«Зимний фестиваль знаний 2025»

Статья по технологиям

Статья поможет разобраться в технологиях преподавания русского языка.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях школы санаторно-курортного типа


В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.(1)

У педагогических технологий в образовательном процессе сравнительно недолгий жизненный путь. Они возникли лишь в XX веке, поэтому многие детали уточняются, систематизируются и приводятся к единообразию.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности. Вывод: главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.

Наиболее приемлемыми в использовании в условиях школы санаторно-курортного типа считаю личностно-ориентитиованные технологии.

Приоритетные задачи этих технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление, что способствует раскрытию личности ребёнка, его индивидуальных способностей. А это, в свою очередь, благотворно влияет на психическое и общее физическое состояние находящегося на санаторно-курортном лечении маленького «человека», которому предстоит восстановление его здоровья и разлука с родными и близкими. В обычных школах чаще всего отдаётся предпочтение традиционному образованию, так как конечным итогом видится качественная подготовка детей к ЕГЭ. В условиях санаторной школы есть возможность применения вариативности технологий, направленных на развитие эмоциональной сферы детей. Ведь главная задача педагога - зародить в душе ребёнка ростки, помогающие вырастить свободного и творческого гражданина нашей страны, способного критически мыслить, умеющего решать стоящие перед ним проблемы и имеющего навыки толерантного общения с остальными людьми, населяющими планету.

В этом помогают: педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов.

Сущность педагогической мастерской заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.

В обобщенном виде принципы работы мастерской таковы:

1) равенство всех участников, включая педагогов

2) ненасильственное вовлечение в процесс деятельности

3) отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная)

4) отсутствие соперничества, соревнования

5) чередование индивидуальной и групповой работы

6) важность не столько результата творчества, сколько самого процесса

7) разнообразие используемого материала

8) ответственность каждого за свой выбор.

В соответствии с данной технологией разработала и провела мастерскую «Уроки нравственности. Мастерская ценностных ориентаций и творческого поиска (урок литературы по рассказу А.П. Платонова «Юшка») «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?»

Цель урока: знакомство с биографией писателя, анализ его произведения и получение детьми ценнейшего опыта сочувствия и милосердия к окружающему миру. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Задачи урока:

Обучающие:

осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;

размышление о природе любви к ближнему, о добре и зле;

обучение умению анализировать текст художественного произведения;

выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

Развивающие:

- включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы

- развивать ассоциативное мышление.

Воспитывающие:

- Приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

-воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать;

- попытаться донести до ребят мысль «…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям»;

-помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, высказывания великих людей о любви, об отношении к ближнему, опорные слова из текста произведения, , видеопроектор, экран, презентация к уроку.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Модульное обучение и его элементы базируется на деятельностном подходе к обучению: ученик осознанно и прочно усваивает только то учебное содержание, которое становится предметом его активных действий.

При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. Основной учебный модуль включает законченный блок информации, целевую программу действий для ученика и советы учителя по успешной ее реализации. Во время учебного занятия роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации его деятельности, координировании, консультировании и контроле. Учебный материал разделен на тематические блоки, каждый из которых укладывается во временные рамки двухчасового занятия.

План модульного занятия может быть следующим:

- мотивация учеников

- самостоятельная работа

- работа в малой группе (4–6 человек)

- работа в целом классе

- рефлексия

Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией.

Пользуясь блочно-модульной технологией, разработала и применила на практике серию уроков русского языка:

- в 8-ом классе модули по темам: «Обособленные определения и приложения», «Обособленные обстоятельства», «Обособленные уточняющие члены предложения»;

- в 7-ом классе модули по темам: «Деепричастие как часть речи», «Наречие как часть речи», «Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»», «Действительные и страдательные причастия», «Суффиксы причастий», «Систематизация и обобщение по теме

« Причастие как часть речи»».

Метод проектов – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость.

Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.

Этапы работы над учебным проектом:

- предварительный выбор старшеклассником темы (с учетом рекомендаций учителя)

- составление плана

- изучение литературы по данной теме и сбор материала

- создание собственного текста

- защита

- ответы на вопросы по теме проекта.

Вместе с детьми мною были разработаны проекты по темам: «Семантика слова друг в речи современной молодёжи», «Биография слова Родина», «Былинный герой в моём городе», «Земля – мой дом!», «За чистоту русского языка!». Ребята получили ценный опыт исследовательской деятельности и смогли совершить новые открытия в русском языке.

Также хотелось бы уделить внимание интегрированным урокам. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников, является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

     Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. В соответствии с нормами интеграции во время проведения декады Словесности мною были проведены мероприятия: «Содружество языков (русский+английский)» (5 класс «Мой распорядок дня»,7 класс Очерк «Что хочешь изменить в себе»), литературная игра по творчеству А.С. Пушкина «Лирики в гостях у физики», «Экология души».

В заключении хотелось бы сказать, что успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности. Поэтому своим долгом считаю изучение и применение на практике новых технологий, позволяющих раскрыть внутренний потенциал не только детей, но и самого педагога, способного в условиях современной школы творить и радоваться самому процессу познания.



Литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.стр.3

  2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее