«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Правильное употребление приставок НА- и О-, в словах «надеть», «надевать», «одеть», «одевать».

Технологическая карта урока русского языка. Использовалась для открытого урока.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока. Выполнила Бородина А.В.



УМК

Перспективная начальная школа

Учебный предмет

Русский язык

Тема урока

Правильное употребление приставок НА- и О-, в словах «надеть», «надевать», «одеть», «одевать».

Класс

2

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

Рассмотреть лексическое значение приставок; создать условия для усвоения детьми правильного употребления приставки НА- и О- в словах «надеть, надевать; одеть, одевать».

Задачи

  1. Познакомить с особенностями употребления приставок НА- и О-

  2. Формировать умение различать слова с приставками и правильно употреблять их.

Технологии, методы

Технология сотрудничества, проблемное обучение

Основные понятия, термины

«корень»; «приставка»; «часть слова».

Планируемые результаты

Личностные:

-положительное отношение к урокам русского языка, к школе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельностью и ее мотивом;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебные задачи;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- сохранять учебную задачу, находить варианты решения учебной задачи, отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

- осуществлять контроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- проводить анализ учебного материала;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять полученные знания.

Коммуникативные УУД:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- строить монологические высказывания;

- допускать существование различных точек зрения;

- корректно формулировать свою точку зрения;

- договариваться, приходить к общему решению.

Предметные:

-находить в словах приставку, корень, суффикс, окончание;

-употреблять приставки НА- и О-.


Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Ресурсы

Учебник: Н.А.Чуракова Русский язык: Учебник для 2 класса: в 2ч.- Москва: Академкнига/учебник 2012г.,

Тетрадь для самостоятельной работы №2 Байкова Т.А., Малаховская О.В.

Тематические карточки.

Компьютер, проектор.

Карточки с изображением яблок трех цветов: зеленый, красный, желтый.



п/п

Этап урока

Формируемые умения

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Мотивация к учебной деятельности

Задача:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Коммуникативные УУД- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД построение монологического высказывания.

Личностные УУД смыслообразование

Написан девиз:

«-Буду внимательным!

- Буду стараться!

- Буду думать!»

-Звенит звонок Ученый

О чем он говорит?

Тихонько сесть за парты,

Он вам, друзья, велит!

Тихонечко все сели.

Сейчас начнем урок,

Но! Прежде мы проверим

Готов ли ты, дружок?!

Учебник и тетради,

Дневник, карандаши,

Линейка, ручка, ластик!

«Ну вот, готов и ты!»-

Сказал звонок Ученый.

Ведь мы- УЧЕНИКИ!!!

- А что это за волшебные слова, написаны на доске?





-Я предлагаю Вам произнести его, громко, четко и вдумчиво!

Учащиеся проверяют, все ли готово к уроку.





















Ответы учащихся (это девиз, под которым бы будем работать).



Произносят девиз

II

Актуализация опорных знаний.

Задача: повторение пройденного материала.

Познавательные УУД

логические

(выделение общего, анализ и сравнение слов, подведение под понятие, анализ затруднений).

http://LearningApps.org/display?v=pxe6iq53j17


-Подготовим руку к письму. Обратите внимание на доску: вам дано задание- нужно правильно подобрать приставки к словам. Мы поступим следующим образом: к первой паре слов подбираем нужную приставку и записываем к себе в тетрадь одно понравившееся вам слово, выделяя при этом приставку, и так далее. Приступаем к работе.

- Молодцы! Все приставки правильно подобрали к словам.

Выполняют задание, записывают в тетрадь по одному слову из пары.













Вопросы учащихся (Почему мы одно и тоже слово написали с разными приставками На- и О- это же одно слово с одним значением).

Вступают в дискуссию друг с другом: одна половина класса утверждает, что у данных слов одинаковый смысл, вторая половина говорит, что разный.

III

Постановка проблемы

Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.


Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельностью и ее мотивом

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебные задачи

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

Коммуникативные: строить монологические высказывания, корректно формулировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения


- Итак, мнения разделились! Одна половина класса считает, что приставки НА- и О- абсолютно не влияют на значение слова «одеть-надеть»,а вторая половина класса считает, что у данных слов разное значение. Что обозначают слова «надеть-одеть»

-Сейчас, мне может кто-нибудь ответить на вопрос: В чем же заключается суть приставок НА- и О- в словах «надеть, одеть»?

-Что Вас поставило в затруднительное положение?



- В таком случае, попробуем определить тему нашего урока.



- Исходя из темы, какие задачи мы перед собой поставим?










-Молодцы! Все правильно сказали.








Слова-действия предметов, отличаются приставками.


Не могут дать ответ на данный вопрос.



Называют возникшие затруднения (недостаточно знаний).




Определяют тему урока(Правильное употребление приставок НА- и О-, в словах «надеть», «надевать», «одеть», «одевать).

Задачи

(-познакомимся с особенностями употребления приставок НА- и О-;

-научимся различать слова с приставками и правильно употреблять их).


IV

Открытие новых знаний.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Познавательные: проводить анализ учебного материала, поиск и выделение необходимой информации, применять полученные знания

Регулятивные: сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения учебной задачи, отличать верно выполненное задание от неверного

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, корректно формулировать своё мнение, договариваться, приходить к общему решению.


Тематические картинки

-Ребята, где мы можем узнать, в каких случаях нужно использовать приставки НА- и О-?

-Давайте прочтём рассказ волшебницы Анишит Йокоповны, о приставках НА- и О-.

(Учебник, стр.88).

- Ребята, в помощь нам в учебнике дана присказка. Давайте ее прочтем все вместе.(Данная присказка закрепляется тематической картинкой).


- Проанализировав присказку и данную картинку, можно сделать предварительный вывод?



Отвечают на вопрос(прочитать в учебнике).





Читают все вместе хором:

«НАдеть одежду,

Одеть Надежду»















Можно. Приставка О- на кого-то одеваем, приставка НА- на себя надеваем одежду.


V

Физкультминутка

Цель: создать активную ситуацию для активизации мыслительной деятельности, комфортные условия для занятия, отдыха



- Молодцы! А сейчас- перерыв.

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг

Кря, кря, кря.

Полетел зеленый жук

Ж-Ж-Ж.

Гуси шеи выгибали

Клювом перья расправляли.

Зашумел в пруду камыш

Ш-Ш-Ш.

И опять настала ти...

Выполняют движения физкультминутки

VI

Исследование в парах

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Тематическая картинка для проверки правильности написания.

- А сейчас, выполним упражнение 98, страница учебника 88.Внимательно читаем и aнализируем задание. Также обратите внимание на иллюстрацию к заданию.

- Все согласны в выборе приставок?

- Кто докажет, что приставки выбраны правильно?

- Запишите это упражнение в тетрадь. Выделите приставки НА- и О- в словах.

- Какие орфограммы встретились вам в тексте данного стихотворения?

- Молодцы! Правильно! Подчеркните эти орфограммы.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.


Читают задание. Отвечают на вопросы.









(Приставка О- - на кого- то одеваем, приставка НА- -на себя надеваем одежду).

Работают в парах, выбирают нужную приставку


(Сочетание ЧК без ь).







Делают вывод. Осуществляют взаимопроверку, взаимооценку.




VII

Обмен информацией

Проверить понимание изученного материала, его доступность, уровень сложности.


Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Коммуникативные: строить монологические высказывания


- А теперь желающая пара отчитается о собранных материалах исследования.


- Какой общий вывод мы можем сделать?









- Вы отлично поработали! Молодцы!!!

-Сейчас я вам раздам карточки, ваша задача правильно отметить приставки. Неправильное зачеркнуть.


Надеть братика

Надеть носочки

Одеть сестрёнку

Одеть костюм

Надевать пиджак

Одевать сынишку


Делают вывод в виде правила.



«Одеть- «покрыть одеждой». Глагол употребляется с одушевленными существительными. Например: одеть (кого?) малыша».

«Надеть- «укрепить что-либо на чем-либо». Глагол употребляется с неодушевленными существительными. Надеть(что?) шапку».





Выполняют работу.

(Надеть братика

Надеть носочки

Одеть сестрёнку

Одеть костюм

Надевать пиджак

Одевать сынишку).


VIII

Первичное закрепление

Цель: закрепить знания по пройденному материалу и применить на практике.

Регулятивные: уметь выполнять работу по предложенному плану.

Познавательные: применять усвоенный способ действий к решению новой задачи.



Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


https://learningapps.org/display?v=pz9tz7cu517


-Молодцы! Справились и с этим заданием! А сейчас нам необходимо выяснить, что-же сегодня на уроке мы с вами узнали нового, что поняли? Для закрепления изученного, мы выполним еще одно задание.

-Итак. Ребята вы должны сейчас записать предложения и вставить нужную приставку. После того как вы запишите предложение- мы его соотнесем с той или иной картинкой. После завершения работы мы с вами сопоставим ваши ответы с моими ответами. И обсудим. Приступаем к работе.



-Итак, проверяем! Правильно выполнили упражнение. Что помогло вам справиться с данным заданием?













Выполняют задание.

(Катя куклу в новое платье Одела. Мама новое платье НАдела. Светлячки голубые очки НАадели. Я хочу новый костюм НАдеть. Мама сына в новую рубашку Одела. Алиса попросила маму Одеть куклу.)





Отвечают на вопрос (использовали правило: «Одеть- «покрыть одеждой». Глагол употребляется с одушевленными существительными. Например: одеть (кого?) малыша».

«Надеть- «укрепить что-либо на чем-либо». Глагол употребляется с неодушевленными существительными. Надеть(что?) шапку»).

IX

Рефлексия учебной деятельности

Задача: Осознание  обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

На доске расположена картинка корзинки, в которую дети «кладут» яблоки

- Ребята, вы большие молодцы! Так отлично работали на уроке. Давайте вспомним, какую цель мы сегодня поставили в начале урока?

- Правильно! Молодцы. Пришло время оценить свою работу и работу своих товарищей.

-Как вы заметили, еще в начале урока, я раздала каждому из вас по три яблока*- зеленое, красное и желтое. Итак, сейчас я дам характеристику каждому из яблок, ваша задача выбрать нужное для себя. Слушаем внимательно:

-узнал больше, чем знал; доволен своим результатом и уроком в целом; я считаю, что сделал все на отлично, у меня хорошее настроение.

-понял материал, но не справился с справился с некоторым заданием, у меня грустное настроение.

-ничего не понял; занятие не интересное, не было никакой полезной информации; скверное настроение.

Ваша задача- выбрать яблочко и положить его в корзинку, которая расположена на доске.

-Для того чтобы закончить урок на положительной ноте, я вам предлагаю воспользоваться упражнением «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором вы оцениваете вклад друг друга в урок и благодарите друг друга и учителя за проведенный урок.


Ответы учащихся( научиться правильно употреблять приставки НА- и О- в словах «надеть, одеть»).









Ребята выбирают яблоко нужного цвета и «отправляют» его в корзинку.

Учащиеся дают самооценку своей работы.




X

Домашнее задание


Записано домашнее задание.

-Упражнение 99 поможет вам дома еще раз закрепить изученный материал. Давайте прочитаем задание к нему.

Какие трудности вызывает задание?

Как будете выполнять?

- Молодцы, ребята. Я очень довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо.

Записывают домашнее задание, отвечают на вопросы.





Благодарят за работу.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее