«Зимний фестиваль знаний 2025»

Буква "Г". Звуки [г], [г']

Граница знания: при изучении буквы К узнали, что у неё есть парная согласная буква Г.

Цель урока: Ознакомление учащихся с буквой Г, г и звуками, которые она обозначает.

Задачи урока:

  • формировать умение выделять и характеризовать звуки [г], [г,],
  • учить узнавать букву, обозначающую согласные звуки [г], [г,],
  • формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой;
  • закреплять знания о признаках “опасных” мест и родственных словах;
  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • расширять коммуникативные способности детей.

Оборудование: презентация; схемы (Приложение), схемы звуков, индивидуальные листы для учащихся (Приложение).

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Буква "Г". Звуки [г], [г'] 




Граница знания: при изучении буквы К узнали, что у неё есть парная согласная буква Г.

Цель урока: Ознакомление учащихся с буквой Г, г и звуками, которые она обозначает.

Задачи урока:

  • формировать умение выделять и характеризовать звуки [г], [г,],

  • учить узнавать букву, обозначающую согласные звуки [г], [г,],

  • формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой;

  • закреплять знания о признаках “опасных” мест и родственных словах;

  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;

  • развивать познавательный интерес учащихся;

  • расширять коммуникативные способности детей.

Оборудование: презентация; схемы (Приложение), схемы звуков, индивидуальные листы для учащихся (Приложение).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность 
учащихся

I. Актуализация знаний и определение темы урока.

 

Презентация.

Слайд 1.

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

- Ребята, на уроке обучения грамоте я желаю вам успеха и удачи! Те, кто готов работать и узнавать новое, кто не боится новых испытаний – тихо садитесь.

- Сегодня на уроке нам предстоит встреча с новой буквой. Как вы думаете, какой?

- Предлагаю позвать на помощь сказочного героя. Прочитайте стихотворение, подумайте, какие слова закрыты и о каком герое идет речь.

 

 

 

 

 

 

 

- Сегодня встретиться с новой буквой нам поможет КОЛОБОК. Вместе с ним я предлагаю отправиться к ней в гости в ГОРОД БУКВ.

- Кто согласен, поднимите руки.

- Тогда сядьте удобнее и в путь!

 

 

 

 

Могут быть разные предположения учащихся.

 

 

Читают стихотворение с экрана про себя, затем вслух хором:

Из муки он был печён,
На сметане он мешён.
На окошке он студился,
По дорожке …

Был он весел,
Был он смел,
И в пути он песню …

 

 

 

 

- Это колобок.

II. Повторение пройденного материала.

Слайд 4.

 

 

 

 

 

 

1. Подсчет количества букв и звуков в словах.

Слайд 5.

Слайд 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7.

- Вот и ГОРОД БУКВ. Но что это, у входа в город стоят стражники. Что нам делать?

 

- А ведь нам, ребята может помочь КОЛОБОК. Прочитайте, что он говорит.

 

 

 

- Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

ХОДИЛ ЕХАЛ РЫСЬ ПИСЬМО

- Почему в этих словах букв больше, чем звуков?

 

- Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

- Почему в слове букв меньше?

- А теперь посмотрите, по какому признаку слова распределены в два столбика:

рысь, ехал, 
письмо, ходил.

- Задайте вопрос к каждому слову.

- Молодцы! Путь в город свободен! Мы в ГОРОДЕ!

Предположения учащихся.

 

 

 

Читают с экрана:

Нужно выполнить задание!

 

- Это слова: рысь, письмо.

 

 

- Потому что в словах есть мягкий знак, который не обозначает звука.

 

- Это слово: ехал.

- Потому что буква Е в начале слова обозначает два звука [й,э].

- В первом столбике - слова, обозначающие предметы, а во втором столбике - слова, обозначающие действия предметов.

 

- Кто? Рысь.

2. Повторение знаний о буквах.

Слайд 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

(Схема 1.)

Слайд 9.

- Посмотрите, домики некоторых букв закрыли тучки. Давайте вспомним, какие буквы живут в этих домиках.

- Что вы знаете о буквах, живущих на улице ТВЁРДЫХ КОМАНД?

- Что вы знаете о буквах, живущих на улице МЯГКИХ КОМАНД?

- Как называются буквы, живущие на улице САМЫХ ЗВУЧНЫХ?

- Как называются буквы, живущие на улице ЗВОНКИХ и ГЛУХИХ?

- Назовите буквы согласных звуков, которые обозначают только твердые звуки.

- А только мягкие звуки?

- Я вас поздравляю, вы много знаете о буквах.

- Продолжаем путешествие по ГОРОДУ БУКВ.

Называют буквы, живущие в закрытых тучками домах.

 

- Буквы а, о, у, э, ы показывают на твердость предыдущего согласного.

- Буквы я, ё, ю, е, и показывают на мягкость предыдущего согласного.

- Эти буквы называются сонорными.

 

- Это парные согласные.

 

- Буквы: ж, ш, ц.

 

- Буквы: ч, щ, й.

 

Слушают звуки гитары.

III. Фиксация нового материала.

Слайд 10.

1. Лексическое значение слова ГИТАРА.

Приложение 2

(Лист 1).

 

- Звуки какого инструмента вы услышали?

- Что такое гитара?

- Прочитаем на карточке статью о значении этого слова.

 

 

 

- Постараемся запомнить, как правильно пишется слово гитара. Для этого на карточке разделите слово на слоги и найдите ударный слог.

- Мы слышали звуки гитары.

 

 

Работают с индивидуальными карточками: читают про себя и вслух значение слова ГИТАРА.

Работают на индивидуальных карточках.

Проверка работы фронтально.

Хоровое чтение слова по слогам.

2. Выделение звуков [г], [г,].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

(Схема 2).

- Кто играл на гитаре в ГОРОДЕ БУКВ?

- Чтобы узнать, к какой букве мы сегодня зайдем в гости, мальчики составят звуковую схему слова ГУСИ, а девочки составят звуковую схему слова ГИТАРА.

 

- Произнесите первый звук в слове гуси.

- Произнесите первый звук в слове гитара.

- Дайте характеристику звукам.

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Произнесите звуки [г], [г,] громко, тише, шепотом. В какие звуки они превратились?

-Что вы знаете о букве Г?

- Гусь и гусыня.

Два ученика составляют схемы у доски, а остальные учащиеся работают индивидуально, используя карточки звуков:

 

 

 

 

- Звуки согласные, звонкие.

- Буквой Г.

 

 

- Они превратились в звуки [к] и [к,].

- Буква Г обозначает звуки [г], [г,]. Они согласные, звонкие.

У буквы Г есть парная согласная буква К.

3. Умение слышать звуки устной речи.

- Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить встретившиеся слова со звуками [г], [г,].

Гусь купил себе гитару,
И с гусынею на пару,
И гогочут, и поют,
Спать соседям не дают.
Галки, голуби, грачи 
Не могли уснуть в ночи.

 

 

 

 

- Звуки встретились в словах: гусь, гитару, гусынею, гогочут, галки, голуби, грачи, могли.

4. Чтение слов с буквой Г.

- Какую песенку про гусей вы знаете?

- Прочитаем слова из песни в “Азбуке” на с. 23.

- Песенку “Два веселых гуся”.

Читают про себя, вслух слова песенки.

IV. Динамическая пауза.

Слайд 11.

Слайд 12.

- Что же нам говорит КОЛОБОК?

- Слушайте КОЛОБКА и выполняйте за мной танцевальные движения.

Читают с экрана:

Ребята!

Я тоже умею играть на гитаре!

V. Первичное закрепление учебного материала.

Слайд 13.

1. Лексическое значение слова ГУСЕНИЦА. Родственные слова.

Слайд 14.

 

 

Приложение 2

(Лист 2).

- Спасибо КОЛОБКУ!

 

- Ребята, а кто появился на веселые звуки музыки?

- Прочитаем, какой разговор происходит между гусями и гусеницей в “Азбуке” на с. 23.

 

- А как вы думаете, являются ли слова гусь, гусыня, гусята, гусеница родственными?

- Прочитаем на карточке статью о значении этого слова.

 

 

 

- Постараемся запомнить, как правильно пишется слово гусеница. Для этого на карточке разделите слово на слоги и найдите ударный слог.

 

 

- Гусеница.

Читают про себя, вслух.

 

 

 

- Эти слова не родственные, так как гусеница имеет другое значение.

Работают с индивидуальными карточками: читают про себя и вслух значение слова ГУСЕНИЦА.

Работают на индивидуальных карточках.

Проверка работы фронтально.

Хоровое чтение слова по слогам.

2. Упражнения в умении различать буквы Г и К. Работа в парах.

Слайд 15.

Слайд 16.

 

 

 

 

 

 

Слайд 17.

 

Приложение 2

(Лист 3).

 

 

 

Слайд 18.

- В городе букв мы встретили гусей и гусеницу, но мы отправились в гости к новой букве.

 

- К какой букве зайдем?

- Встречает нас хозяйка, прочитайте, что она говорит?

 

 

 

 

- Поработайте в парах. В предложения вставьте пропущенные буквы:

Тане поставили у…ол.
Колю поставили в у…ол.
Мышка ела …орку.
Малыш катался на …орке.

- Чтобы не искажался смысл речи, нужно правильно употреблять парные согласные.

- Кусочки праздничного пирога на доску прикрепят те пары, которые справились с этим заданием.

 

 

 

 

- К букве Г.

Читают с экрана:

Здравствуйте, гости дорогие! Помогите мне, пожалуйста, закончить печь праздничный пирог!

 

На листах 3 изображение кусочка пирога. На обратной стороне выполнят задание.

Сравнивают с эталоном на доске.

 

 

На доске из кусочков составляется праздничный пирог.

VI. Рефлексия.

Слайд 19.

Слайд 20.

 

Слайд 21.

-Вот и закончилось наше путешествие в Город Букв. Букве Г мы говорим …….

- Спасибо КОЛОБКУ за помощь. С ним мы еще встретимся на других уроках.

- Какая буква была главной сегодня на уроке?

-Что вы о ней запомнили?

 

 

 

- Поднимите руки, кому понравилось наше путешествие.

- А что больше всего понравилось на уроке?

- В чем вы затруднялись?

- Спасибо за урок!

Читают с экрана: До свидания!

 

 

 

- Буква Г.

- Буква Г обозначает звуки [г], [г,]. Они согласные, звонкие.

У буквы Г есть парная согласная буква К.

При ответе дети 



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее