Технологическая карта
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Изучаемое произведение: «Акула»
Раздел: Великие русские писатели
Тема урока: Смелому – всегда удача!
Тип урока: Комбинированный
Цель: Создание условий для осмысления и понимания идеи произведения Л.Н. Толстого «Акула»
Учебная задача: Чему учит произведение Л.Н. Толстого «Акула»?
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, учебники, колонки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь понимать и осознавать мысли писателя его чувства;
Уметь переходить с уровня восприятия событий в произведении пониманию главной мысли;
Знать чему учит рассказ
Метапредметные:
Познавательные:
Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Умение бегло читать, разными способами;
Умение осмысленного чтения;
Умение анализировать поступки героев;
Регулятивные:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев рассказа
Коммуникативные:
Умение грамотно формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения;
Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат;
Умение слушать и слышать мнение других;
Умение адекватно отвечать на вопросы
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения;
Умение осознавать важность формирования в себе нравственных качеств, раскрываемых в произведении;
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы | Форма взаимодействия | Планируемые результаты |
Организационный момент | - Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь и приступим к работе. «Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. | - Здравствуйте!
| Эмоциональное стимулирование Приветствие Пословица
| Фронтальная | Рабочий настрой
|
Подготовка к восприятию | - Ребята, посмотрите на экран, вы знаете кто это? (Слайд 1)
- Его зовут Лев Николаевич Толстой. Вы может когда – нибудь слышали про него, читали его произведения? - Давайте тогда освежим нашу память.
Лев Николаевич Толстой – известный писатель, который создал кроме признанных серьёзных книг, произведения полезные для детей. Это были, в первую очередь, «Азбука» и «Книга для чтения». Родился он в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна, где до сих пор находится его дом-музей. Лёва стал четвертым ребенком в этой дворянской семье. Мама его (урожденная принцесса) скоро умерла, а через семь лет и отец. Эти ужасные события привели к тому, что детям пришлось переехать к тётке в Казань. Воспоминания об этих и других годах позже Лев Николаевич соберет в рассказе «Детство», который и будет первым опубликован в журнале «Современник». Сначала Лев учился дома у немецких и французских преподавателей, он также увлекался музыкой. Подрос и поступил в Императорский Университет. Старший брат Толстого убедил его послужить в армии. Лев даже принял участие в настоящих боях. Они описаны им в «Севастопольских рассказах», в повестях «Отрочество» и «Юность». Устав от войн, он объявил себя анархистом и уехал в Париж, где проиграл все деньги. Одумавшись, Лев Николаевич вернулся в Россию, женился на Софье Бернс. С тех пор он стал жить в родном имении и заниматься литературным творчеством. Первым его большим произведением стал роман «Война и мир». Сочинял его писатель около десяти лет. Роман хорошо приняли и читатели, и критики. Далее Толстой создал роман «Анна Каренина», который получил ещё больший успех публики. Толстой хотел понять жизнь. Отчаявшись найти ответ в творчестве, он ушел в церковь, но и там разочаровался. Тогда он отрекся от церкви, стал думать над своей философской теорией – «непротивление злу». Он хотел отдать всё имущество бедным… За ним стала даже следить тайная полиция! Отправившись в паломничество, Толстой заболел и умер – в 1910 году.
- Что вы запомнили из жизни писателя?
- Сегодня мы познакомимся с его рассказом, а название рассказа вы узнаете, отгадав загадку.
Зубы в пасти в три ряда. Это целая беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он - морской бандит. - Да, это про акулу. Рассказ так и называется «Акула».
- Как вы думаете почему автор рассказ назвал «Акула»? - Вам интересно узнать, почему автор назвал рассказ именем морского хищника? - Тогда, мы сейчас прочтем его | - Лев Николаевич Толстой
- Да
- Хорошо
Учащиеся внимательно слушают
Учащиеся высказывают свои мнения
- Акула
Учащиеся высказывают свои мнения - Да, интересно | Презентация
Беседа
Рассказ
Ответы на вопросы
Загадка
Знак «Поднятая рука» | Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Диалоговое общение | КУУД: - Умение слушать и слышать других Предметный: •Уметь понимать и осознавать мысли писателя его чувства; •Уметь переходить с уровня восприятия событий в произведении пониманию главной мысли;
КУУД: •Умение слушать и слышать мнение других; •Умение адекватно отвечать на вопросы •Умение грамотно формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения;
|
Чтение | Открываем учебники на странице 152. Сначала прочитаю я, а вы внимательно слушайте и одновременно следите. Потом вы будете читать по цепочке.
Будет много вопросов, будьте внимательны.
Рассказ «Акула» Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» — и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:
— Не выдавай! Понатужься! Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. — Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.
Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.
Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет. Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.
Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль
А теперь прочитаем по цепочке. | Учащиеся слушают и одновременно следят за текстом.
Читают по цепочке | Работа с книгой
Чтение по цепочке | Фронтальная
Фронтальная | КУУД: •Умение слушать и слышать других
ПУУД: •Умение бегло читать, разными способами; •Умение осмысленного чтения; |
Проверка понимания | Вам понравился рассказ? Все внимательно слушали и следили? Какие непонятные или может новые слова вам повстречались? Найдите эти слова в орфографическом словаре и запишите в своих словариках.
- Кто главные герои?
- Где стоял корабль? - Как Толстой описывает погоду в этот день? - Где матросы устроили купальню? - Кто же был с матросами на корабле? - Почему дети решили сплавать в открытое море? - Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
- Что значит «Не выдавай! понатужься!»
- Что увидели матросы с палубы? - Какими словами автор называет акулу? Почему? - Как матросы решили помочь мальчикам?
| Учащиеся высказывают свои мнения. Непонятные и новые слова пишут в своих словариках. Артиллерист - военнослужащий артиллерии. Артиллерия - род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие относительно крупного калибра: пушки, гаубицы, миномёты Визг - Пронзительный, резкий или пискливый крик Фитиль - нитевидное плетёное изделие, по которому в свечах, керосиновых лампах, керосинках и керогазах подаётся жидкое горючее в зону сгорания Ропот - Глухой, невнятный шум. - два мальчика, артиллерист, матросы и акула - у берегов Африки - день был прекрасный - в парусе - два мальчика - им было тесно в парусе
- старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!» - это означит не сдаваться, постараться победить. - акулу - Морское чудовище, потому что акула - хищница. - Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам. | Ответы на вопросы | Фронтальная | КУУД: •Умение слушать и слышать мнение других; •Умение адекватно отвечать на вопросы •Умение грамотно формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения РУУД: •Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев рассказа |
Анализ содержания | Давайте немного порассуждаем над рассказом. Мы должны очень хорошо проанализировать содержание, чтобы понять чему учит нас автор. - О ком и о чем говорится рассказ? - Сейчас мы сделаем план текста. - Что такое план?
- Что такое абзац?
- Ваша задача понять, о чем говорится в каждом абзаце, определить, что хотел сказать в ней автор.
|
- Это краткая запись в двух трех словах по абзацам - Абзац – это одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и записанных с красной строки. | Ответы на вопросы | Фронтальная | КУУД: •Умение слушать и слышать мнение других; •Умение адекватно отвечать на вопросы •Умение грамотно формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения |
Анализ формы | - Что такое рассказ? Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера. Или же если сказать кратко, то рассказ – это произведение об одном событии в жизни персонажа. Типы рассказа:
-Как автор относится к тому, что изображает? -Определите тип рассказа? | Рассказ – это когда рассказывает один человек. | Ответы на вопросы | Фронтальная Индивидуальная | КУУД: •Умение адекватно отвечать на вопросы •Умение грамотно формулировать свою мысль в устной речи, высказывать |
Формулировка идеи | - Что хотел автор показать через рассказ «Акула»?
- Чему учит рассказ? | - Я думаю, что произведением "Акула" Толстой хотел нам показать то, какими люди бывают смелыми, решительными, отважными и смелыми в момент опасности. Артиллерист проявил силу духа, героизм в момент того, когда увидел, что акула готова атаковать мальчиков - Рассказ "Акула" учит нас тому, что нельзя баловаться и играть там, где есть какая-то вероятность возникновения опасной ситуации и быть смелыми, помогать другим людям. | Ответы на вопросы | Фронтальная | КУУД: •Умение адекватно отвечать на вопросы •Умение грамотно формулировать свою мысль в устной речи, высказывать Предметные: •Уметь понимать и осознавать мысли писателя его чувства; •Знать чему учит рассказ |
Личностная оценка читателя | - Понравился ли вам рассказ? - Какой вывод вы сделали для себя, прочитав рассказ Толстого? - Что бы вы сделали, если бы оказались на месте мальчиков, артиллериста? | Учащиеся высказывают свои мнения | Ответы на вопросы | Фронтальная | Предметный: •Уметь переходить с уровня восприятия событий в произведении пониманию главной мысли; КУУД: •Умение грамотно формулировать свою мысль в устной речи, высказывать |
Рефлексия | Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Что мы делали на уроке? Чему научились? Какое новое открытие сделали на уроке? Оцените вашу сегодняшнюю работу, если вам понравился рассказ и вы узнали что – то новое для себя – поднимаем зеленые фишки, желтые – если вы не очень поняли рассказ, красные – если вам не был интересен урок. Спасибо всем за урок. До свидания! | Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мнения | Ответы на вопросы | Фронтальная | РУУД: •Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев рассказа КУУД: •Умение адекватно отвечать на вопросы •Умение грамотно формулировать свою мысль в устной речи, высказывать |
Министерство образования и науки РС(Я)
ГБПОУ «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Технологическая карта урока литературное чтение
по теме «Смелому – всегда удача!»
Выполнила студентка
2го курса ПвНК 17А
Акакиева И.И.
Якутск, 2018