Технологическая карта урока
Предмет________Русский язык___________________________
Класс___________2_____________________________________
Автор УМК________Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Перспектива»______
Тема урока______Имя существительное_________________________________
Тип урока_______открытие новых знаний________________________________
Цель: Познакомить обучающихся с именем существительным как частью речи.
Задачи:
1) ввести понятие «имя существительное»;
показать различия между одушевленными и неодушевленными существительными;
определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;
обогатить речь детей словами - названиями инструментов;
пропедевтически познакомить с ролью местоимений в речи (без введения термина).
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок. | Прозвенел звонок и смолк – | Приветсвуют учителя. Настраиваются на урок. | | |
II. Орфографическая минутка | - Прочитайте слово, вставьте пропущенную букву, объясните орфограмму. Д.рев.я, м.л.дая, тра.ка, скв.рцы, прил.тели, прекрас.ная, заз.л.нела, гр.чи. - Составьте с данными словами предложение. | Проговаривают пропущенные буквы, составляют предложение. | Определять и объяснять орфограмму. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД). |
III. Создание проблемной ситуации. | Сегодня мы с вами начнем изучать новую часть речи - имя существительное. Но я думаю, что многое об этой части речи вам уже известно. Просто раньше мы называли слова этой части речи по-другому. Как? Подумайте и ответьте после выполнения заданий. | Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. | | Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Формулирование темы урока и постановка учебной задачи. | - На какие вопросы отвечают? - А знаем ли мы, как называется эта часть речи? - Какая проблема возникла? - Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? - Оказывается в русском языке существуют слова, которыми можно назвать каждую часть речи. Группы слов, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? и обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать и т.д.- называют что-то существующее. - Как бы вы назвали эту часть речи? - Сформулируйте тему урока. - Итак, какие задачи поставим перед собой? | Отвечают на вопросы. (Узнать, как называется эта часть речи и научиться определять её среди других частей речи)
Называют тему и задачи урока. (Имя существительное) Формулируют задачи. 1. Распознавать имена существительные по значению и вопросу 2. Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные | | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
V. Открытие нового знания. | Выписывать слова из текста надо в начальной форме, чтобы они отвечали именно на вопрос кто? или что? Введение термина «имя существительное» при чтении сообщения Самоварова (с. 77). | Выписывают из текста слова, отвечающие на вопросы кто? и что? (упр. 93) Читают правило. | Различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что? | Добывать новые знания (Познавательные УУД). |
VI. Физминутка. | Наши ручки Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. | Выполняют разминку. | | |
VII. Первичное закрепление. Работа в группах. | Задает вопросы: Вы можете теперь отгадать мою загадку? Как мы называли эту группу слов раньше? А как будем называть теперь? Какие имена существительные называются одушевленными? а неодушевленными? - Работая в группах найдите неодушевленные (упр. 94) и одушевленные (упр. 95) имена существительные. - Определите, к какой из тематических групп относятся эти слова. Особое внимание надо обратить на названия инструментов: Знакомы ли вам эти вещи? Умеете ли вы ими пользоваться? | Работа по вопросам учителя.
Выполняют упражнения. В группах находят одушевленные и неодушевленные имена существительные. Определяют тематические группы (названия инструментов, животных). | Различать одушевленные и неодушевленные существительные | Слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). |
VIII. Закрепление. Самостоятельная работа. | Работа с текстом «Скворец» по заданиям учебника (упр. 96). Показывает различие в значении имен существительных и местоимений: имя существительное точно называет какой-либо предмет, а местоимение может заменять другие слова и само по себе предмет не обозначает: Когда мы говорим скворец, мы точно называем птицу. А кто такой он? Мальчик? Карандаш? Дом? Скворец? А для чего тогда нужно в речи слово он? | Самостоятельно выполняют упр. 96, читают текст. Наблюдение за ролью местоимения («маленького слова») он.
(Чтобы можно было не повторять одно и то же существительное, а заменить его словом он.) | Роль местоимений в речи | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
IX. Итог урока Рефлексия | Вернёмся к цели урока. Какую цель ставили? Вернёмся к записанным словам. Деревья, трава, скворцы, грачи. - К какой части речи относятся слова, которые мы выписали вначале урока? - Что называется именем существительным? - Какие бывают имена существительные? - Какие задания вы выполняли с удовольствием? - Кого бы вы сегодня похвали за работу на уроке? - Возьмите конвертики, я приготовила для вас листочек, цветочек и яблочко. - Если вы считаете, что поработали хорошо, усвоили материал урока, то возьмите плод - красное спелое яблочко – это значит, вы работали плодотворно; - Если вы думаете, что вам необходимо ещё поработать над этой темой и у вас на уроке были затруднения при выполнении заданий, возьмите цветочек . - Если для вас задания были сложными и тема урока показалась трудной, то возьмите листочек. (По рядам обучающиеся выходят к доске и выставляют на дерево выбранную картинку) - Посмотрите на дерево, …(у нас ещё присутствуют листочки, значит на следующих уроках мы продолжим работу по этой теме; на нашем дереве мы видим только плоды и цветы – это значит материал урока усвоили) Спасибо за урок. | (Узнать, как называется часть речи и научиться определять её среди других частей речи) Подводят итоги по теме урока. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свои знания. | Распознавать имена существительные среди других частей речи. | Оценивать правильность выполнения действия на уроке (Регулятивные УУД). Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
|
Домашнее задание: | Выписать из словаря по три слова, отвечающих на вопрос кто? или что?; упр. 144 из РТ. | | | |