Своё выступление позволю себе начать с напоминания вам, коллеги, высказывания из пьесы В.Розова «С вечера до полудня», которое предостерегает нас от цинизма, необдуманности своих действий и равнодушия к людям: « Мы несёмся, бешено пришпорив жизнь, как обезумевшие всадники в погоне за успехом, славой, карьерой, деньгами, всё дальше отрываясь от семейного круга, от самих себя. Каждый хочет вскочить на коня. Как бы не стать всадником, который несётся во весь опор так, что даже не замечает, куда его лошадь ставит копыта, куда и на кого».
Воспользовавшись публичным выступлением, хочется начать с пожелания всем диалога (основой ФГОС, о котором так много говорится в материалах, присланных нам Оксаной Васильевной Петреняк) и понимания, самих себя, коллег, учеников.
Успех нашего общего дела, воспитания и образования (или образования и воспитания, как вы считаете нужным), заключается, разумеется в сотворчестве, о чём нам постоянно напоминает Тамара Петровна Федорчук.
Насколько у нас осуществляется сотворчество в пресс-центре, я решила основываться на анализе деятельности пресс-центра газеты «Идейка», представленном Петреняк О.В., и презентации, сделанной школьниками редакции.
Руководителями пресс-центра школьной компьютерной газеты « Идейка» являются Беляева С. М. и Оленина А. В.( учитель информатики и учитель русского языка и литературы). Программа творческого объединения «Пресс-центра газеты «Идейка» предлагается для учащихся МБОУ СОШ № 20.
Цели данной программы:
активизация и систематизация школьной издательской деятельности, создание базы для эффективного развития коммуникативных и творческих способностей обучающихся;
создание в коллективе пространства, наполненного полезной деятельностью;
формирование сообщества как союза единомышленников, где осуществляется учёт интересов и потребностей при выборе содержания и методов организации деятельности, что способствует обретению школьниками опыта самореализации и самоутверждения своей личности через построение комфортных и доброжелательных межличностных отношений.
Задачи:
Способствовать возникновению интереса, желания развиваться, двигаться вперёд.
Содействовать изменению позиции школьников, родителей и учителей от пассивной к активной.
Определять цели, составлять план и действовать по плану, оценивать результат.
Извлекать информацию, перерабатывать её: учиться анализировать, сравнивать, классифицировать.
Доносить свою позицию, понимать других, вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде.
Сотрудничать с людьми разных возрастов и социума.
Оценивать поступки, объяснять нравственные мотивы, самоопределяться в системе ценностей.
Учить различным жанрам журналистики.
Содействовать созданию дружеских отношений, крепкого творческого коллектива.
Одно из требований к современному обществу - это способность к сотрудничеству и социальному взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Успешность любого человека в значительной мере зависит от уровня владения языком, умения эффективно общаться и активно взаимодействовать.
Первоначальные навыки этих важных умений закладываются в школе. Школьная жизнь как поток: стремительна, разнообразна и напряженна. Здесь дети не только учатся, но и живут. Осмысленности жизни, умению перерабатывать чужой опыт и делиться своим и способствует деятельность в редакции. Особенно важен обмен информацией, оценками, впечатлениями в детском коллективе. В конце концов, следует развивать природные таланты: как интеллектуальные, так и творческие. Универсальной формой общения, развития творчества, самоопределения и самореализации обучающихся являются школьные средства массовой информации:
школьное радио, телевидение, печатные издания. В нашей школе из названных, к сожалению, пока только печатное издание.
С каждым годом СМИ играют всё большую роль в жизни человека. Они не только несут определённую информацию, развлекают, но и формируют мироощущение человека, задают стереотипы поведения. По утверждению психологов, большое влияние СМИ оказывают на формирование личности подростков.
В настоящее время всё меньше периодических изданий выпускаются для школьников. Нет таких журналов, как «Пионер», «Юность». Нет газет, как «Пионерская правда»… Выбор газет и журналов познавательного характера невелик. Интернет доступен не для всех. Поток информации в нём порой требует ограничения из-за негативного воздействия на сознание подростков.
Выпуск школьной газеты восполняет этот пробел. Она позволяет научиться высказывать свои идеи, помогает детям лучше осознавать себя, открывать мир.
В нашей средней общеобразовательной школе №20 издательской деятельности всегда уделялось большое внимание. В архивах школы можно найти газеты 1990-х годов. С 2000 года с появлением в школе современной техники газета стала издаваться как печатная публикация в цветном и чёрно-белом исполнении. У газеты появилось своё название. Основная функция, которую выполняет газета, - освещение жизнедеятельности школы. Над выпуском газеты обычно трудятся члены школьной редакции «Идейка».
Важную роль газеты отмечают и сами ученики. На вопрос «Есть ли необходимость издания школьной печатной газеты?» получили следующие ответы:
а) положительно -90 %;
б) отрицательно -2 %;
в) не определили своего мнения по данному вопросу – 8 %.
Таким образом, вопрос о необходимости издания школьной газеты можно считать решённым.
Через анкетирование выяснилось, что номера газет не всем школьникам бывают доступны. Наряду с теми, кто читает её от начала до конца и хранит все номера, есть учащиеся, которые даже не знают о существовании школьной газеты. Нет стенда публикаций. На школьном сайте номера размещаются не систематически, как хотелось бы. Может, стоит оформить в классах уголки школьной газеты, как сделано в кабинете № 28?
Детская газета – это первая ступень в профессиональную журналистику. Для этого необходимо обучение учащихся основам и навыкам этой деятельности. С этой целью в начале учебного года учащимся предложили сотрудничество в пресс-центре. Откликнулись на наше предложение 25 человек: 5-7 классы -11 человек; 8-11 классы- 14 человек. Оленина А.В. особое внимание уделяет изучению литературных жанров, которые используются при написании газетных статей. Ребята пробуют себя в роли журналиста, фоторепортёра. Беляева С.М. занимается с ребятами оформлением, формированием страниц, расположением текста и фотоматериалов. Большую помощь в этом Светлане Михайловне оказывал Сигодин Александр, обучающийся 9 «Б» класса, который является ведущим редактором школьной газеты «Идейка».
В этом году во втором полугодии члены редакции прошли обучение в «ШЮДЖ», созданной на базе НГУЭУ. «Школа…» помогла мобилизовать членов пресс-центра. Посещая занятия и выполняя разнообразные задания, получая пищу для ума, наши воспитанники в этом году были особенно активны. Члены редакции создали и представляли учащимся начальных классов, средней и старшей школы презентацию «Писатели-юбиляры» и провели викторину, посвящённую писателям 19 века, во время Недели русского языка и литературы. Получили прекрасные отзывы и приглашения на будущее. В марте 2016 года Кириллов Денис и Гусева София, обучающиеся 7 «А» класса, приняли активное участие в городском конкурсе юношеских материалов «Ни дня без строчки» в номинации «Репортаж с места событий» под названием «Отчизна, помяни сынов...».
В апреле, участвуя в городском конкурсе «Дней славянской письменности и культуры Кирилла и Мефодия», в номинации « Репортаж, посвящённый 70-летию Победы», они стали лауреатами. В номинации «Литературное творчество» приняла участие обучающаяся 5 «А» класса Шамурина Даниэла. Иванов Евгений, обучающийся 9 «А» класса, участвовал в номинации «Авторская песня». На заключительном концерте конкурса славянской письменности и культуры 21 апреля он выступил со своим номером и был очень тепло принят зрителями. Отдел образования администрации Ленинского района Территориальная группа методистов МКУДПО «ГЦРО» в Ленинском районе наградил издание МБОУ СОШ № 20 как Лауреата 2 степени районного конкурса детского литературного творчества, посвящённого Дням славянской письменности и культуры в номинации «Школьная пресса».
На итоговом занятии «Школы юного делового журналиста»(всего было посещено пять занятий) София Гусева блестяще презентовала нашу редакцию в формате печа-куча (доклад – презентация из 20 слайдов, подготовленный членами редакции). Ректор НГУЭУ, д-р эком. наук, профессор А.В.Новиков от имени Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ) выразил благодарность лично директору МБОУ СОШ №20 Т.П. Федорчук и коллективу нашего образовательного учреждения за сотрудничество в профориентационной деятельности и качественную подготовку наших учеников. Было отмечено наше активное участие и достижение отличных результатов. Все члены редакции получили сертификаты за успешно прошедший курс обучения в «ШЮДЖ» (Яхшибоева Г.-5кл, Кириллов Д., Гусева С.-7 кл., Коршунова М., Слепнёва Ю.-11кл., Беляева С.М. и Оленина А.В.).
Детская газета –это первая ступень в профессиональную журналистику. Для этого необходимо обучение основам и навыкам этой деятельности. К сожалению, некоторые учителя не только не поддерживают ребят, вступивших на этот непростой путь, но и отговаривают из-за увеличения объёма заданий для школьников, недооценивая результативность такого тесного сотрудничества с миром журналистики.
Наша газета предназначена для широкого круга читателей, среди которых мы видим учащихся, учителей, родителей. Радует особая активность наших коллег- корреспондентов: Людмилы Алексеевны Гребенщиковой, Оксаны Васильевны Павлиновой, написавших для газеты несколько статей. Выходит номер один раз в четверть в формате А-4 объёмом по 16 страниц. По мере необходимости издаются специальные выпуски. В этом году было выпущено четыре номера газеты «Идейка» с разнообразными рубриками, отражающими жизнь школы и жизнь нашей страны. Высказываются различные мнения по объёму номеров и периодичности издания. Редакция будет рассматривать данные предложения.
По мнению читателей, номера газет в этом учебном году стали более разнообразными и интересными. Появились новые рубрики: «Доска Почёта», «Знакомьтесь – это…», «Говорить надо правильно». На следующий год дети предложили новые: «Отвечаем на вопросы читателей», новости («Как это было»), обсуждение насущных школьных проблем («Точка зрения»), юморески (случаи, произошедшие на уроках, фразы из сочинений), Хотелось бы найти энтузиастов, которые смогли бы вести рубрики про музыку, писать отзывы о книгах, которые интересны ребятам.
У нас была идея издания «Литературного альманаха». Литературная газета помогла бы заинтересовать ребят проблемами любимых книг, спорами об их героях, пробудила бы (хочется надеяться) желание высказать свои мысли. В ней можно было размещать сообщения о литературных новинках, о событиях художественной жизни, рецензии учащихся на прочитанные книги и, главное, публикации собственных сочинений учащихся, учителей и родителей.
Научно - познавательные статьи у нас редко публикуются на страницах газеты. Ребята же увлекаются исследовательскими работами в различных областях знаний: экологии, биологии, истории… Таким ребятам есть о чём рассказать, поделиться с читателями своими открытиями. Газета сумеет таким образом привлечь новых читателей и, может быть, корреспондентов из числа не только школьников, педагогов, но и родителей, выпускников. Интересной идеей, высказанной респондентами, стало желание наладить сотрудничество с коллективами школьных газет общеобразовательных учреждений района, города, вузов.
Да, идеи хорошие, но нам нужна такая школьная газета, которая бы сохранила лучшие традиции и учла бы пожелания участников образовательного процесса школы.
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Всё это развивает коммуникативные возможности школьника, способствует становлению его как личности, помогает научиться мыслить творчески, чётко и понятно высказывать свои мысли на бумаге и в публичном выступлении.
Корреспонденты нашей школы чаще всего не отражают в публикациях свою точку зрения. Над этим стоит задуматься пишущим, учесть, стать свободными в высказываниях, но не стараться освободиться от принципов морали и конструктивности мнения.
Ещё одна проблема, с которой мы сталкивались и в этом году, связана с ответственностью, осознанием ребятами того, что газета – это периодическое средство массовой информации, которое должно выходить в строго установленный срок. У многих юных журналистов не всегда получается следовать главному принципу выпуска газеты – оперативности, поэтому некоторые материалы надо готовить впрок, иметь про запас.
В этом году мы начали растить молодую смену журналистов. Но этого мало. В следующем учебном году мы планируем провести тестирование учащихся для выявления талантливых детей, пишущих стихи, прозу, любителей русского языка и литературы, мечтающих о профессии журналиста, фотографа, фотокорреспондента или интересующихся информационно-компьютерными технологиями.
Важным и трудным в настоящее время этапом выпуска газеты остаётся её тиражирование, поэтому необходимо решить вопрос постоянного издания определённого количества номеров газеты. Выпуск школьной компьютерной газеты даётся с большим трудом и происходит благодаря энтузиазму и благотворительности редакторов газеты: Беляевой С.М. и Олениной А.В.
Во-первых, для выпуска газеты нет отдельного помещения.
Во-вторых, нет оборудования: принтера, сканера, копира, не выделяются средства для картриджей, бумаги.
В – третьих, не решён вопрос с тиражированием газеты. Алексей, печатающий нам газету, делает это по собственной инициативе за счёт своего личного времени и бесплатно, поэтому мы не можем не поблагодарить его за сделанную работу хотя бы презентами (банка кофе, чая, коробки конфет, фрукты). Последний номер газеты создан в электронном варианте, но не тиражирован. Таким образом, в нашей школе не созданы необходимые условия для издания школьной газеты.
Учитывая вышесказанное, вытекают цели и задачи работы пресс-центра на учебный год.
Какая цель достигается в процессе создания школьной газеты
Создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования.
Какие задачи решать при издании школьной газеты
Обучающие:
1. Получить знания и умения по созданию печатного издания.
2. Освоить учащимися знания, умения и навыки информационно-компьютерных технологий.
Развивающие:
1. Развить творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
2. Развить умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
3. Развить навыки установления межпредметных связей.
4. Развить интерес к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий.
Воспитательные:
1. Создать атмосферу сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения.
2. Формировать представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
3. Формировать основные этические нормы и понятия как условия правильного восприятия, анализ и оценки событий окружающей жизни.
4. Организовывать диалог обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми.
5. Формировать активную жизненную позицию.
6. Формировать потребности в самообразовании, самовоспитании.
7. Формировать эстетические навыки.
Практико-деятельностные:
1. Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.
2. Формировать практические навыки создания школьного печатного издания.
Что изучают дети в процессе создания школьной газеты
основы истории журналистики;
современные средства массовой информации;
нормы профессиональной этики журналиста;
методы сбора и обработки информации;
основы журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);
методы работы со словом.
Чему научатся дети, занимаясь журналистикой:
выявлять интересные события повседневной жизни;
собирать информацию из разных источников и работать с ней;
различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;
общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.
Какие методические принципы необходимо учитывать педагогу – руководителю школьной редакции:
личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;
деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;
взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.
Вся деятельность школьной газеты является составляющей коллегиальности нашего образовательного учреждения и содружества коллег, родителей и учеников, благодаря чему медийное пространство может и должно расширяться.
Оленина А.В.