Реализация программы внеурочной деятельности
«Музыкальный час» в начальных классах в контексте ФГОС.
На современном этапе развития общества учёные, педагоги, учителя заняты поиском новых, более эффективных воспитательных и развивающих технологий. Среди многих средств решения этой задачи особое место занимает музыкальное искусство, обладающее большой силой воздействия на человека. Психологи и музыковеды признают, что произведения музыкального искусства обращаются к человеческой личности в целом. Благодаря неповторимому характеру музыкальных образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, вызываемым музыкой, представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через музыкальное искусство, способны захватить ребенка с особенной полнотой и силой. Этим в большей мере определяется социальная ценность музыкального искусства, его воспитательная и преобразующая роль.
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности школьника – это предмет особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами развивать детский голос и воспитать душу ребенка? Как помочь ему разобраться в огромном количестве вокальной музыки? Как лучше познакомить с лучшими образцами гражданских, лирических, шуточных песен, которые легко воспринимать на слух и радостно исполнять? Как доказать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его духовно чище и благородней? На эти вопросы искали ответы многие известные педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности.
С 2011 года в числе первых школа № 21 г. Таганрога начала апробацию программы художественно-эстетической направленности «Музыкальный час» (хоровое пение, музыка) для реализации внеурочной деятельности в начальных классах, в рамках которой мною был созданы два творческих коллектива:
вокальный ансамбль «Успех»;
детский театральный коллектив «Мы и музыка».
Программа внеурочной деятельности «Музыкальный час» составлена и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, исполнительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность программы «Музыкальный час» обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить его словарный запас, сформировать нравственно – эстетические чувства, так как именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется ее духовность.
Цель программы – создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в вокально-певческую деятельность.
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет учителю решать следующие важные задачи музыкального воспитания школьников: обучать их основам музыкальной культуры; совершенствовать вокальное мастерство; формировать основы сценической культуры; совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения; развивать творческую активность детей; воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Совместная педагогическая деятельность организуется со следующими принципами: концентричность программного материала, способствование к музыкальной деятельности; системность, доступность содержания занятий для всех желающих; предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Важным компонентом в освоении программы являются предметные, метапредметные и личностные результаты.
Предметные результаты занятий по программе «Музыкальный час» - это формирование основ музыкальной культуры, художественного вкуса; овладение школьниками практическими умениями и навыками вокального и театрального творчества; приобщение учащихся к лучшим образцам классической музыки, формирование основ современного музыкального и театрального мышления.
Метапредметные результаты – овладение способами решения поискового и творческого характера; культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности; приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.
Личностные результаты – это формирование эстетических потребностей, ценностей; развитие эстетических чувств и художественного вкуса; развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства, способность к саморазвитию; активизация познавательных интересов, учебных мотивов.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, регулятивное, познавательное, коммуникативное формирование универсальных учебных действий (УУД). У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона.
Одновременно с формированием УУД на музыкальных занятиях используются элементы здоровьесберегающих технологий, комплекса упражнений, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные занятия; занятия – концерт; репетиции; творческие отчеты, музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, музыкально-литературные композиции, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.
В своей работе я использую несколько направлений творческого развития учащихся: вокальный ансамбль и музыкально-театральная деятельность. В вокальном коллективе «Успех» занимаются учащиеся 1-ых и 3-их классов. При разучивании песенного репертуара я обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на уроках гуманитарного цикла: умение правильно произносить слова, выразительно читать текст и соблюдать правильную интонацию при их произношении, умение анализировать образную систему, средства и приёмы художественного языка, иметь представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству. Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля при постепенном усложнении процесса обучения. Важно свободно управлять процессом, при этом допускается замена одного произведения другим.
Другое направление – это организация музыкально-театральной деятельности. Она открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко прочувствовать события и взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, будущее и в сказку. А сказка - это чудесный, волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло. В сказке могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Дети, принимавшие участие в постановке музыкальной сказки «Муха-Цокотуха» (музыка М. Красева, либретто по сказке К. Чуковского) на собственном примере показали, как преодолевать трудности и что значит настоящая дружба. Занятия в театре «Мы и музыка» имеют большое воспитательное значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. Постановка музыкальных спектаклей способствует расширению и углублению знаний в области музыки. «Вхождение» в мир музыки происходит в интересной, увлекательной форме.
Занимаясь по программе «Музыкальный час», дети овладевают коммуникативными компетенциями: приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы. При этом происходит развитие монологической и диалогической речи, способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, адекватно использовать речевые средства. Сценическое искусство помогает детям раскрыть свой творческий потенциал, способности и возможности, выявляет такие грани их характера, о которых они даже не догадывались. Погружение в мир литературы, музыки, театра и перевоплощения помогает им бороться с недостатками.
Особое место уделяется концертной деятельности. Учащиеся исполняют произведения в рамках школьных городских праздников, посвящённых разным памятным датам. Обучение вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, «лёгкая» музыка. Всё это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом голосом. В 2014 г. на II городском конкурсе детской эстрадной песни коллектив «Успех» стал Лауреатом II степени в номинации «Вокальный ансамбль»; солистка ансамбля Кравченко Мария получила Диплом II степени в номинации «Сольное исполнительство».
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса. Именно внеурочная деятельность даёт детям опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.