Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Необыкновенные приключения в стране Грамматики»
Ход занятия.
1. Настрой на занятие.
— Подарим друг другу хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Я- твой друг и ты — мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Сегодня утром у дверей нашей группы я обнаружила вот такую коробочку. Интересно, кому она принадлежит? Может кто- то из вас её принёс?
— Что же нам делать? Как узнать, кому она принадлежит и как оказалась у дверей нашей группы? Открывать и смотреть что там внутри не очень- то вежливо, кроме того здесь висит крепкий замочек. Что же будем делать?
— Смотрите, здесь сбоку прикреплена какая- то записка. Давайте прочитаем!
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам принцесса Грамматика из страны Знаний. Весь этот год вы прилежно трудились на моих занятиях и получили много знаний по грамоте. Я знаю, что вы научились и читать, и писать, и составлять схемы слов и многому другому. За ваше усердие и ваше старание я вас всех хочу поблагодарить и подарить вам подарки их страны Знаний. Подарки эти находятся в волшебной коробочке. Но коробочку эту можно открыть только с помощью ключа. Ключ лежит под грудой камней, убрать которые можно только выполнив задания, написанные на них. Если вы справитесь со всеми заданиями, то волшебный ключ окажется у вас в руках, и вы без труда откроете коробочку. Удачи вам, ребята!»
— Кому же принадлежит эта коробочка?
— Где живёт принцесса Грамматика?
— Для кого принцесса приготовила эту коробочку?
— Что же в ней?
— Можем мы сразу открыть коробку?
— Почему?
— Где же находится ключ?
— Как же нам его оттуда достать?
— Что надо сделать, чтобы выполнить задания принцессы Грамматики? (вспомнить всё, что мы изучали в детском саду)
— Вы готовы приступить к работе?
— Тогда давайте прочитаем первое задание, которое написано на самом верхнем камне.
3. Самостоятельная деятельность под руководством взрослого
Первый камень «Разложи буквы правильно».
Работа в группах.
Перед каждой группой детей располагаются 4 цветных поля (синее, зелёное, красное, сине- зелёное) и набор букв.
Задание: разложить предложенные буквы на звуковые поля, вспомнив какие звуки обозначает каждая буква и к какой группе относятся эти звуки.
Совместная проверка правильности выполнения.
Второй камень «Составь схему слова».
Индивидуальная работа за столами. Каждому ребёнку предложена карточка с картинкой и пустой схемой слова и набор фишек синего, зелёного, красного цветов.
Задание. Составь звуковую схему слова.
Взаимопроверка. Дети обмениваются карточками и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.
Третий камень «Рассели животных».
Каждый ребёнок получает по 2 картинки с изображением животных. На доске располагаются 3 домика: с одним окошечком (для животных, в названии которых 1 слог), с двумя (2 слога) и с тремя (3 слога).
Задание. Определить кто из животных в каком домике будет проживать, правильно назвав количество слогов в слове — названии животного.
Проверка о ходу выполнения задания.
Четвёртый камень «Определи место ударения в слове»
Дети стоят в кругу, проговаривая слова:
Ты катись весёлый мячик быстро- быстро по рукам,
У кого весёлый мячик, тот подскажет что- то нам.
У кого по окончании этих слов остаётся в руках мячик, тот определяет место ударения в названном воспитателем слове.
Пятый камень «Найди пару»
Дети становятся в круг. Каждый из детей получает карточку с записанной на ней половинкой слова (первые половины слов записаны красным цветом, вторые половинки — синим цветом)
Задание. Прочитав слог на своей карточке и прочитав слоги у других детей, надо встать в пару так, чтобы из половинок сложилось целое слово. Играем 2 раза.
Совместная проверка.
Шестой камень «Волшебные бусы»
Работа в парах. Детям предлагаются круги с изображениями различных предметов.
Задание: Взяв первую «бусинку», надо определить последний звук в слове — названии предмета, изображённого не ней (например ЗАЯЦ — Ц) Следующей будет бусинка, название предмета на которой начинается со звука Ц — ЦАПЛЯ. Выигрывает та пара, которая соберёт бусы большей длины.
Седьмой камень «Вставь пропущенную букву».
Детям предлагаются следующие карточки:
Дети вставляют пропущенную букву, вспомнив знакомые правила.
Взаимопроверка.
4. Подведение итогов
— Какие вы молодцы! Вы выполнили все задания и вот он — заветный ключик в наших руках! Вы готовы узнать, что же находится в коробочке, которую приготовила для вас принцесса Грамматика?
— Тогда возьмём ключ и произнесём волшебные слова: «Ключик, ключик, повернись, замочек крепкий, отопрись!»
Воспитатель снимает замочек с коробочки и достаёт подарки от принцессы Грамматики.
— Как вы думаете, почему мы смогли справится с заданиями принцессы Грамматики?
— Какие знания нам в этом помогли?
— Все вы молодцы, замечательно потрудились сегодня на занятии. Я вами очень горжусь и думаю, что в школе вы будете самыми лучшими первоклассниками.