«Зимний фестиваль знаний 2025»

Произведения о животных. В. Бианки. «Ёж-спаситель»

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Произведения о животных. В. Бианки. «Ёж-спаситель». Учебная презентация содержит звуковые файлы.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Автор, разработчик:


Кудина Вера Александровна

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Технология личностно-ориентированного обучения, системно-деятельностный подход

Тема

Произведения о животных. В. Бианки. «Ёж-спаситель».

Цель

Проникновение в смысл произведения В.Бианки через анализ текста.

Задачи

1. Формировать умение анализировать нравственный смысл произведения.

2. Способствовать развитию навыка выборочного чтения.

3. Формирование умения работать в парах, в группах, поддерживая доброжелательный климат.

4. Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

Основные понятия

Засеменил, зафуфукал, зигзаг

Планируемый результат

Предметные умения:

формировать у обучащихся умение воспринимать на слух текст; размышлять о характере и поступках героя; определять жанр; понимать смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливать его; делить текст на части, озаглавливать части.

Метапредметные:

Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации, умение самостоятельно работать по плану; осознавать качество и уровень усвоения; осуществлять самопроверку, самоконтроль, саморефлексию и саморегуляцию, производить коррекцию.

Познавательные УУД: умение выполнять анализ, сравнение; правильно строить свои рассуждения; осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные УУД: формирование умения взаимодействовать в парах, в группах в процессе самостоятельной работы, сотрудничать, аргументировать своё мнение, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.



Организация пространства

Формы работы

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

учебник литературного чтения Л. А. Ефросининой



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Ребята! Все готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

И всё получится у нас!

Эмоционально настраиваются на урок.

Регулятивные:

саморегуляция

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания






Домашнее задание у вас было на выбор:

  • Выучить наизусть стихотворение

Или

  • Сочинить загадки про лису.

- Сейчас послушаем загадки собственного сочинения.

- Молодцы!

- А теперь послушаем чтение наизусть стихотворения «Оленёнок».





Читают загадки собственного сочинения.


Читают наизусть.

Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения


Коммуникативные:

слушание и понимание речи других


Целеполагание






  1. Подготовка к восприятию литературного произведения

- Ребята, предлагаю отправиться в небольшое путешествие.

Звучит аудиозапись звуков леса.

- Где мы с вами оказались?

- Зачем люди ходят в лес?

- Вот и мы с вами отправимся в лес, но не за грибами и ягодами, а чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей.

- А какое правило нужно соблюдать, чтобы жители леса от нас не спрятались?

- Ребята, а вот и первый лесной житель! Внимание! Прислушайтесь!


Звучит аудиозапись «Ёжик»


- Это ёж-необыкновенный!


Прочитайте только красные буквы и узнаете, какой он.


- Как вы понимаете слово «спаситель»?


- Какими качествами, по-вашему мнению, должен обладать спаситель?


- А как вы думаете, может ли ёж, такой маленький, спасти кого нибудь?


  1. Определение темы и цели

- Так как мнения разошлись, ставим большой вопрос.

- Давайте прочитаем, что у нас получилось. На любой вопрос всегда нужно искать ответ.

- Итак, цель нашего урока – найти ответ на вопрос: «Ёж-спаситель?»

- А поможет нам разобраться в этом вопросе большой знаток жизни животных

Виталий Валентинович Бианки.


- Его произведение так и называется «Ёж-спаситель»


  1. Составление плана работы

- Давайте составим план работы над произведением. Работаем в парах.






Слушают аудиозапись.






Формулируют правило поведения в лесу.




Слушают аудиозапись.

Определяют животное.



Выбирают красные буквы и составляют слово – спаситель.



Высказывают свои предположения.






Определяют тему урока.

Формулируют цель урока












Работают в парах, составляют план из карточек.

Познавательные:

преобразование информации из одной формы в другую


Коммуникативные:

оформление внутренней речи во внешнюю






Познавательные:

преобразование информации из одной формы в другую

Коммуникативные:

оформление внутренней речи во внешнюю


Познавательные:

синтез, выдвижение гипотез и их обоснование



Коммуникативные:

оформление внутренней речи во внешнюю





Регулятивные: формулировка темы и цели с помощью опор

Личностные: самоопределение











Регулятивные: составление алгоритма

Коммуникативные: сотрудничество в процессе самостоятельной работы

Открытие нового знания.

  1. Первичное целостное восприятие произведения

- В тексте, который вы сейчас будете слушать, встретятся трудные слова,

давайте, все вместе объясним

их значение:


Засеменил – пошел быстро-быстро маленькими шажками.


Зафуфукал – запыхтел, засопел.


Зигзаг – ломаная линия.

(Ударить) плетью – туго сплетенной веревкой


- Послушайте и определите жанр произведения.


Звучит аудиозапись «Ёж-спаситель»


  1. Составление модели обложки

(рассказ, прямоугольник – коричневый)


  1. Поделитесь своими впечатлениями и чувствами:

«Мне было страшно…»


«Я обрадовалась, когда…»


«Я восхищаюсь…»









Объясняют значение слов













Слушают аудиозапись




Познавательные:

преобразование информации из одной формы в другую


Регулятивные: 

умение принимать и сохранять учебную задачу


Коммуникативные: владение монологической формой речи













Познавательные: знаково-символические – моделирование, анализ


Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Физкультминутка

Музыкальная физминутка

Выполняют движения под музыку

Регулятивные:

саморегуляция


  1. Вторичное чтение произведения.


- Назовите главных героев рассказа.

(девочка Маша, ёж, гадюка)


В. Бианки нашел точные и разнообразные слова, и сравнения, которые создали художественнее портреты главных героев.


Работа в группах - чтение цепочкой

ПОЛЬЗУЕМСЯ АЛГОРИТМОМ


Цель: отметить карандашом в тексте

слова, которыми автор описывает героя


- Обсудить в группах и сделать вывод

о герое рассказа.


  1. Анализ произведения


ПРОВЕРКА. Выборочное чтение

Как Маша повела себя при встрече с гадюкой?

Как ёж повёл себя при встрече с гадюкой?

Как отреагировала гадюка на наступление ежа?


  1. Обобщение прочитанного


Возвращаемся к нашему главному вопросу


- Почему автор так назвал свой рассказ?

- ЁЖ - СПАСИТЕЛЬ?


- Чем закончилась история?


Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации


Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование


Регулятивные: саморегуляция


Закрепление, применение новых знаний






  1. Творческая работа


- Как вы думаете, о чём думала девочка, когда плакала и обтирала платьем кровь?


- Изменилось ли отношение Маши к ёжику в конце рассказа?


- Какой совет вы бы дали Маше?




Высказывают свои предположения.




Познавательные: умение рассуждать, осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.

Личностные:

смыслообразование, морально-этическая ориентация

Домашнее задание

Дома перечитать рассказ и выполнить задание на выбор:

  • В тетради на печатной основе

  • С.15 учебника № 3 (подробный пересказ по картинному плану)



Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Рефлексия

«Дерево творчества»



- Вижу, что настроение у всех отличное, спасибо за хорошую работу на уроке.



Хочется закончить урок стихотворением.

Повсюду: в лесу на поляне,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

Оценивают свою деятельность на уроке и настроение.

Выбирают плод, цветок или листик, раскрашивают и помещают на дерево.


Регулятивные: 

осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция; выстраивание смысловой цепочки

Регулятивные: саморефлексия.


Содержимое разработки

В. В. Бианки «Ёж-спаситель» Автор: Кудина В. А., учитель начальных классов МБОУ «Сычёвская СОШ им. К. Ф. Лебединской»

В. В. Бианки

«Ёж-спаситель»

Автор: Кудина В. А.,

учитель начальных классов

МБОУ «Сычёвская СОШ

им. К. Ф. Лебединской»

Виталий Валентинович Бианки

Виталий Валентинович Бианки

ЗАСЕМЕНИЛ   побежал, быстро перебирая ногами, делая мелкие шаги

ЗАСЕМЕНИЛ

побежал, быстро перебирая ногами,

делая мелкие шаги

ЗАФУФУКАЛ запыхтел, засопел

ЗАФУФУКАЛ

запыхтел, засопел

ЗИГЗАГ

ЗИГЗАГ

УДАРИТЬ ПЛЕТЬЮ

УДАРИТЬ ПЛЕТЬЮ

Виталий Валентинович Бианки    «ЁЖ – СПАСИТЕЛЬ»

Виталий Валентинович Бианки

«ЁЖ – СПАСИТЕЛЬ»

Мне было страшно ….

Мне было страшно ….

Я обрадовалась, когда…

Я обрадовалась, когда…

Я восхищаюсь…

Я восхищаюсь…

Домашнее задание На выбор: Тетрадь с. , № 1-2 или

Домашнее задание

На выбор:

  • Тетрадь с. , № 1-2

или

  • Учебник с. 15 , № 3
РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

Выбери цвет  своего настроения радостное - КРАСНЫЙ спокойное - ЖЁЛТЫЙ грустное - ЗЕЛЁНЫЙ

Выбери цвет своего настроения

радостное - КРАСНЫЙ

спокойное - ЖЁЛТЫЙ

грустное - ЗЕЛЁНЫЙ

Используемые ресурсы: http://i014.radikal.ru/0907/b0/608663839139.png http://проза.рф/pics/2016/07/09/855.jpg https://estetmedicina.ru/upload/medialibrary/cab/cab75872750298549de5d4be4350dc24.jpg https://t3.ftcdn.net/jpg/00/75/59/34/240_F_75593488_PiulKtvpqrdPdUAbCzZDDIcu4ELnMqhb.jpg https://i.photographers.ua/thumbnails/pictures/5655/800xerinaceus_europaeus_01.jpg http://cdn.fishki.net/upload/post/2017/02/11/2216043/tn/bianki-vitalij-valentinovich.jpg https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04c5/0003ae44-c3fa07cd/img5.jpg http://images.myshared.ru/9/900140/slide_4.jpg http://images.myshared.ru/9/900140/slide_7.jpg https://image.freepik.com/free-icon/no-translate-detected_318-41403.jpg  http://popgun.ru/files/g/119/orig/5285788.jpg

Используемые ресурсы:

http://i014.radikal.ru/0907/b0/608663839139.png

http://проза.рф/pics/2016/07/09/855.jpg

https://estetmedicina.ru/upload/medialibrary/cab/cab75872750298549de5d4be4350dc24.jpg

https://t3.ftcdn.net/jpg/00/75/59/34/240_F_75593488_PiulKtvpqrdPdUAbCzZDDIcu4ELnMqhb.jpg

https://i.photographers.ua/thumbnails/pictures/5655/800xerinaceus_europaeus_01.jpg

http://cdn.fishki.net/upload/post/2017/02/11/2216043/tn/bianki-vitalij-valentinovich.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04c5/0003ae44-c3fa07cd/img5.jpg

http://images.myshared.ru/9/900140/slide_4.jpg

http://images.myshared.ru/9/900140/slide_7.jpg

https://image.freepik.com/free-icon/no-translate-detected_318-41403.jpg

http://popgun.ru/files/g/119/orig/5285788.jpg

Используемые ресурсы: http://mypresentation.ru/documents/b6a38a4e23ded6d9d94b7391077d54ee/021.jpg  http://sovetnews.com/wp-content/uploads/2017/08/Zmiya2.jpg  http://national-travel.ru/images/photos/medium/yozhik-82-5909cc8a561e4.jpg  http://departugansk.ru/storage/app/media/img/Takut.jpg  https://i.pinimg.com/474x/4e/5c/f7/4e5cf7d4ccb9c59b6620a9c71944d51e--emoticons-text-smileys.jpg  https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Nov/22/7c23ca82409b9c4913271ebc8270ba7b/3.jpg  https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5832cc5ee0e35/riealizatsiia_modulia_priepodavaniie_i_obuchieniie_v_sootvietstvii_s_vozrastnymi_3.jpeg  http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/112/892/112892141_spasibka_yozh.png

Используемые ресурсы:

http://mypresentation.ru/documents/b6a38a4e23ded6d9d94b7391077d54ee/021.jpg

http://sovetnews.com/wp-content/uploads/2017/08/Zmiya2.jpg

http://national-travel.ru/images/photos/medium/yozhik-82-5909cc8a561e4.jpg

http://departugansk.ru/storage/app/media/img/Takut.jpg

https://i.pinimg.com/474x/4e/5c/f7/4e5cf7d4ccb9c59b6620a9c71944d51e--emoticons-text-smileys.jpg

https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Nov/22/7c23ca82409b9c4913271ebc8270ba7b/3.jpg

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5832cc5ee0e35/riealizatsiia_modulia_priepodavaniie_i_obuchieniie_v_sootvietstvii_s_vozrastnymi_3.jpeg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/112/892/112892141_spasibka_yozh.png

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее