Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)
Форма урока: урок-практикум
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;
Задачи урока:
совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
развивать внимание, память.
воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
- Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!
II. Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.
III. Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».
Беседа по вопросам:
Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)
Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
Назовите виды словосочетаний.
Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)
Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)
Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)
- Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?
Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)
Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)-
Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».
- А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
1. Игра «Выбери меня, выбери меня»
- Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зелёный). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).
( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)
Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.
4. Игра «Кто лучше?»
- Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.
Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
- А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.
1. Игра «Кто быстрее?»
- Перед вами текст.
Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.
Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.
Задания по тексту
Прочитайте текст.
Озаглавьте его.
Вставить пропущенные буквы.
Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
Найдите в тексте нераспространенные предложения.
Найдите сложные предложения.
Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).
2. Игра «Кто внимательнее»
Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».
- Правильно –Х, неправильно – О.
Выплыло из-за туч солнышко.
Оно разослало на землю свои лучи.
Две капли тяжело шлепнулись на лист.
Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
Стемнело.
Утро сегодня прохладное.
Потемнел лес.
Листья плясали под его музыку.
Замечательный день.
Осень – волшебное время года.
3 Игра «Самый умный»
Заполните таблицу. Главные и члены предложения.
Член предложения
главные
На какие вопросы отвечает
Какой частью речи выражается
второстепенные
4. Сделать полный синтаксический разбор предложений. (три ученика к доске)
Облако закрыло солнце. Осень сменяет лето. Старый дуб закрыл молодой клен. Лед расколол ветер. Паровоз тянет электровоз. Платье задело весло. Уменье везде найдет примененье.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
IV. ИТОГ УРОКА.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
1. Выяснение достигнутых результатов.
- Ребята! Над чем же мы сегодня работали? Что повторили и закрепили? Помогут ли сегодняшние сведения Вам в будущем?
2.Выставление оценок за работу на уроке.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Усвоили ли вы тему «Синтаксис и пунктуация», проверите ещё дома: из текстов художественной литературы выпишите: для 1 варианта – 5 предложений ПП, для 2 варианта – 5 предложений ССП, для 3 варианта – 5 предложений СПП.
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
- А теперь снова возьмите один из колокольчиков, который больше выражает ваше состояние и настроение сейчас, в данный момент, после работы на уроке, прикрепите рядышком с первым.
- Я рада, что Ваше настроение улучшилось. Спасибо за работу на уроке.
Желаю Вам успеха! Урок окончен. До свидания.
Практическая работа.
На доске записаны слова. Составьте предложения:
На, снег, след, около, лес, мы, заяц, увидеть. (Около леса на снегу мы увидели следы зайца).
Лес, стук, дятел, вечерний, в , раздаваться. (В вечернем лесу раздавался стук дятла).
Проверка выполненного задания.
Физкультурная минутка.
IV. Продолжение. Изучение нового материала.
Что изучает пунктуация.
1. Правильно понять смысл написанного помогают знаки препинания. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
Запись в тетрадь:
«Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания»
2 .Беседа.
Знаете ли вы, сколько знаков препинания в нашем языке? ( 10 )
Запишите себе в тетрадь ( . , : ; … - «» ( )! ? )
Как вы думаете, какой знак самый нужный?
3. Поможет нам в этом сценка по стихотворению С.Маршака «Знаки препинания»
У последней Точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак - Восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит:
-Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый вопросительный знак:
-Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые, девицы завитые,
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Прискакало двоеточие, прикатило многоточие,
И прочие, прочие, прочие…
Заявили запятые:
-Мы - особы занятые, не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки тетя Точка с Запятой:
- Если нет над вами точки, запятая- знак пустой!
Двоеточие, мигая, закричало:
- Нет, постой, я важней, чем запятая или точка с запятой,
Потому что я в два раза больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.
Но сказало многоточие, еле глазками ворочая:
- если вам угодно знать, я важней, чем прочие,
Там, где нечего сказать, ставят многоточие…
Вопросительный знак удивился:
- То есть как?
Восклицательный знак возмутился:
- То есть как!
И сказала Точка, Точка- одиночка:
- Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас.
Согласны ли вы с мнением Точки?
А вы как думаете, какой знак самый важный?
Можно ли обойтись одним знаком препинания? Почему?
ообщения учащихся по изучаемой теме.
Знаки препинания несут большую смысловую нагрузку. В истории известен такой факт:
Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьезным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей новой книги он захотел узнать, как идет распродажа. В.Гюго послал издателю записку, в которой вверху стоял один только знак – «?» .
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал –«!».
I. Вывод- обобщение по теме « Пунктуация».
Какой вывод можем сделать?
( От знаков препинания зависит смысл текста. Неуместно поставленный или пропущенный знак препинания может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.
VII. Вывод по уроку.
О чем мы сегодня говорили на уроке?
С какими разделами языкознания вы познакомились на уроке?
Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?
«Раз - улыбнуться – к соседу слева повернуться.
Два - улыбнуться – к соседу справа повернуться.
Три - улыбнуться – встать прямо, потянуться.
Четыре - улыбнуться – нагнуться, разогнуться.
Пять - улыбнуться – в ладоши три хлопка,
Шесть - улыбнуться – головою три кивка.
Семь - улыбнуться – присесть
Восемь - улыбнуться – тихонько за парту сесть».
Тема урока повторения:
Желаю удачи!
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».
Итак, в путь!
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».
- А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
1. Игра «Выбери меня, выбери меня».
4. Игра «Кто лучше?»
Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.
ПРИМЕР: Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
- А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.
1. Игра «Кто быстрее?»
- Перед вами текст.
Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.
Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно п..ет из гр..бной лунки.
Задания по тексту
Прочитайте текст.
Озаглавьте его.
Вставить пропущенные буквы.
Найдите сложные предложения.
Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
Найдите в тексте нераспространенные предложения.
Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).
2. Игра «Кто внимательнее».
Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».
- Правильно –Х, неправильно – О.
3 Игра «Самый умный».
Заполните таблицу. Главные и члены предложения.
Член предложения
главные
На какие вопросы отвечает
Какой частью речи выражается
второстепенные
4. Сделать полный синтаксический разбор предложений.
Облако закрыло солнце. Осень сменяет лето. Старый дуб закрыл молодой клен.
Лед расколол ветер. Паровоз тянет электровоз. Платье задело весло.
Уменье везде найдет примененье.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
III. ИТОГ УРОКА.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Записать 7 пословиц об осени, подчеркнуть главные и второстепенные члены.