz7cu517
| -Молодцы! Справились и с этим заданием! А сейчас нам необходимо выяснить, что-же сегодня на уроке мы с вами узнали нового, что поняли? Для закрепления изученного, мы выполним еще одно задание. -Итак. Ребята вы должны сейчас записать предложения и вставить нужную приставку. После того как вы запишите предложение- мы его соотнесем с той или иной картинкой. После завершения работы мы с вами сопоставим ваши ответы с моими ответами. И обсудим. Приступаем к работе. -Итак, проверяем! Правильно выполнили упражнение. Что помогло вам справиться с данным заданием? | Выполняют задание. (Катя куклу в новое платье Одела. Мама новое платье НАдела. Светлячки голубые очки НАадели. Я хочу новый костюм НАдеть. Мама сына в новую рубашку Одела. Алиса попросила маму Одеть куклу.)
Отвечают на вопрос (использовали правило: «Одеть- «покрыть одеждой». Глагол употребляется с одушевленными существительными. Например: одеть (кого?) малыша». «Надеть- «укрепить что-либо на чем-либо». Глагол употребляется с неодушевленными существительными. Надеть(что?) шапку»). |
IX | Рефлексия учебной деятельности Задача: Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | На доске расположена картинка корзинки, в которую дети «кладут» яблоки | - Ребята, вы большие молодцы! Так отлично работали на уроке. Давайте вспомним, какую цель мы сегодня поставили в начале урока? - Правильно! Молодцы. Пришло время оценить свою работу и работу своих товарищей. -Как вы заметили, еще в начале урока, я раздала каждому из вас по три яблока*- зеленое, красное и желтое. Итак, сейчас я дам характеристику каждому из яблок, ваша задача выбрать нужное для себя. Слушаем внимательно: -узнал больше, чем знал; доволен своим результатом и уроком в целом; я считаю, что сделал все на отлично, у меня хорошее настроение. -понял материал, но не справился с справился с некоторым заданием, у меня грустное настроение. -ничего не понял; занятие не интересное, не было никакой полезной информации; скверное настроение. Ваша задача- выбрать яблочко и положить его в корзинку, которая расположена на доске. -Для того чтобы закончить урок на положительной ноте, я вам предлагаю воспользоваться упражнением «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором вы оцениваете вклад друг друга в урок и благодарите друг друга и учителя за проведенный урок.
| Ответы учащихся( научиться правильно употреблять приставки НА- и О- в словах «надеть, одеть»).
Ребята выбирают яблоко нужного цвета и «отправляют» его в корзинку. Учащиеся дают самооценку своей работы.
|
X | Домашнее задание |
| Записано домашнее задание. | -Упражнение 99 поможет вам дома еще раз закрепить изученный материал. Давайте прочитаем задание к нему. Какие трудности вызывает задание? Как будете выполнять? - Молодцы, ребята. Я очень довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо. | Записывают домашнее задание, отвечают на вопросы.
Благодарят за работу. |