Урок литературного чтения по теме: "Лирическая тональность волшебной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока. Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»


Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о лирической тональности русской народной сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Задачи урока:

-образовательная: получить представление о поэтической тональности русской народной сказки; формировать представление о волшебных сказках;

-развивающая: формировать умения работать по плану, анализировать, сравнивать художественные и изобразительные образы, строить рассуждения и доказательства; развитие эмоционально-волевой сферы.

-воспитательная: формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, воспитание любви к родному слову,


Планируемые результаты

Предметные:

научатся называть элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания; подбирать слова - определения для характеристики героев;

Метапредметные:

познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки;

регулятивные: обучающийся научится: принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; осуществлять оценку выполненных действий; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.

коммуникативные: обучающийся научится использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, мнения, принимать участие в обсуждении прочитанного содержания, объясняет свой выбор товарищам и приводит доказательства, реализует потребность в общении со сверстниками;

Личностные:

Формирование первоначальных представлений об отражённых в литературных текстах нравственных понятиях, таких как доброта и сострадание; взаимопомощь и забота о ближнем; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания произведений устного народного творчества, эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений; способность осознавать свою этническую идентичность.

Ход урока.

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1.Мотивация (самоопределение к деятельности) 1-2 мин

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Будем мы трудиться

И успешно все учиться.

( Ребята, проверяем готовность к уроку)

Что нужно для успешной учёбы? (внимательно слышать и слушать, помогать друг другу, уважать друг друга)

Давайте вспомним девиз нашего класса:

Если звать тебя Занковец,

Имя гордо ты неси,

Развивай свой ум и волю,

Счастье людям всем дари! (слайд №1)

Надеюсь, вы получите сегодня радость от совместного труда. Свою работу оцениваем в листе достижений. Пройдя все испытания, мы узнаем, что спрятано в этом волшебном сундучке. (волшебное слово откроется при условии успешного прохождения испытаний)

-самоопределение (Л)

-стремление к успешной совместной деятельности с учителем и сверстниками(Л)

-понимание причин успеха в учёбе(Л)

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии (Р)






-мотивация учения (Л)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. (5-6 мин)

1. Речевая разминка

Тр а е ы о

Стр

Встр

Сестрица-сестрица-сестрица (ласково)

Костры-костры-костры (тревожно)

Копытце-копытце-копытце (загадочно)

Сказка по лесу идёт-

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка-умница и прелесть,

С нами рядышком живёт.

( Ю.П.Мориц) «Песенка про сказку»


2) Ух, за мной и за тобой (поём)

Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки-

Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка –умница и прелесть,

Ей повсюду путь открыт.

Чтобы снова (перекличка)

Добрый злого

Победил!

Чтобы добрый ,

Чтобы злого

Стать хорошим убедил!

-О чём мы сегодня будем говорить? ( о сказках) Что это за жанр литературы ? На какие группы делятся сказки? Авторские и народные), ( о животных, бытовые, волшебные)

Назовите особенности волшебных сказок- наличие чуда, волшебства, волшебные помощники, магические числа, магия цвета, испытания героя.

Приведите доказательства. (проверка д/з)

Выборочное чтение. (волшебные превращения – Иванушка превращается в козлёночка, ведьма в Алёнушку, как оживает от воды Алёнушка; «наряжу тебя в злато-серебро», «три раза перевернулся через голову и обернулся мальчиком»)

Проблемный вопрос.

Ребята, почему автор нашего учебника В.Ю. Свиридова называет эту сказку поэтической, будто она словно печальная песня поётся. Гипотеза: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка является поэтической сказкой».




-ситуация успеха от полученных знаний и возможности их применить. (Л)

-возможность работать по заданному алгоритму (Р)

-участие в коллективном выразительном чтении (К)

- возможность ощутить радость коллективной работы (Л)
















-анализ объекта, выделение главной мысли (П)










-ситуация успеха от полученных знаний и возможности их применить. (Л)



-принятие учебной задачи и выполнение задания в соответствии с воспринятой задачей (Р)





-выявление проблемы (К)

3. Постановка учебной задачи. (2-3 мин)

Какова тема нашего урока?

Лирическая тональность сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цель урока? Доказать, что народная сказка имеет связь с поэзией.

Как нам доказать истину нашей гипотезы или опровергнуть её?

  1. Вернуться к тексту сказки, прочитать её и найти общие черты с поэзией.

  2. Вспомнить главные особенности поэзии.

Что нужно исследователю? (пытливый ум, наблюдательность и внимание)

Ищешь трудность – находишь мудрость.

Справишься с малой трудностью и большие будут по плечу.


-целеполагание (Р)

--составление плана действий по решению учебных задач (Р)









-мотивация учения и смыслообразование (Л)

4.Построение выхода из затруднения.(10-11 мин.)

Вспомним основные особенности жанра поэзии:

Поэзия – поэтическая сказка

Рифма

Ритм

Образ (особые слова)

Чувства

Задание по группам. (чтение 1 части) 1ряд – наблюдение за ритмичностью. Что такое ритм?

Ритм – чередование каких-либо событий, происходящее с определённой последовательностью, частотой, скорость протекания, совершения чего-либо.

А как может проявиться в речи? (чередованием ударных и безударных слогов)

2ряд –эмоционально-окрашенная лексика (считать, сколько слов 45-50)

Эмоционально-окрашенные слова помогли нарисовать образы доброй, терпеливой, любящей Алёнушки, маленького непослушного любящего Иванушки.

Во 2 части мы видим строчки, расположенные как стихи. (чтение по ролям- автор, слуга, козлёночек, Алёнушка -хором)

(чтение причитаний – хором) Вывод: ритм создаётся ударным вторым слогом.

(Песня козленочка):

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят маня зарезати. )

 - Есть ли здесь рифма, как в песне?

Тогда почему она звучит напевно? ( Здесь непривычный порядок слов, прилагательные стоят последними в строчке. )

 - Такой прием в литературе называется «инверсия». Он характерен для русских народных сказок.

Проведем эксперимент.

Изменим порядок слов так, чтобы он стал свойственным обыденной речи. Что заметили? (Исчезла напевность).

Вывод: ритм создаётся ударным вторым слогом, особым расположением слов)

Физминутка.
Мы трудились очень много
Отправляемся в дорогу.
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
Нам навстречу брат с сестрицей
Отдают земной поклон,
А на небе кружат птицы,
Закрывая свет крылом.
Походили. Поглядели
И на место тихо сели.
Глазки закрыли, и немного отдохнули, посчитали до 5 и дальше в сказку пошли!



 

-анализ объектов (П)

-проведение аналогии между изучаемым материалом и полученными знаниями(П)





-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К)





-удержание учебной задачи (Р)



-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка (К)























-осознание смысла незнакомых слов(П)

5. Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин)















Так подтвердилась ли наша гипотеза о том, что сказку можно назвать поэтической (ритм, образы, чувства) или печальной песней.

 - Почему? (Много несчастий преследует брата и сестру. )

 - Давайте перечислим, какие несчастья их преследуют? 

 - Что же им помогло выдержать все испытания? (терпение, любовь и преданность близких людей)

 - Именно эта сказка вдохновила художника Виктора Васнецова на написание картины «Аленушка». (появляется картина)








-Осознание качества и уровня усвоения (Р)


6.Самостоятельная работа (4-5 мин)


















Рассмотрите репродукцию.

Виктор Васнецов (масло 1881 г.)

-Есть ли в сюжете сказки эпизод, изображённый художником? (Залилась Алёнушка слезами, села под стожок – плачет…) Почему изображена вода? (именно с водой связаны все самые грустные события в сказке)

Что же роднит сказку и картину? (беда, печаль, ЛЮБОВЬ к героине)

Работа в парах

1ряд (литераторы) – запишите слова, характеризующие Алёнушку в сказке. Есть ли эти слова в сказке? А как мы можем тогда характеризовать Алёнушку (по её поступкам)

2 ряд (художники) – какой вы видите Алёнушку на картине?

На что обратите внимание (внешность ,поза, одежда, краски, изобразительные средства)

 









-извлечение нужной информации из разных источников (П)

- эмоциональное отношение к содержанию урока (Л)

7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.)

Выберите среди пословиц те, которые на ваш взгляд подходят к теме нашего урока.

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде не тонет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Вся семья вместе так и душа на месте.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Чему учит сказка?

1. Не оставлять друг друга в беде; 2. Любить друг друга; 3. Слушать старших.

-выполнение учебных действий в устной речи (Р)

-анализ объектов, сравнение (П)

8. Рефлексия деятельности.

Достигли ли мы сегодня поставленных задач? Что у нас получилось лучше всего? Почему? Пригодятся ли эти знания в жизни? Заполни лист самооценки.

(Моё настроение.

Моё творчество – покореённая вершина)


-умение выделять и формулировать познавательную цель(П)


-нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания (К)

_самоопределение, стремление к успешности в учебной деятельности (Л)










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее