Яковенко Александра Геннадьевна,
ГАПОУ "Волгоградский медико-экологический техникум,
преподаватель русского языка и литературы.
Организация проектной деятельности при изучении
УД Русский язык и УД Литература
в профессиональных образовательных организациях.
Аннотация: Основная задача современного образования – вовлечение обучающихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования. Один из способов решения этой задачи – использование метода проектов на уроках русского языка и литературы. Учебный проект – это организационная форма работы, которая, в отличие от занятий или учебного мероприятия, ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Проект можно рассматривать как совместную учебно–познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формулировать и решать проблемы.
Изменения, характерные для общества начала XXI века, требовали изменений и в образовании. Поэтому наметился поворот от знаниевой парадигмы к личностно-ориентированной, найдены такие компетенции, которые наиболее предпочтительны в современных условиях. Достичь их формирования при традиционных подходах к построению процесса образования, когда доминирующей деятельностью обучающихся является восприятие и репродукция большого объёма информации, сложно и возможно только частично. Из этого противоречия возникает проблема поиска средств и методов формирования у обучающихся необходимых компетенций.
Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает обучающимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проекта на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний обучающихся.
В начале своего пути работы над проектами я задавала себе вопросы: "Можно ли использовать метод проектов на уроках русского языка и литературы?", "Получится ли у меня и у моих студентов?", "Когда можно применить метод проектов?", "Насколько он органически вписывается в урочную систему?" и многие другие вопросы. Необходимо было иметь в виду, что студенты будут затрудняться:
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор;
предусматривать последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки);
сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.
Перечитала много источников о данном методе, нашла для себя интересное высказывание Н.Ю. Пахомовой: «...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения / обучения, взаимоотношения между учителем и учеником» [ 7].
Почему взялась за такую трудоёмкую работу? Наверное, потому, что захотела попробовать в своей работе что-то новое.
Проектная методика на уроках русского языка и литературы развивает у студентов самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить обучающихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность обучающихся, вызывающая у них живой интерес.
В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого студента. Подготовку и защиту проекта провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Обучающиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов или презентацией.
На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания обучающихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает студентам сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии ("Серебряный век русской поэзии", Поэты-шестидесятники").
Свою деятельность и деятельность обучающихся планирую в несколько этапов:
1. Сама продумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Время проведения — при планировании проекта. В работе использую интернет-источники).
2. Выбираю группу, в которой будет использован этот метод.
3. Формулирую основополагающий и проблемный вопросы (те, на которые
нельзя ответить одним предложением.
Например, "В каких формах русский национальный язык присутствует в речи студентов техникума?"
4. Формулирую дидактические цели проекта и методические задачи.
Например, по УД Русский язык и культура речи, тема «Лексика активного и пассивного запаса»:
- усвоить понятия "экология языка", "нормы литературного языка";
- научить обучающихся отстаивать своё мнение в ходе дискуссии;
- научить слышать и критически оценивать свою речь и речь окружающих;
- научить излагать свои мысли;
- продолжить работу по включению элементов речевого этикета в активную речевую практику.
5. Обучающиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) исследований.
Например, "Студенческий сленг", "Компьютерный жаргон», "Литературный язык - одна из форм национального языка", "Современные процессы в говорах (на примере села Матышева Руднянского района Волгоградской обрасти)".
6. Обучающиеся выдвигают гипотезы решения данных проблем (варианты
решения).
7. Определение названия проекта.
8. Формирование групп и обсуждение плана работы (на данном этапе обучающиеся делятся на мини-группы, определяют для себя вопросы, форму представления результатов).
9. Обсуждение со студентами возможных источников информации.
10. Самостоятельная работа обучающихся.
11. Подготовка студентами презентации. (Форма презентации может быть любая: доклад, выпуск газеты, поэтический альбом, буклет, мультимедийная презентация, литературная гостиная, иллюстрированный журнал и т.д.).
12.Защита проекта и оценивание результатов студентами и преподавателем.
Готовясь к уроку, часто задаю себе вопросы, как заинтересовать обучающихся своим предметом, новым материалом; как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их самостоятельную и творческую деятельность, какой метод лучше использовать для этого.
На уроках русского языка и литературы учу студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваю умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает обучающимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний обучающихся.
Осуществляя межпредметные связи совместно с преподавателем информатики, обучающимися были созданы проекты, итогом которых были мультимедийные презентации: "Жизнь и судьба Марины Цветаевой", "Писатели Тульского края", "Поэты-шестидесятники", "Неологизмы конца XIX - начала XX века", "Интересная фразеология", "Правописание наречий" и другие. Совместно с преподавателем латинского языка, обучающимися специальности Фармация были созданы проекты "Устарела ли латынь?", "Имена латинского происхождения", "Значение словообразовательных элементов в названиях лекарственных средств и их воздействие на сознание потребителя". Совместно с преподавателями спецдисциплин студентами специальности "Технология продуктов общественного питания" были созданы межпредметные коллективные проекты: "Они вошли в историю в названиях блюд", целью которого было знакомство с историей приготовления блюд, названия которых отражают имя создателя, а также проект "Кулинария времен А.С. Пушкина" (по роману "Евгений Онегин"), целью которого являлся анализ меню, сервировки стола, традиционных праздничных блюд времен Пушкина. В ходе данного проекта студенты анализировали меню престижных ресторанов и особенности чайных церемоний первой половины XIX века, сравнивали их с современностью, находили рецепты приготовления блюд, упомянутых Пушкиным, изучали технологию приготовления этих блюд. Итогом данного проекта стал иллюстрированный журнал с рецептами "Кулинария времен А.С. Пушкина".
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы действительно даёт положительные результаты: повышается количество студентов, имеющих «4» и «5», отсюда - повышение качества знаний обучающихся.
Основная трудность в организации этой деятельности - перегрузка обучающихся. Исследовательская работа над проектом - объёмная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание реферата, статьи. Конечно, польза от такой деятельности несомненная. Активно использую творческие, игровые формы, исследовательскую деятельность, связанную с размышлениями ребят над проблемой, постановкой экспериментов, участием в оформлении кабинета.
При сегодняшней загруженности современного студента реальным становится создание одного крупного исследовательского проекта, максимум двух в течение учебного года. Конечно, это позволит обучающимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникационных технологий. Но вряд ли в такой ситуации можно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.
Из вышесказанного видим, что обращение к проектной методике в образовательном процессе позволяет учитывать индивидуальные особенности развития студентов, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.
Проектная деятельность в доступной для обучающихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У студента, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса обучающихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Актуальность применения метода определяется повышением качества образовательного процесса и компетенции преподавателей и обучающихся.
Думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы, мои студенты смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно сдать экзамен или зачет, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Литература:
1. Бренчугина-Романова А.Н. Использование метода проектов. Бренчугина-Романова А.Н. // Образование в современной школе, 2006, №5, с. 15.
2. Бурков В.Н., Новиков В.Н. Как управлять проектами. М.: Синтег - ГЕО, 1997.
3. Евстифеева О. Кучменко Н. Метод проектов - среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность. ЕвстифееваО., Кучменко Н. // Директор школы, 2003, 3:, с. 53.
4. Жуковский И. Проект - гарант совместных действий. Жуковский И. // Учитель, 2003. №3, с. 60.
5. Новиков A.M. Образовательный проект (методология образов деятельности), М., 2004.
6. Осмоловская И. Школьные проекты: деятельность, направленная на обогащение знаний и духовного мира. Осмоловская И. // Директор школы, 2003, №10, с. 15.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М, 2003, с. 14.
8. Штейнберг В.Э. Технологии проектирования образовательных систем и процессов. Штейнберг В.Э. // Школьные технологии, 2000, №2, с.3.