«Технология критического мышления и ее применение на уроках в начальной школе»
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Ее основоположниками являются американские педагоги: Джинн Стилл , Куртис Мередит, Чарльз Темпл.
Целю данной технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. Элементы новизны данной технологии содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Исследователи утверждают, что такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: стадия вызова, стадия осмысления и рефлексия. Давайте рассмотрим каждую стадию.
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ставится задача – «вызвать» (восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме). На этой стадии можно использовать такой прием как игра «Верите ли вы?» (учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «+ или -»).
Например, на уроке окружающего мира по теме "Вода. Свойства воды" могут быть предложены следующие высказывания:
- Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?
- Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?
- Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?
- Верите ли вы, что лёд легче воды?
И эти вопросы мы рассматриваем на протяжении урока, а на заключительном этапе подводим итоги.
Цели данного приема :
1.Пробуждение интереса к получению новой информации.
2.Обучение умению соотносить новую информацию со своими представлениями.
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления).Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как:
«ИНСЕРТ» - (чтение с пометками)
1.Работая с текстом, ученики делают пометки при чтении специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
2.Читая второй раз заполняют таблицу, систематизируя материал:
3.Затем идет общее обсуждение по результатам таблицы
Приём «ФИШБОУН» (в перев. Рыбный скелет)
-голова в схеме фишбоун – это проблема, которую нужно решить, или вопрос, на который нужно найти ответ;
-верхние кости – основные понятия или причины, по которым возникла проблема;
-нижние кости – факты или аргументы;
-хвост (по методу фишбоун) содержит вывод или ответ на вопрос.
Заполнять схему фишбоун нужно короткими емкими фразами – ключевыми словами, отражающими суть проблемы. Удобнее работать в группах!
Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы.
3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными.
На этой стадии использую всем известные приемы:
- «Поляна» На доске – поляна из цветов:
Красный цветок – нужна помощь
Желтый цветок – было понятно на уроке, но не все
Голубой цветок – все было понятно
- «Незаконченное предложение»
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что они не представляют какой-то новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» это как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения материала. Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
В заключение хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приемы технологии критического мышления. Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира, истории позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.