Технологическая карта урока
Автор, разработчик:
| Кудина Вера Александровна | |
Предмет | Литературное чтение | |
Класс | 2 | |
Тип урока | Урок открытия нового знания | |
Технология построения урока | Технология личностно-ориентированного обучения, системно-деятельностный подход | |
Тема | Произведения о животных. В. Бианки. «Ёж-спаситель». | |
Цель | Проникновение в смысл произведения В.Бианки через анализ текста. | |
Задачи | 1. Формировать умение анализировать нравственный смысл произведения. 2. Способствовать развитию навыка выборочного чтения. 3. Формирование умения работать в парах, в группах, поддерживая доброжелательный климат. 4. Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям. | |
Основные понятия | Засеменил, зафуфукал, зигзаг | |
Планируемый результат | ||
Предметные умения: формировать у обучащихся умение воспринимать на слух текст; размышлять о характере и поступках героя; определять жанр; понимать смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливать его; делить текст на части, озаглавливать части. | Метапредметные: Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации, умение самостоятельно работать по плану; осознавать качество и уровень усвоения; осуществлять самопроверку, самоконтроль, саморефлексию и саморегуляцию, производить коррекцию. Познавательные УУД: умение выполнять анализ, сравнение; правильно строить свои рассуждения; осуществлять поиск и выделение информации. Коммуникативные УУД: формирование умения взаимодействовать в парах, в группах в процессе самостоятельной работы, сотрудничать, аргументировать своё мнение, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения. |
Организация пространства | |
Формы работы | Учебно-методическое обеспечение и ресурсы |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая | учебник литературного чтения Л. А. Ефросининой
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Ребята! Все готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс И всё получится у нас! | Эмоционально настраиваются на урок. | Регулятивные: саморегуляция |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
| Домашнее задание у вас было на выбор:
Или
- Сейчас послушаем загадки собственного сочинения. - Молодцы! - А теперь послушаем чтение наизусть стихотворения «Оленёнок». |
Читают загадки собственного сочинения.
Читают наизусть. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: слушание и понимание речи других
|
Целеполагание
|
- Ребята, предлагаю отправиться в небольшое путешествие. Звучит аудиозапись звуков леса. - Где мы с вами оказались? - Зачем люди ходят в лес? - Вот и мы с вами отправимся в лес, но не за грибами и ягодами, а чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей. - А какое правило нужно соблюдать, чтобы жители леса от нас не спрятались? - Ребята, а вот и первый лесной житель! Внимание! Прислушайтесь!
Звучит аудиозапись «Ёжик»
- Это ёж-необыкновенный!
Прочитайте только красные буквы и узнаете, какой он.
- Как вы понимаете слово «спаситель»?
- Какими качествами, по-вашему мнению, должен обладать спаситель?
- А как вы думаете, может ли ёж, такой маленький, спасти кого нибудь?
- Так как мнения разошлись, ставим большой вопрос. - Давайте прочитаем, что у нас получилось. На любой вопрос всегда нужно искать ответ.
- Итак, цель нашего урока – найти ответ на вопрос: «Ёж-спаситель?» - А поможет нам разобраться в этом вопросе большой знаток жизни животных Виталий Валентинович Бианки.
- Его произведение так и называется «Ёж-спаситель»
- Давайте составим план работы над произведением. Работаем в парах.
|
Слушают аудиозапись.
Формулируют правило поведения в лесу.
Слушают аудиозапись. Определяют животное.
Выбирают красные буквы и составляют слово – спаситель.
Высказывают свои предположения.
Определяют тему урока. Формулируют цель урока
Работают в парах, составляют план из карточек. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую
Коммуникативные: оформление внутренней речи во внешнюю
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую Коммуникативные: оформление внутренней речи во внешнюю
Познавательные: синтез, выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные: оформление внутренней речи во внешнюю
Регулятивные: формулировка темы и цели с помощью опор Личностные: самоопределение
Регулятивные: составление алгоритма Коммуникативные: сотрудничество в процессе самостоятельной работы |
Открытие нового знания. |
- В тексте, который вы сейчас будете слушать, встретятся трудные слова, давайте, все вместе объясним их значение:
Засеменил – пошел быстро-быстро маленькими шажками.
Зафуфукал – запыхтел, засопел.
Зигзаг – ломаная линия. (Ударить) плетью – туго сплетенной веревкой
- Послушайте и определите жанр произведения.
Звучит аудиозапись «Ёж-спаситель»
(рассказ, прямоугольник – коричневый)
«Мне было страшно…»
«Я обрадовалась, когда…»
«Я восхищаюсь…»
|
Объясняют значение слов
Слушают аудиозапись
| Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные: владение монологической формой речи
Познавательные: знаково-символические – моделирование, анализ
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Физкультминутка | Музыкальная физминутка | Выполняют движения под музыку | Регулятивные: саморегуляция |
|
- Назовите главных героев рассказа. (девочка Маша, ёж, гадюка)
В. Бианки нашел точные и разнообразные слова, и сравнения, которые создали художественнее портреты главных героев.
Работа в группах - чтение цепочкой ПОЛЬЗУЕМСЯ АЛГОРИТМОМ
Цель: отметить карандашом в тексте слова, которыми автор описывает героя
- Обсудить в группах и сделать вывод о герое рассказа.
ПРОВЕРКА. Выборочное чтение – Как Маша повела себя при встрече с гадюкой? – Как ёж повёл себя при встрече с гадюкой? – Как отреагировала гадюка на наступление ежа?
Возвращаемся к нашему главному вопросу
- Почему автор так назвал свой рассказ? - ЁЖ - СПАСИТЕЛЬ?
- Чем закончилась история? |
| Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование
Регулятивные: саморегуляция
|
Закрепление, применение новых знаний
|
- Как вы думаете, о чём думала девочка, когда плакала и обтирала платьем кровь?
- Изменилось ли отношение Маши к ёжику в конце рассказа?
- Какой совет вы бы дали Маше? |
Высказывают свои предположения.
| Познавательные: умение рассуждать, осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения. Личностные: смыслообразование, морально-этическая ориентация |
Домашнее задание | Дома перечитать рассказ и выполнить задание на выбор:
|
| Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Рефлексия | «Дерево творчества»
- Вижу, что настроение у всех отличное, спасибо за хорошую работу на уроке.
Хочется закончить урок стихотворением. Повсюду: в лесу на поляне, В реке, на болоте, в полях- Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймёшь. | Оценивают свою деятельность на уроке и настроение. Выбирают плод, цветок или листик, раскрашивают и помещают на дерево.
| Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция; выстраивание смысловой цепочки Регулятивные: саморефлексия. |