«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Слушаем музыку в детском саду.

Слушание музыки в детском саду особая, необычная деятельность, которая детьми воспринимается по разному. Этот вид деятельности в детском саду необходимо проводить, уделять ему как можно больше времени, ведь музыкальное развитие во многом зависит опыта накапливания восприятия. В жизни дети зачастую не получают возможности приучится к настоящей музыкальной культуре.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки





Слушаем музыку в детском саду.

Слушание музыки в детском саду особая, необычная деятельность, которая детьми воспринимается по разному. Этот вид деятельности в детском саду необходимо проводить, уделять ему как можно больше времени, ведь музыкальное развитие во многом зависит опыта накапливания восприятия. В жизни дети зачастую не получают возможности приучится к настоящей музыкальной культуре. Ребенка чаще окружает другая музыка: шансон, фильмы-сериалы, мультфильмы. Складывается другое представление о красоте музыки. Ведь если ребенка будет окружать ценное и настоящее искусство, то и ребенок будет отличать истинную музыку от низкого художественного уровня. Его восприятие формируется с детства, слушав хорошую подлинную музыку, он учится настоящей красоте, у него формируется вкус. Маленькому слушателю необходимо при общении с музыкой учиться слушать, сопереживать. В детском саду хорошо помогают альбомы фортепианной музыки П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана, А. Гречанинова. В них музыкальные произведения доступны и интересны ребенку. Важно слушать классиков разных времен: А. Вивальди, Л. Бетховена, В. Моцарта. Зная особенность детей к движениям, их реакции на музыку, можно это использовать в работе. Характер маршей передать в ходьбе, танцевальность в двигательных импровизациях Шопена, Мендельсона, Шуберта. Произведения могут быть большими по звучанию, поэтому для слушания берутся фрагменты или короткие произведения. Внимание детей непродолжительное. Важно дать детям почувствовать настроения, переживания, переданные в музыке, их смену, взаимодействие, характерностью ритма. (мажор-минор, темное - светлое, плавное - пульсирующее, высокое - низкое, все что составляет гармонию). Позже заостряется внимание на наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых эти настроения переданы. Когда музыкальное произведение знакомо, дети слушают его без комментариев взрослого, уместно лишь иногда делать краткие замечания по поводу смены характера музыки. Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого. При активно положительном отношении взрослого к музыке, его сотворчестве с ребенком (движения, рисование, негромкие пояснения характера музыки, выражение глаз, мимика и др.) повышают заинтересованность в слушании музыки у ребенка.

Хорошо использовать для обогащения муз. впечатлений ребенка знакомую музыку в непринужденной обстановке, во время свободной деятельности в группе. Ребенок имеет возможность лишь эпизодически активно ее слушать, "включаться", когда его привлекает наиболее понравившаяся ему мелодия, ритм. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения.

Приемы слушания музыки в детском саду.

1.Контрастное сопоставление муз. произведений ( сравнение симфонической и фортепианной музыки, выбор художественного произведения (картины) в соответствии с предлагаемой музыкой)).

2.Оркестровка (нахождение выразительных тембров детских музыкальных инструментов, соответствующих звучанию, губной оркестр, игра на воображаемых инструментах, дирижирование)

3.Передача характера музыки в движениях (сочинение своего танца на основе комбинирования различных элементов танцевальных и сюжетно-образных движений, где руки - главный показатель творчества).

4. Изображение образов, передача красок музыкальной картины в рисунке (показ репродукций, ("рисуем с закрытыми глазами движение музыки", "рисуем ощущения мазками» "

5 Обогащение восприятия музыкального произведения посредством использования зрительных, слуховых, обонятельных (аромотерапия - с закрытыми и открытыми глазами), тактильных (выбери ткань по цвету, фактуре на ощупь), вкусовых ощущений ("попробуй музыку на вкус") ("Сладкая греза" Чайковского - клюква в сахаре,"Клоуны" Кабалевского - лимонный мармелад, "Болезнь куклы" - соль...)

6. Сочинение сказок детьми к предлагаемой музыке

7.Выбор атрибутики и использование ее в импровизациях в процессе восприятия музыки.

8. Музыкально - психологические этюды ("Свеча", "Зимний лес", "Музей ледяных фигур")

9.Использование художественного слова для более глубокого восприятия музыки.

Ребенок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своем эмоциональном состоянии. Если настроение у него невеселое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш. Приведем пример соответствия музыки эмоциональному состоянию ребенка.

Радость

П. И. Чайковский. «Итальянская песенка»; С. С. Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая» (1 часть, отрывок); Л. Бетховен. Симфония № 9 (4 часть, отрывок); И. Штраус-отец. «Огонь молодости», галоп; Шампанский галоп; Э. Штраус. «На всех парах», быстрая полька; В. А. Моцарт. Симфония № 40 (1 часть, отрывок).

Печаль, грусть

А. Вивальди. Largo; Л. Бетховен. «Лунная соната» (1 часть, отрывок); К. Сен-Сане. «Лебедь» (отрывок); И. Брамс. Симфония № 3 (3 часть); A. Дворжак. Симфония № 9 (2 часть, отрывок); Каччини. «Ave Maria»; Ф. Шопен «Ноктюрн ми минор».

Тревога

П. И. Чайковский. «Болезнь куклы»; П. И. Чайковский. Увертюра к опере «Пиковая дама» (отрывок); B. А. Моцарт. «Реквием» (Купе); Л. В. Бетховен. Симфония №5 (1 часть, отрывок).

Страх

М. П. Мусоргский. «Баба-Яга»; П. И. Чайковский. Сцены из балета «Щелкунчик»; О. Респиги. «Пинии Рима» (Пинии у катакомб). Гнев Л. В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (отрывок); П. И. Чайковский. Сцены из балета «Щелкунчик» («Мыши и мышиный король»); А. Дворжак. Симфония № 9 (1 часть, отрывок).

В процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребенок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желания заниматься музыкальной деятельностью.

Образность в произведениях должна пронизывать все стороны эмоционально-познавательных процессов : художественная выразительность, вариативность зрительных образов произведений искусства, богатство ассоциаций, яркость, метафоричность (иносказательность) - все это помогает сделать воспринимаемое выпуклее и богаче, что обогащает личный опыт ребенка, является базой для создания ребенком новых образов во всех

Необходимо поддерживать веру ребенка в свои творческие возможности, сохранить в нем живую детскую непосредственность, индивидуальный язык самовыражения (сочинения стихов часто "белых", песенных образов).



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее