Музыкально-ритмические движения в детском саду
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»
Анна Иосифовна Буренина
Музыка - самое эмоциональное искусство (Д. Б. Кабалевский). Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.Можно не редко услышать такую фразу: «Мой ребенок пошел в отца, у него нет совсем музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги - музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности, т. е. физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата имеются у каждого. Именно он составляет основу развития музыкальных способностей. И поэтому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Что же такое музыкальность? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении.
Музыкально-ритмические движения - являются синтетическим видом деятельности - это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным.
Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.
Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Профессор-музыковед Л.Медушевский писал: «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела - соинтонированием, пантомимическим движением». Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки.
Музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребёнка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.
В области музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи
1. Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.
2. Развивать ритмичность движений под музыку.
3. Подводить к выразительному исполнению движений, к совместным и индивидуальным действиям.
Наряду с постановкой воспитательных задач происходит выработка музыкально-ритмических навыков:
• Самостоятельно начинать движения после вступления;
• Самостоятельно изменять движения в зависимости от формы (2 и 3-частной, динамики (громко – тихо, регистра (высокий – низкий);
• Выполнять движения, в общем, для всех темпе, координировать их;
• Двигаться в умеренном, быстром темпе.
Во время разучивания музыкально-ритмических заданий педагог пользуется различными методическими приёмами, учитывая возрастные особенности детей.
Один из важнейших приёмов обучения - целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движения едины. Педагог один (или с ребёнком) может показать разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. Правильный показ движений, точные указания помогают ребёнку технически правильно выполнить то или иное движение.
Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т. е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.
Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е чувство ритма, способность выразиться творчески. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект.
Музыка, движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее.
Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.
Развивая ребёнка гармонично, решая эти и другие поставленные задачи, необходимо точно осознать, чего от данного конкретного ребёнка мы хотим сейчас и в ожидаемом будущем. Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движения - это лёгкость и радость. Очень мне нравится девиз Г. П. Фёдоровой: «Танцевать - ум развивать». Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка.
Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.
У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях - все они не предсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей.
Детей дошкольного возраста специалисты называют гениями труда и великими творцами. Творит ребёнок не только рисунки или фигурки из пластилина, не только танцевальные композиции и незамысловатые песенки - творит ребёнок самого себя, совершенствует память и внимание, характер и волю.
Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не зрителям, а детям.
Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить,что один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие М. Монтель», поможет решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.
P.s.:В детском саду вместо термина "ритмика" вначале пользовались терминами "ритмические движения", "музыкально-двигательное воспитание", затем "движение под музыку", "музыкальное движение", "музыкально-ритмические движения", "музыкально-ритмическая деятельность". На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку "исходным моментом" в ритмике, а движение - средством ее усвоения.