Мастер класс: «Использование технологий моделирования в совместной образовательной деятельности по формированию математических представлений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Радуга» ул. 50 лет СССР, 13

Кулундинского района Алтайского края

Мастер класс:

«Использование технологий моделирования в совместной образовательной деятельности по формированию математических представлений»

Разработала: Соколова Ирина Александровна

воспитатель первой квалификационной категории

Кулунда – 2018 год

Слайд 1. Здравствуйте уважаемые коллеги! Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ребенку скучным и однообразными. Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать.

Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование технологий моделирования в совместной образовательной деятельности по формированию математических представлений.

Слайд 2. Введённые федеральные государственные образовательные стандарты определённо изменили роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя. Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

Я считаю, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий.

Слайд 3.Одним из основных принципов при организации познавательной деятельности является, стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать различные инновации, оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мёбиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

Слайд 4. Мне представляется наиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. Из которых, нужно выделить следующие моменты:

- специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

- перенесение акцентов на поисковую деятельность;

- свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

-общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;

- введение значимой для детей мотивационной деятельности.

В ходе разработки материала для использования технологии моделирования с использованием листа Мёбиуса в образовательной области «познание», удалось получить интересный математический материал, который использовали, как в непосредственной образовательной, совместной, самостоятельной деятельности, так и в дополнительном объединении «Занимательная математика».

Слайд 5. Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко осуществлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения.

При моделировании дети осуществляли произвольный (осознанный) контроль за ходом своей деятельности, были заинтересованы в результате, давали оценку.

Слайд 6. С помощью экспериментирования мы выявляли причинные связи во взаимодействующих структурах, развивалось мышление, необходимое для решения различных задач, что особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста.

Учитывая психофизические особенности восприятия детей данного возраста, когда дети стремятся действовать самостоятельно, правильно понимая конечные цели, я использовала наглядный и словесные методы.

Слайд 7. Дети с увлечением участвовали в работе, активно отвечали на вопросы. Благодаря этому им удалось включиться в процесс взаимодействия не только со взрослым, но и со сверстниками.

Вся работа выстроена на реализации технологии сотрудничества – взаимодействия на основе равенства, партнерства в отношениях педагога и детей, направленных на целостное и гармоничное развитие личности.

Слайд 8. Как сказал венгерский математик Дьёрдь Пойа «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Вот и мы с вами сегодня совершим для себя маленькое открытие, такое так совершил когда то Август Фердинанд Мебиус. Как и большинство гениальных открытий они произошли случайно.

Слайд 9. На улице шел дождь. Вид из окна навевал тоску. Была выкурена трубка, выпита чашка любимого кофе с молоком. В кресле сидел мужчина. Мысли были разные, но как-то ничего особенного не приходило на ум. Только в воздухе витало ощущение, что именно этот день принесет славу и увековечит имя Августа Фердинанда Мёбиуса.

На пороге комнаты появилась любимая жена. Правда, она была разгневана и категорически требовала немедленно уволить служанку, которая настолько бездарна, что даже не способна правильно сшить ленту.

Слайд 10. Хмуро разглядывая злосчастную ленту, профессор воскликнул: «Ай да, Марта! Девочка не так уж глупа. У ленточки нет изнанки!» Так был открыт удивительный лист Мёбиуса.

Слайд 11. Кто может сказать, что представляет из себя лента Мёбиуса? (Ответы зала)

Лист Мёбиуса – один из объектов области математики под названием «топология» (по другому – «геометрия положения»). Это перекрученная на 180° лента, края которой склеены между собой. Если знать свойства листа Мёбиуса, то это поможет найти его особое практическое применение, так как он отличается от других геометрических объектов.

– Сейчас, я могла бы просто рассказать Вам о свойствах этого удивительного предмета. Но уже через неделю вы будете помнить только 20% от услышанного. Поэтому я предлагаю вам самим стать активными участниками научного поиска и самим открыть удивительные свойства ленты Мёбиуса.

Слайд 12 и 13. 14. Опыт №1. Возьмем полоску бумаги, перекрутим ее один раз и склеим концы. Это и будет лист Мёбиуса. Легко убедиться, что у него одна сторона. Проверим? Возьмем приготовленный лист Мёбиуса и фломастер. Проведем линию вдоль полоски.

Вывод: возвратимся в исходную точку. Значит, если мы будем двигаться вдоль края такой фигуры, то обнаружим, что он представляет собой одну непрерывную замкнутую линию (одну петлю).

Слайд 15. Опыт №2. Как вы думаете, что будет, если разрезать обычное бумажное кольцо? (Ответы). А если разрезать лист Мебиуса на две части? Давайте проверим.

Возьмем приготовленный лист Мёбиуса и разрежем склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что получится? Конечно, если бы мы не перекрутили ленту перед склейкой, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два узких. А что сейчас?

Слайд 16. Вывод: получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее. К тому же перекручено оно не один раз, а два.

Слайд 17. Опыт № 3. Теперь сделайте новый лист Мёбиуса и скажите, что будет, если разрезать его вдоль, но не посередине, а ближе к одному краю? То же самое? А ничего подобного!

Слайд 18. Вывод: получится две ленты, одна – короткий лист Мёбиуса, другая – длинная лента с двумя полуоборотами.

Слайд 19. Опыт №4. А если на три части? Три ленты? А ничего подобного!

Слайд 20. Вывод: получим два сцепленных кольца. Одно из них вдвое длиннее исходного и перекручено два раза. Второе - лист Мёбиуса, ширина которого втрое меньше, чем у исходного.

Итак, лента Мёбиуса односторонняя и доказали мы это опытным путем, в ходе эксперимента. Скажите, вам было интересно экспериментировать с лентой Мебиуса? А как вы думаете, внимание детей могут привлечь подобные математические фокусы? (ответ) Т. е. технология Мёбиуса как одна из технологий математического моделирования, может быть использована и в работе дошкольника.

А как можно познакомить детей с листом Мёбиуса (создать проблемную ситуацию, в рамках сюжетно-ролевой игры, организовать игру путешествие и т.п.)? В ваших ответах постоянно звучит слово игра. А что общего между словом игра и лентой Мебиуса. Напишите слово игра на листе.

Что у нас получилось? Какой общий признак и у ленты Мёбиуса и игры? (лента Мебиуса бесконечна, а слово игра, которое вы написали бесконечно повторяется). А определили мы это при помощи моделирования. Игра и моделирования обладает бесконечными возможностями для ребенка, стоит проявить только немного творчества, смекалки и фантазии.

Спасибо за внимание!

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 7 «Радуга»  ул. 50 лет СССР, 13  Кулундинского района Алтайского края Мастер класс: Использование технологий моделирования в совместной образовательной деятельности по формированию математических представлений Разработала: Соколова Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории Кулунда – 2018 год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Радуга»  ул. 50 лет СССР, 13

Кулундинского района Алтайского края

Мастер класс:

Использование технологий моделирования в совместной образовательной деятельности по формированию математических представлений

Разработала: Соколова Ирина Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

Кулунда – 2018 год

Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.
  • Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.
Основной принцип при организации познавательной деятельности – стимуляция любознательности ребенка. В работе  использую различные инновации, оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента  Мёбиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

Основной принцип при организации познавательной деятельности – стимуляция любознательности ребенка.

В работе  использую различные инновации, оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента  Мёбиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

Для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций выделяют следующие моменты:

Для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций выделяют следующие моменты:

  • специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
  •   «появление»  препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
  • перенесение акцентов на поисковую деятельность;
  • свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
  • общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;
  • введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Дополнительное объединение «Занимательная математика»

Дополнительное объединение «Занимательная математика»

Дополнительное объединение «Занимательная математика»

Дополнительное объединение «Занимательная математика»

Дьёрдь Пойа : «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому»! Август Фердинанд Мёбиус  (1790-1868) — немецкий математик и астроном-теоретик.

Дьёрдь Пойа : «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому»!

Август Фердинанд Мёбиус

(1790-1868) — немецкий математик и астроном-теоретик.

Легенда  Рассказывают, что открыть свой «лист» Мёбиусу помогла служанка, сшившая однажды неправильно концы ленты.

Легенда

Рассказывают, что открыть свой «лист» Мёбиусу помогла служанка, сшившая однажды неправильно концы ленты.

Идея пришла ему в голову, когда служанка неправильно сшила ленту. ! Ой, извините, я не хотела!!!

Идея пришла ему в голову, когда служанка неправильно сшила ленту.

!

Ой, извините, я не хотела!!!

Многие знают, что такое лента (лист) Мёбиуса.  Тем, кто ещё не знаком с удивительным листом, который относится к «математическим неожиданностям», я предлагаю вместе со мной провести исследование и окунуться в светлое чувство познания.

Многие знают, что такое лента (лист) Мёбиуса.

Тем, кто ещё не знаком с удивительным листом, который относится к «математическим неожиданностям», я предлагаю вместе со мной провести исследование и окунуться в светлое чувство познания.

Изготовление листа Мёбиуса

Изготовление листа Мёбиуса

Получим такое перекрученное кольцо

Получим такое перекрученное кольцо

?  Зададимся вопросом:  сколько сторон у этого куска бумаги? Две, как  у любого другого? А ничего подобного. У него ОДНА сторона. Не верите? Хотите – проверьте: проведите линию вдоль полоски.

?

Зададимся вопросом:

сколько сторон у этого куска бумаги? Две, как

у любого другого? А ничего подобного. У него ОДНА сторона. Не верите? Хотите – проверьте: проведите линию вдоль полоски.

?  Теперь второй вопрос.     Что будет, если разрезать обычный лист бумаги? Конечно же, два обычных листа бумаги, Точнее, две половинки листа.   А что случится, если разрезать вдоль посередине это кольцо (это и есть лист Мёбиуса, или лента Мёбиуса) по всей длине? Два кольца половинной ширины? А ничего подобного. А что? Не скажу. Разрежьте сами.

?

Теперь второй вопрос.

Что будет, если разрезать обычный лист бумаги?

Конечно же, два обычных листа бумаги, Точнее, две половинки листа.

А что случится, если разрезать вдоль посередине это кольцо (это и есть лист Мёбиуса, или лента Мёбиуса) по всей длине? Два кольца половинной ширины? А ничего подобного. А что? Не скажу. Разрежьте сами.

А вот что получилось у меня Лента перекручена два раза

А вот что получилось у меня

Лента перекручена два раза

?  Теперь сделайте новый лист Мёбиуса и скажите, что будет, если разрезать его вдоль, но не посередине, а ближе к одному краю?  То же самое? А ничего подобного!

?

Теперь сделайте новый лист Мёбиуса и скажите, что будет, если разрезать его вдоль, но не посередине, а ближе к одному краю?

То же самое? А ничего подобного!

А вот что получилось у меня

А вот что получилось у меня

?  А если на три части?   Три ленты? А ничего подобного!

?

А если на три части?

Три ленты? А ничего подобного!

Получим два сцепленных кольца. Одно из них вдвое длиннее исходного и перекручено два раза. Второе- лист Мёбиуса, ширина которого втрое меньше, чем у исходного.

Получим два сцепленных кольца. Одно из них вдвое длиннее исходного и перекручено два раза. Второе- лист Мёбиуса, ширина которого втрое меньше, чем у исходного.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее