Урок русского языка в 4 классе
по теме
«Имя прилагательное как часть речи.
Основные грамматические признаки .»
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Основные грамматические признаки.
Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи
Задачи:
обучающие:
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
обратить внимание на роль прилагательных в речи;
закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных
развивающие:
развивать каллиграфические навыки;
прививать основы орфографической грамотности;
развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число;
развитие умения формулировать вопросы к заданию;
развитие умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;
воспитательные:
воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе;
воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности;
воспитывать уважение к одноклассникам;
воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца).
Тип урока: обобщение знаний .
Методы и приемы: новые подходы в обучении (применение 7 модулей программы), исследовательская деятельность, работа в группах и парах, анализ поэтического текста, упражнения на развитие избирательной памяти.
Оборудование: учебник:«Русский язык. 4 класс», компьютер, презентация, стикеры, листы оценивания, кластеры; картина с изображением зимнего леса, листы с изображением зайца, снегиря, ели.
Ход урока
I. Организация внимания учащихся. Психологический настрой
Урок начинается с психологической разминки:
Встали дружно.
Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без исключения
Перегруппировка(создание групп)
II. Минутка чистописания. (слайд )
Открыли тетради. Записали число. Классная работа.
На доске запись. Спишите эти строчки в тетрадь.
о а е и ы
ая яя ий ый ой ое ее ые ие
Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.
- Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)
- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы
Дети делят так:
- Объясните свои действия. (Работа в группах – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и окончания прилагательных множественного числа.)
III. Словарно-орфографическая работа (слайд)
Игра «Угадай слово».
По описанию узнать о ком идет речь. Записать эти слова, определить часть речи, род,число ( слова отгадки появляются по щелчку). Один ученик у доски.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Кто в беретке ярко красной, в черной курточке атласной?
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (дятел)
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет, крохи собирает. (воробей)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья- белобока, зовут её …… (сорока)
Спинкой зеленовата, животиком желтовата.
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
Проверка написанного.
Воспитательный момент. Покормите птиц. (слайд)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Ребята, а почему необходимо подкармливать птиц зимой?
IV. Формулирование темы и целей урока.
Ребята, с какой частью речи мы с вами познакомились на прошлом уроке?
А как вы думаете над какой темой мы сегодня будем работать. Прочитайте стихотворение (слайд)
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Определение темы урока
Определение целей урока.
- Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.
(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)
Сейчас я предлагаю вам составить кластер « Имя прилагательное» (работа в группах)
Защита кластеров спикерами
- Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.
V. Обобщение и систематизация изученного.
Наблюдение над словами именами прилагательными.
Поэтическая пятиминутка. Работа над стихотворением (слайд)
Чтение стихотворения сопровождается показом зимних пейзажей, которые сменяются автоматически с интервалом 2 секунды. По окончании чтения появляется текст.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?
- Докажите это словами из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой")
- С помощью, каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая…)
2. Обобщающая беседа.
Давайте еще раз повторим, что мы знаем о прилагательном.
- Какие это части речи? (Это имена прилагательные.) Так какую же роль выполняют прилагательные?
- На какие вопросы отвечает. Что обозначает? (слайд)
-С какой частью речи согласуется? (слайд)
- Как изменяются имена прилагательные? (слайд)
(по числам, в единственном числе по родам)
Да, это замечательное-
Имя прилагательное.
Имя прилагательное – огромная страна,
И нами лишь частично изучена она.
Сегодня на уроке мы с вами повторим
Все то, что нам известно и тест в конце решим…
- Зачем используются прилагательные в речи?
(Они делают речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета).
Определяю я предметы,
Они весьма со мной приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
3. Работа с текстом . Отредактируй текст. ( работа в группах) (слайд )
(Текст написан без прилагательных)
Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.
– Прочитайте текст. Понравился вам он? Какой это текст: описание или повествование?
- Чего не хватает в тексте-описании?
- Что надо сделать чтобы текст стал «Живым». Давайте отредактируем текст.
Выслушиваются тексты, составленные детьми.
– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна…)
-Спишите текст, ставя прилагательные в нужном падеже.
- С какой часть речи согласуется прилагательное?
Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Взаимопроверка работ. Работа в парах.
Сравните свой результат
С работой соседа.
Исправьте ошибки, если нашли.
Не просто исправьте, а докажите,
Что он не прав, а правы вы.
4.Физминутка. (слайд)
Учащиеся совершают действия описанные в физминутке. Объекты (птенчик, дупло, лиса появляются со строчкой в которой о них говорится)
Мы пришли сегодня в лес. Сколько тут чудес!
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
5.Игра «Подари предмету признак». Работа в группах. (слайд )
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. Листок с изображением данных предметов у каждой группы.
1 группа – заяц
2 группа – снегирь
3 группа – ель
Каждый представитель группы зачитывает слова. Оценщики заполняют листы оценивания.
6 Работа по учебнику стр69 упр205(Восстанови пословицу, объясни смысл пословиц)
7. Зарядка для глаз . (слайд )
- Чтобы наши глазки отдохнули, сделаем зарядку. Проследите за снежинкой.
8. Тестирование.
Как говорила я вначале,
Осталось тест нам написать.
Если работали усердно,
Тогда все справитесь на пять.
1 Выберите верное утверждение: (слайд)
а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета
б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает предмет
в) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы (слайд)
а) Кто? Что?
б) Какие? Какая? Какое? Какой?
в) Что делать? Что сделать?
3.Имя прилагательное согласутся с
а) существительным
б) глаголом
в) не согласуется
4. В какой строке даны только прилагательные: (слайд)
а) синий, синь, синеть
б) надежда, белый, синий
в) надежный, синенький, синий
5. У прилагательного нет следующего признака:
а) числа б) рода в) времени
2.Проверка. Ответы на слайде по щелчку.
1в 2б 3а 4в 5в
VI. Итог урока. Рефлексия
Урок подходит уж к концу и требует оценки.
Каким он был?.. Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким?
Заполните стикеры
Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными.
VII. Выступление спикеров.
VIII. Домашнее задание.