«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Виртуальные экскурсии как элемент музейной технологии на уроках иностранного языка

Аннотация

Статья раскрывает понятие музейная педагогика как одно из важных направлений интегрированной работы музеев и сферы образования, описывает данную технологию как эффективное средство развития личности и музейно-образовательной компетентности учащихся. В статье приведён обобщённый опыт использования музейной технологии на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: музейная педагогика, педагогическая технология, форма урока, виртуальная экскурсия.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Виртуальные экскурсии как элемент музейной технологии на уроках иностранного языка

Чепрасова Олеся Сергеевна,

МБОУ СШ № 16,

г. Новый Уренгой,

учитель английского языка,

[email protected]


Virtual tours as an element of museum technology at the lessons of foreign language.

Cheprasova Olesya Sergeevna


Аннотация

Статья раскрывает понятие музейная педагогика как одно из важных направлений интегрированной работы музеев и сферы образования, описывает данную технологию как эффективное средство развития личности и музейно-образовательной компетентности учащихся. В статье приведён обобщённый опыт использования музейной технологии на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: музейная педагогика, педагогическая технология, форма урока, виртуальная экскурсия.


Abstract

The article reveals the concept of museum education as one of the important directions of integrated work of museums and the educationalsphere, describes the technology as an effective means of personal development and museum-education skills of students. The article presents generalized experience of using museum technologies in foreign language lessons.

Keywords: museum pedagogy, educational technology, lesson form, virtual tour


Музеи играют важную роль в сохранении историко-культурного наследия людей, которую трудно переоценить. Коллекции музеев хранят бесценные исторические, культурные памятники и памятники искусства. Они являются хранителями социальной памяти, дают возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее. Музейные коллекции дают человечеству большие возможности для воспитания и образования, поэтому музей в наши дни постепенно превращается и в образовательное пространство.

Таким образом, четко выделяется музейная педагогика как одно из важнейших направлений работы музеев. Музейная педагогика появляется как закономерный результат интеграционных процессов, которые охватили сферы образования, науки и культуры, а также развития культурной и образовательной деятельности музеев в разных странах мира. Музейная педагогика -это новая интегративная область, которая включает в себя научно-методологическую дисциплину и практическую деятельность, объединяющую усилия музейного работника и музейного педагога. Она ориентирована на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Музейная педагогика имеет междисциплинарный характер, она тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, психология, краеведение, предлагая качественно новый уровень освоения культуры и искусства на основе музейного собрания.

Музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности, может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путѐм включения еѐ в многообразную деятельность школьного музея[1].

Музейная педагогика является эффективным средством развития личности и музейно-образовательной компетентности учащихся. Следует отметить основные направления деятельности музеев:

  1. социально-ориентированное направление (искусство является средством социальной адаптации);

  2. гуманитарно-междисциплинарное направление (изобразительное искусство рассматривается во взаимосвязи с учебными дисциплинами, такими как литература, история и музыка)

  3. эстетическое направление (изучение и развитие художественного восприятия)

  4. историко-художественное направление (изучение истории искусства во всём его многообразии)

Выделяют следующие задачи музейной педагогики:

  • воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

  • воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

  • развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

  • освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

  • формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Также, по моему мнению, одной из главных задач в музейной педагогики как технологии является задача научиться прививать обучающимся чувство красоты и созерцания. Целью учителя является способность увлечь, направить в нужное русло. Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных интересных уроков.

Краеведческий материал и музейная педагогика – эффективный аспект учебно-воспитательного процесса, в частности, обучения английскому языку, так как непосредственно связан с жизненным опытом учащихся, обогащает их знания об истории, достижениях родного края, способствует сохранению культурного наследия, приобщению к народным традициям и воспитанию духовно-нравственной, толерантной личности.

Музейная педагогика способствует устанавливанию тесной взаимосвязи между культурой и языком. Английский язык необходим для того, чтобы рассуждать об особенностях англоязычных стран; также он должен быть средством сообщения миру о своей собственной индивидуальной культуре. Изучение языка должно быть значимо социально и индивидуально. Проведение уроков на базе музеев формирует следующие компетенции:

  • социолингвистическую компетенцию, т. е. способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией (контекст – кто ведет общение с кем, где,о чем, с какой целью);

  • социокультурная компетенция, т. е. некоторая степень знакомства с социокультурным контекстом, в котором используется изучаемый язык;

  • социальная компетенция, т. е. умение поставить себя на место другого, способность управлять социальной ситуацией, а также желание взаимодействовать и самоуверенность;

  • дискурсивная компетенция, т. е. способность понять и достичь связности отдельных высказываний в значимых коммуникативных моделях;

  • стратегическая компетенция, т. е. способность использовать для компенсации пробелов в знании языка вербальные и невербальные стратегии.

Как любой педагог, любящий свое дело и свой предмет, я всегда хотела показать ученикам Великобританию. И это стало возможным, как только появились компьютерные технологии. Мы научились перемещаться в пространстве, чтобы побывать в любой точке планеты. Всё это благодаря виртуальным экскурсиям.

В своей практике я применяю виртуальные экскурсии по России и англо-говорящим странам. Такие уроки очень нравятся учащимся, побуждают их интерес к изучению иностранного языка как средству передачи и извлечения информации. Разрабатывая урок, я опираюсь на примерный план:

  • Выбор материала для экскурсии (Необходимо учитывать общую тематику уроков, поэтому я подбираю конкретные экспонаты, достопримечательности.)

  • Написание текста экскурсии (Здесь можно разделить задание на части и попросить учеников сделать задание самостоятельно)

  • Составление различных упражнений.(Продумываю форму работы: коллаж, плакат - для работы в парах и группах, проект, виртуальная экскурсия - дляиндивидуальной работы)

  • Подготовка лексико-грамматических карточек, опорных фраз. (Фразы-клише, географические названия, имена собственные)

  • Разработка домашнего задания.

Так, например, изучая тему «Достопримечательности», я использую виртуальные прогулки по Лондону [1], где можно «прогуляться» по самым известным и знаменитым местам столицы, почувствовать себя туристом или гидом. Важно не только назвать место, и где оно находится, но также необходимо рассказать историю или события, которые прославили ту или иную достопримечательность. Учащиеся с удовольствием расхаживают среди знаменитостей музея мадам Тюссо[2], рассказывая об известных актёрах, музыкантах, политиках и учёных.Или с интересом изучают выстовочные залы Британского музея [3].

А группа туристов, побывавшая в заповеднике Стоунхендж ответит с удовольствием на вопросы журналистов на пресс-конференции [4].

Изучая тему «Искусство», мы не забываем заглянуть в Третьяковскую галерею [5]. Ученики часто сами предлагают тот или иной музей, готовят презентации и проекты. Познать культуру и обычаи родного края помогает городской музей изобразительных искусств [6].

В нашей школе есть музей «Хранители воинской славы». Работа школьного музея направлена на то, чтобы побудить в учащихся потребность глубже познать историю своего Отечества и края из разных источников информации: из музейных экспозиций и экспонатов, из общения с ветеранами, из книг и фильмов. Наши школьники активно выступают в роли экскурсоводов в школьном музее, и ещё интереснее им попробовать ту же руль, но на английском языке в знаменитых на весь мир музеях Лондона или Москвы[8].

Стоит обратить внимание, что в начале работы над такими экскурсиямибольшая роль отдаётся письменной речи. Но после эффективной подготовки и получения готового текста перевода, начинают развиватьсятакие виды речевой деятельности как аудирование (восприятие текста экскурсии на слух); чтение (индивидуальное чтение, групповое чтение и чтение по ролям) и говорение (декламация по ролям, сольная декламация, инсценировка, рассказ).

Как показывает опыт, на уроке можно использовать различные формы. Это может быть ролевая игра, коллаж, сообщение, телемост, интервью, выпуск газеты, плакат, виртуальная экскурсия в музеи англо-говорящих стран и по родному краю, проектная работа, инсценировка, мультимедийная презентация,интерпретация (переводческая деятельность).

Музейный материал, наглядный и конкретный, помогает более глубоко понять общие закономерности развития современного общества. Практика показывает, что при использовании экспонатов музеяна уроках и занятия в школьном музее, виртуальные прогулки и экскурсии не вызывают перегрузки обучающихся и даже облегчают усвоение такого предмета как иностранный язык, укрепляя и углубляя знания учащихся.

Таким образом, музейная педагогика – эффективный аспект учебно-воспитательного процесса[10], так как непосредственно связан с жизненным опытом учащихся, обогащает их знания об истории, достижениях родного края, способствует сохранению культурного наследия, приобщению к народным традициям и воспитанию духовно-нравственной, толерантной личности.





Список литературы

  1. Лазарева В.В. Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка//МБОУ СОШ № 4 г. Ставрополя имени И.Д.Сургучёва [Ставрополь, 2016] [Электронный ресурс]

  2. URL: http://stavschool4.ru/sites/default/files/files/2016/statya_lazarevoy_v.v.pdf

  3. 3D виртуальные путешествия по улицам Лондона. [Электронный ресурс]

URL:http://tebuka.ru/?p=5108

  1. Madame Tussauds London. Официальный сайт. [Электронный ресурс]

URL: https://www.madametussauds.com/london/en/whats-inside/world-leaders/

  1. The British Museum/ Официальный сайт.[Электронный ресурс] URL: http://www.britishmuseum.org/

  2. Гид по Стоунхенджу. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.stonehenge.co.uk/

  3. Третьяковская галерея. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: https://www.tretyakovgallery.ru/

  4. Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://nurmuseum.ru/

  5. Государственный исторический музей. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.shm.ru/

  6. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Виртуальная экскурсия. [Электронный ресурс] URL: http://new.newpaintart.ru/data/vtours/pano/index.html?lp=8_1&lang=ru

  7. Гасанова О. П. Использование краеведческого материала и музейной педагогики на уроках английского языка// [Смоленск, 2014]

URL: https://infourok.ru/material.html?mid=38437

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее