Технологическая карта урока
Тема урока Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.
Номер урока в тематическом планировании 44
Класс 2
Тип урока Урок формирования первоначальных предметных навыков (целевое назначение: овладение предметными умениями, применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий))
Цель урока: формирование навыков осмысленного чтения целыми словами вслух
Задачи урока:
Воспитательные:
-воспитывать положительную мотивацию к учению, показать её социальную значимость;
-формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
Развивающие:
- формировать навыки целеполагания;
- формировать навыки планирования учебной деятельности;
- формировать навыки оценки и самооценки собственной деятельности;
- формировать навыки смыслового чтения;
- развивать навыки построения речевого высказывания в устной и письменной форме;
- формировать навыки сотрудничества
Коррекционно-развивающие:
-развивать все виды словесной регуляции (умение делать простой словесный отчет о содержании выполненных действий);
-обогащать чувственный познавательный опыт;
-развивать артикуляционную моторику;
-развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;
-развивать ритмическую организацию речи
Обучающие:
-формировать навык быстрого чтения целыми словами;
-формировать умение целостного восприятия текста;
-формировать умение выделять главную мысль произведения;
-развивать навык чтения по ролям;
-формировать читательский интерес
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
| Регулятивные УУД: - принятие и сохранение учебной задачи; -учёт выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -адекватное восприятие предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей
| Научатся: -прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; - читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного - для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристики высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
|
Познавательные УУД: -основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); -построение сообщения в устной и письменной форме
| Получат возможность научиться: - высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
| |
Коммуникативные УУД: -навыки сотрудничества в поиске и сборе информации; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Методы и технологии обучения:
Словесные методы (вступительная беседа, беседа – сообщения новых знаний, закрепляющая беседа, контрольно-коррекционная беседа; работа с учебником и книгой составление плана текста, цитирование, аннотирование. Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация)
Частично-поисковый
Традиционная (репродуктивная) технология обучения
Технология коллективного и группового взаимодействия
Технология игры (дидактическая, ролевая, деловая)
Технология дифференцированного разноуровневого обучения
ИКТ
Обучение навыкам смыслового чтения
Технология рефлексивного обучения
Здоровьесберегающая образовательная технология
Образовательные ресурсы (оборудование): Литературное чтение: Любимые страницы. О.В. Кубасова .Учебник. 2 класс. В 3-х частях. Часть 1. ФГОС; книга для чтения «Я хочу читать» автор О.В.Кубасова; портрет писателя В. Голявкина; презентация [Электронный ресурс], компьютер, проектор, экран; раздаточный материал – карточки с пословицами, тестами; , текст с биографией писателя, выставка книг писателя В.Голявкина; аудиозапись для физминутки.
Основные понятия: юмористический рассказ, диалог
Межпредметные связи с уроками русского языка, окружающего мира, музыки.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Деятельность обучающегося с ОВЗ | Планируемые результаты |
| ||
Мотивация к учебной деятельности(осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект») Цель: сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.
| Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу. Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Стих это будет, сказка, рассказ Вы учите их – они учат вас.
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.
| К: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
| ||
Актуализация ранее приобретенных знаний Цель: повторение, опора на имеющиеся знания и опыт учащихся по теме | 1) Речевая разминка (работа со скороговоркой). - В каком разделе мы работаем? - Чему учимся? -Какой виды работы особо способствует формированию быстрой, чёткой речи? -Как следует работать со скороговоркой?
Карточки с пословицами. Грамоте учиться - всегда пригодится. Повторять и учить – ум точить. Без терпенья нет ученья. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. -Что объединяет все пословицы, которые вы сложили? -Как вы думаете, они будут соприкасаться по смыслу с произведениями, которые будем изучать сегодня на уроке: «Как я под партой сидел», «Про то , для кого Вовка учится»?
| Работа в парах: скороговорка (запись на слайде 1). Чтец чтит чтение.
Первый раз читай медленно (но не по слогам), чётко проговаривая звуки; второй раз – с обычной скоростью; третий раз – как можно быстрее.
Работа с пословицами в группах «Собери пословицу». Составляют, читают пословицу, рассуждают над смыслом.
| Работа в паре с успешным учеником.
Работа в группе. Карточки с крупным шрифтом.
| Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
|
|
|
Учебно-познавательная деятельность Цель: формулирование целей и промежуточных задач урока совместно с обучающимися
| Произведения «Как я под партой сидел», «Про то , для кого Вовка учится»? вы найдёте на с.159-162 учебника. Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. - Что объединяет эти произведения? -Знаком ли вам этот автор? Напоминаю строки из произведения 1 класса «Болтуны» - А ты рыжий. - А ты селёдка. - А ты вуалехвост. - Тема сегодняшнего урока «Детские рассказы В.В.Голявкина» -Какие задачи ставите перед собой на урок? - познакомиться с новыми рассказами В,В,Голявкина; - больше узнать о творчестве писателя; - учиться читать быстро, правильно, выразительно, вдумчиво. | Находят указанные произведения в учебнике. Читают названия. Указывают на общее: тематика (о школе, об учёбе), автор (В.Голявкин). Вспоминают рассказ «Болтуны» из программы 1 класса. Формулируют тему урока. Озвучивают задачи урока (слайд 2). |
Работа с учебником 1-го класса с этим произведением.
| П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К: умение оформлять свои мысли в устной форме; |
| ||
Интеллектуально-преобразовательная деятельность (применение способов деятельности) Цель: знакомство с новым учебным материалом, формирование системы научных знаний | 1)Знакомство с краткой биографией автора. В презентации: - портрет писателя с годами жизни (1929 – 2001) (слайд 3); - выставка книг писателя (слайд 4).
2)Подготовительная работа к чтению рассказа «Как я под партой сидел». Чтобы читать текст рассказа В.Голявкина «Как я под партой сидел» быстро и правильно выполним подготовительные задания на с. …(158) Установка к 4-ому заданию: -плотно сожми губы; -читай только глазами; -читай как можно быстрее
-Прочитав заголовок, подумайте, о ком и о чём будет этот рассказ? -Посмотрим, чьи предположения оказались верными.
3)Первичное чтение текста
Следит за чтением учащихся, корректирует.
4)Беседа -эмоциональный отклик на прочитанное. -Понравился вам этот рассказ? Почему? - Что забавного в этом рассказе? -Зачем мальчик залез под парту? -Почему его затея не удалась? -От чьего лица идёт повествование в рассказе? -Сколько персонажей в произведении? 5)Чтение по ролям. 4-ое задание учебника- игра «Радиотеатр» - Как называется разговор двух людей?(диалог) -Как в тексте быстро найти диалог? 3 пары пробуют себя в ролях -Оцените достоинства и недостатки чтецов. Оценку дают одноклассники
6) Работа с рассказом В.Голявкина «Про то, для кого Вовка учится» - Предположите, для кого Вовка учится? - Проверим, чьи предположения будут верны. - Прочтите задание перед текстом.(с 161) -Для кого Вовка учится? Настраивает ребят на самооценку чтения. Комментирует отметку. Слушает рассуждения ребят, корректирует речь.
| Подготовленный учащийся выразительно читает краткую биографию В.Голявкина Слушают сообщение одноклассника, рассматривают кадры презентации (портрет писателя, выставка авторских книг). 1з.- читают цепочки слов (1 ученик- хором) 2з.- читают по слогам, сразу словом (весь класс) 3з.- читают слова парами, объясняют разницу в лексическом значении слов 4з.- читают целыми словами как можно быстрее.
Ведут смысловую обработку заголовка. Прогнозируют содержание текста. Читают авторский текст вслух по смысловым частям (4 ч.)
Участвуют в беседе, выражают свои чувства и мысли, выражают своё отношение к прочитанному.
Читают задание №4 вслух, работают в парах (отмечают слова мальчика и учителя, вполголоса готовятся к чтению по ролям)
Читают диалог по ролям. Слушают. Дают оценку работе одноклассников.
Физминутка под песенку «Вперёд четыре шага» (аудиозапись).
Прогнозируют содержание рассказа, выражают своё мнение. Читают молча, как можно быстрее. Отвечают на поставленный вопрос. Читают вслух по смысловым частям (2 чел.) Дают самооценку своему чтению вслух. Рассуждают на заданную тему: Для кого и для чего учатся они?
| Слушает сообщение одноклассника с использованием презентации. Педагог просит уточнить что узнал из доклада об авторе
Участие в хоровом чтении.
Повтор за одноклассником.
Контроль учителя (все читают «про себя», ребенок с ЗПР читает вслух) Опора на иллюстративный материал учебника.
Участие в беседе (педагог уточняет его эмоциональный отклик на прочитанное).
Помощь одноклассника – работа в паре. Читает в паре (2,3).
Высказывает мнение по конкретному вопросу: Для кого и для чего учатся они?
| П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
| ||
Контроль и оценка результатов деятельности («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)
Цель: установить правильность и осознанность изученного материала
| 1)Тест «Зачем я хожу в школу?» Читает тест учащимся.
2)Работа по книге для чтения «Я хочу читать» В.Голявкин «Абсолютно верно» Слушает чтение учащегося, следит за реакцией ребят. -Ну, вот вы опять улыбнулись! | Читают и слушают чтение теста учителем. Отмечают соответствующие их внутренней позиции пункты.
Читает заранее подготовленный учащийся.
| Вопрос повторяется дважды (помощь педагога
Работа с тестом. Тест на особой карточке с крупным шрифтом.
| К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Р: умение работать по коллективно составленному плану |
| ||
Этап контроля, самоконтроля и самооценки Цель: выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий | - Давайте посмотрим, выполнили ли вы задачи, которые ставили вначале урока. - Что вы запомнили о жизни и творчестве писателя из сообщения одноклассника? -Для кого в основном писал свои произведения В. Голявкин? - Какие это произведения? (жанр) - С какими вы познакомились сегодня на уроке? - А созвучны ли эти произведения с теми пословицами, которые вы собирали в группах? - Как следует вести себя на уроке, чтобы получать прочные знания?
Хотите ещё почитать его юмористические рассказы? В школьной библиотеке есть подборка его книг.
Игра «Чему учат в школе?» Выразительно читать? Грамотно писать? Обманывать родителей? Пререкаться с учителем? Складывать и вычитать? Делить и умножать? Ябедничать и кривляться? Спортом заниматься? Старших уважать? Животных не обижать? Малышей защищать? Товарищам помогать? Преданно дружить? Со всеми мирно жить? К здоровью бережно относиться? По коридорам на переменах носиться? Родину свою любить? Добрым, чутким быть? Оценивает работу учащихся на уроке в целом и в отдельности, выставляет отметки в журнал, комментирует их. | Участвуют в беседе, вспоминают материал урока, высказывают своё мнение.
Проявляют интерес к творчеству писателя. Рассматривают подборку книг из школьной библиотеки. Внимательно слушают, дают положительный ответ хлопком в ладоши, отрицательный – молчат
Выставляют отметки в дневники.
| Участвует в беседе (отвечает на последний вопрос - Как следует вести себя на уроке, чтобы получать прочные знания?).
Рассматривает иллюстрации книги В. Голявкина с выставки книг.
Похвала, одобрение.
| » Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика |
| ||
Домашнее задание Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Записывает на доске и поясняет домашнее задание. С.159 – 162, ТПО с.68. Дополнительно: читать рассказы В.Голявкина. | Записывают в дневники.
| Контроль педагога | Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
|