РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Менская Марина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №1 г.Липецка
Обучение путём воспитания и воспитание путём обучения.
Я.-А. Коменский
Новые ФГОС ориентируют школу на восстановление единства педагогического процесса – воспитания, обучения и развития. В ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление, а именно: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
В п.16 ФГОС НОО говорится: основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Что же такое внеурочная деятельность? В каких формах она реализуется в гимназии, каковы проблемы реализации и перспективы развития ВД. Об этом пойдет речь в моем выступлении.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в гимназии;
- создать условия для занятости младших школьников во внеурочное время;
- улучшить условия для развития ребенка, расширения его кругозора, ознакомления с окружающим миром;
- обеспечить включение учащихся в разнообразные виды деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
В гимназическом плане внеурочной деятельности для учащихся начальной школы определено, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, которая организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Грамотно организованная внеурочная деятельность создает условия для социального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, способствует более полному раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Таким образом, цель внеурочной деятельности: создание условий, способствующих развитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, ориентированной на творчество и самоопределение, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по пяти основным направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- общеинтеллектуальное;
- социальное;
- общекультурное.
Определение форм организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования – прерогатива образовательного учреждения (п.19.3 ФГОС НОО).
В гимназии основу организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы образует сложившийся опыт и традиции организации внеклассной воспитательной работы, реализации программ дополнительного образования. Мы стремимся вести работу по всем пяти направлениям внеурочной деятельности, используя самые разнообразные формы.
Например, спортивно-оздоровительное направление, одно из самых востребованных родителями, реализуется через
организацию поездок и экскурсий, Дней здоровья, внутригимназических спортивных соревнований;
работу кружков «Уроки здоровья», «Здоровячок», «Азбука здоровья»;
проведение классных часов и бесед по охране здоровья, встреч с медицинскими работниками;
проведение фестиваля «Мой выбор – здоровье»;
Реализации общекультурного направления способствует:
работа кружков «Художественное слово», «Народное творчество», «Театр песни», «Валяние», «Хореография», театральной студии, студии бальных танцев;
участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла гимназического, муниципального, регионального и всероссийского уровня
Общеинтеллектуальное направление успешно реализуется благодаря работе предметных кружков «Юный математик», «Любители русского языка», «Хочу все знать», а также курсов «Инфознайка», «Юный информатик» в рамках платных образовательных услуг; участию в интеллектуальных конкурсах, экскурсиях, олимпиадах, конференциях, деловых и ролевых играх и др.
Формы реализации духовно-нравственного направления:
классные часы гражданско-патриотического содержания;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, «Уроки мужества»;
выставки рисунков и творческих работ;
фестиваль патриотической песни;
И, наконец, очень актуальное социальное направление развивается благодаря:
организации ученического самоуправления и деятельности детского объединения «Подсолнушки»;
разработке проектов к урокам, внеклассным мероприятиям;
участию в научно-исследовательских конференциях на уровне гимназии, города, области.
Совокупность всех форм должна вылиться в целостную общественную жизнь ребенка в школе, интересную, насыщенную и привести к последовательному достижению им трех уровней воспитательных результатов, которых должен достигнуть выпускник:
– приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);
– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
В заключение необходимо отметить следующее:
1. Новые ФГОС побуждают нас к объединению урочной и внеурочной деятельности в единый образовательный процесс.
2. Исходя из единства урочной и внеурочной деятельности школы, ФГОС устанавливает требования к результатам образования – личностным, метапредметным и предметным. Именно в таком порядке!
3. ФГОС прямо ориентирует педагогических работников на освоение профессиональных компетенций, делая их успешными, как в урочной, так во внеурочной деятельности.
4. Именно внеурочная деятельность даёт учителю возможность стать для своих учеников значимым взрослым, создать тот уникальный педагогический инструмент, который называется детско-взрослой общностью.
ЛИТЕРАТУРА:
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещние, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
Дик Н.Ф. Лучшие иннвационные формы внеурочной деятельности в начальной школе / Н.Ф.Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 285 с.
Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
Григорьев Д.В. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся начальной и основной школы / Д.В. Григорьев, П.Г. Степанов - Образовательные ресурсы. Выпуск 79,ф.7.