«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Согласный звук и буква М,м

Урок открытия новых знаний в 1 классе.Урок обучения грамоты разработан в соотетстивии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.Дети знакомятся с новым звуком и буквой.которой обозначен этот звук,составляют звуковые схемы,работают по учебнику и тетради.На уроке используется фронтальная,парная и групповая работа.Важным элементо урока является самоконтроль учащихся на разных этапах.Целесообразно использовать презентацию на уроке.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Согласные звук ( М ) , (М ,) , буква М,м.

Цели урока:

- познакомить с новыми согласными звуками ( М ) ,(М*) и буквами М,м, формировать навыки орфоэпически правильного слогового, сознательного чтения, слов и текстов с буквой «м»;

Задачи :

-закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков;

-развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;

-воспитывать интерес к чтению и интерес к истории России; воспитывать такие качества, как любознательность.

Методы и приёмы : проблемная ситуация , словесный, наглядный, игровой, репродуктивный , частично-поисковый.

Оборудование:

Учебник «Азбука»,(авт.В.Г.Горецкий,В.А.Кирюшкин,Л.А.Виноградовскя,М.В.Бойкина); презентация на букву М,м , дополнительные тетради на печатной основе; счётные палочки; интерактивная доска .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята.

Улыбками поприветствуйте наших гостей, пожелайте им хорошего настроения.

(Проверка готовности к уроку. Создание настроя урока.)

Ну-ка, посмотри дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Учитель : Чтобы наша работа была интересной и успешной на уроке, вспомним правила поведения : не выкрикивать с места, быть внимательным, уважать друг друга.

II. Актуализация знаний

1). Работа с лентой букв (повторение изученного ) ( слайд )

а

о

у

ы


н

л

р



в












и

е









к

т


с






-Сколько букв в русском алфавите ? ( 33)

-Как называются знаки ,которые мы видим и пишем ? ( Буквы )

-А как называются ,то что мы произносим и слышим ? (Звуки.)

-На какие две группы делятся звуки? (Гласные, согласные. )

-Чем отличаются гласные от согласных ? ( Гласные-это звуки ,которые мы легко произносим )

-А что вы ещё знаете о гласных ? ( Их можно пропеть )

- Назовите гласные буквы, которые изучили.

-Какие гласные на верхнем поле ? ( Гласные обозначают твёрдость согласного звука )

-А на нижнем поле ? (Гласные обозначают мягкость согласного звука)

- Какая из них отличается от других гласных букв, в чем ее особенность?

(Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласной буквы)

- Что еще знаем о букве Е? (Служит для обозначения мягкости согласного звука).

-А что обозначают буквы на синем поле ? ( Согласные )

-А что мы знаем о них ? ( Они произносятся с трудом.)

-А почему они написаны в две строчки ? ( На верхней строчке звонкие ,на нижней строчке глухие .)

Учитель: Молодцы ребята вы справились с заданием.

Звучит мелодия и вдруг появилась девочка ( слайд ). Она пришла к нам в гости . И хочет с нами подружиться. Вы согласны ребята с ней подружиться ? ( Да) А как её зовут ? Мы сейчас прочитаем : Лена .

Ребята давайте выполним фонетический разбор .

ЛЕНА- 4 б,4зв.

1) Читаем слово;

2) Обозначаем гласные;

3) Делим на слоги;

4) Ставим ударение;

5) Определяем количество букв и звуков.

-Сколько звуков обозначает буква (Е) ? ( Один звук –Э )

-Почему ?-Потому, что буква е стоит после согласной буквы.



III. Постановка учебной задачи.



-Эта девочка живёт в доме номер семь . ( на доске появляются картинки с изображением дома и цифры 7 ) (слайд )

-Давайте произнесём эти слова.

- Ребята скажите какой одинаковый звук вы услышали ? ( М)



Производиться звуко-буквенный анализ слов дом и семь



Дом- (м)- твёрдый

Семь –(м/)-мягкий

У: Что помогает нам при произнесении звука М?

Д: Нам помогают губы;

У: Зубы вместе с губами смыкаются и размыкаются?

Все: Да.

У: Язык лежит спокойно, за нижними зубами;

Дети: да.

Учитель: А теперь закрыли ушки ладошками. Давайте произнесём этот звук и узнаем какой он ? Звонкий или глухой ?

-У вас в ушах звенит ?

Дети: Да

Учитель: Итог: Какой же это звук?

Дети: Значит М -это звонкий, согласный звук .

Ну а сейчас :

IV.Физминутка :

А теперь ,ребята встали

Быстро руки все подняли,

В стороны .вперёд ,назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.



На экране появляется слайд с характеристикой звука М.

А сейчас мы ,посмотрим ,кто из вас хорошо усвоил отличие твёрдого звука от мягкого.



IV. Игра «Твёрдый -мягкий»

Я буду читать стихотворение а ,вы внимательно слушайте. Если вы услышите мягкий слог то хлопаем в ладоши ,а если твёрдый не хлопаем

На полу скребётся мышка.

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил.

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка.

Спать залёг в берлогу мишка.

Мальчик мал и очень мил.

Он водичкой руки мыл.



VI. Работа по учебнику стр. 85.

Чтение слогов с буквой М.(Слайды 8-12 )

МА, МО , МУ, МИ , МЕ, МЫ.

-Делаем вывод : что а слогах ми_ ме согласный звук (М/) –мягкий ,а в слога

Ма ,мо, мы ,му – твёрдый.( слайд )



Делаем вывод : что слогах Ми, Ме –звук (М,) произносится –мягко ,значит звук (М,) мягкий .

Ма ,Мо Мы, Му – звук (М) произносим –твёрдо ,значит звук (М) твёрдый.

Звуковая страничка (включить)

Мы проговорили звуки ( М) , ( М,), а теперь мы с вами выложим букву ( М) из счётных палочек.



VII.- Игра «Выложи букву» (из счетных палочек)

Цель: развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;

У: Ребята, посмотрите, у вас палочки и у меня палочки, тоже. Давайте вместе будем конструировать эту букву.

Дети смотрят и выкладывают из палочек букву М.

У: Сколько элементов у этой буквы?

Д: У этой буквы четыре элемента.

Итог:

У: Молодцы, ребята!

Палочка .палочка,

Между ними –галочка.

И понятно сразу всем –

Получилась буква М.

У: Повторите за мной – стихотворение про букву М:

Все вместе повторяют стихотворение про букву М.

-Учитель сообщает ,что согласные звуки ( М ),(М,) На письме обозначаются с буквой М ,м. (слайд )



- -Вот и пришло время, сейчас с вами научимся писать её. Но писать палочками в тетрадях не возможно. Поэтому мы с вами напечатаем её в тетрадях

(открыли рабочие тетради на стр.15)

VIII. Печатание Буквы М, м в тетрадях.

А письменно писать мы с вами будем на следующем уроке.

Работа по учебнику ( стр.85, чтение слов в столбиках.)

МА IМА СIТIРОIИIЛИ МИIР СIЛОIВО

МЕIТIРО СIТIРОIИIТЕIЛИ МОIСIКIВА СIЛОIВА

-Дети назовите самые дорогие для вас слова из прочитанных.

Дети : -Мама , Мир.

Называют столицу нашей страны – Москва.

-Обращается внимание учащихся ,что слово МИР - может иметь разные значения

.( слайд)

МИР- вся земля.

Мир- дружеские ,хорошие отношения между кем-нибудь ,отсутствие вражды или ссоры ,отсутствие войны.



Дети читают текст на стр 85. (по цепочке)

Вопросы :

-Где происходит действие ?

-Какой это урок ?

-Что предложила учительница Роме ?

-Что написали дети ?

Ответы детей .

-Ну а сейчас любимая нами :

IX. Физкультминутка :

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.



Работа по учебнику .

Дети рассматривают иллюстрацию на стр.84.

Дети называют Кремль (Красную площадь, Спасскую башню, Кремлёвские куранты , собор Василия Блаженного.) ( на доске слайды)

Чтение пословиц :

КТО СЕЕТ МИР , ПОЖНЁТ СЧАСТЬЕ .

МИР СТРОИТ, А ВОЙНА РАЗРУШАЕТ.

МАЛО ХОТЕТЬ ,НАДО УМЕТЬ.

-Учитель выясняет как дети поняли смысл пословиц.

Ребята, давайте разгадаем рейбусы

X. Задание: «Разгадывание ребусов»

Цель: развивать внимательность и логическое мышление.

Дети слушают и отгадывают ребусы.

Дети: Тум + плюс бочка, получилось слово – тумбочка.

1) Тумбочка

Д: Майка нарисована, слог «ка» зачеркнут, получилось

Май – это весенний месяц.

2) Май

Д: Слог Па на черте сверху, слог Ма – под чертой, получилось слово Панама.

3) Панама

XI. Итог:

Ребята, все задания вы выполнили правильно!

Какие задания вы выполняли?

-Что мы сегодня делали на уроке? (Вспомнили буквы по ленте букв и правила о звуках и буквах).

-С каким звуком мы сегодня познакомились ? ( М: м ,)

-А буквой ? ( ЭМ)

-Какой это звук ? ( Согласный , звонкий , бывает твёрдый и мягкий)

-Как произносится ? ( М ) ,(МЬ)

-А ещё что делали ?

Дети: Познакомились со звуком М и мь, по схеме определяли, что нам помогает при произнесение этого звука М.

Дети: Рассматривали картину и называли слова со звуком М, выделяли голосом.

Дети: Конструировали из счетных палочек букву М, и считали элементы буквы М, печатали букву М.

Дети: Отгадывали ребусы.

Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня все на уроке работали замечательно. А девочка Лена будет всегда помнить о нашем уроке.

Спасибо за урок ! (слайд)













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее