«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методика работы со словарем

Совокупность методов словарной работы учитывает 4 главных линии:

Во-первых, обогащение словаря, т.е. изучение ранее не известных, новых слов учащимися, а также новых смыслов этих слов, которые уже существовали в их лексикографическом запасе.

Во-вторых, детализация словаря - наиболее широкое поприще словарной работы, содержащая в себе:

а) наполнение словарём таких слов, которые не знакомы учениками полностью: детализация их смыслов путём включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, соотнесения смыслов и использования паронимов и т.п.;

б) изучение лексической сочетаемости слов, в том числе в фразеологических единицах;

в) изучение иносказательных значений слова, многозначности слова, в том числе значений, предопределенных контекстом;

г) изучение лексической синонимики и тех нюансов коннотационных значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые характерны единичным синонимам в единичной группе.

По-иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.

В-третьих, активизация словаря, т.е. перемещение большей части слов из пассивного словаря в активный словарь (пассивный словарь лица включает слова, которые он осознает, но никак не использует в своей вербальной деятельности). Слова вливаются в предложения и сочетания слов: вводятся в изложение прочитанного, в разговор, в повествование, конспект и сложение.

В-четвёртых, это ликвидация нелитературных слов, преобразование их из словаря активного в пассивный. Присутствуют диалектные, просторечные, жаргонные слова, какие ребята выучили под воздействием вербального окружения. Выработка принципов о литературной норме приводит к тому, как ученики разделяют те обстоятельства, в которых возможно применить, к примеру, диалектное слово, и те, где необходимо использование условий литературного языка. По мере закрепления опыта литературной речи, диалектные, просторечные и жаргонные слова абсолютно исключаются из активного словаря обучающихся.

Естественно, что все названные направления работы постоянно взаимодействуют.

В словарно-лексической работе в школе предлагаются особые приёмы:

  • тематическое объединение слов в особые лексические группы;
  • составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов;
  • ведение индивидуальных словариков;
  • обращение к этимологии слов;
  • использование словарных диктантов;
  • обогащение словарного запаса.
  • работа с орфографическими и толковыми словарями.

В методике апробированы и свободно употребляются следующие способы объяснения значений слов:

1. Ученики под наставлением педагога выполняют словообразовательный анализ слова и на данном основании узнают его достоинство (или элемент значения). Для начальных классов простым подходом к словообразовательному разбору служит вопрос: "От какого слова образовано последнее слово?" либо: "Благодаря чему так назвали?" Этой схемой можно объяснить слова шапочка-ушанка (покрывает ушки), подосиновик (поднимается подо осиной), леденец (тает во рту, будто лёд), рыжик (красного цвета), односельчане (народ с одного села) и т.п.

Такой метод пояснения слов дает возможность реализовывать связь словарной работы с правописанием, так как обнаруживает истоки слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.

2. Сопоставление слова с другими созвучными словами с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов, например, землянка и земляника (оба слова образовались от слова земля); серебряный и серебристый (сделанный из серебра и похожий цветом на серебро) и т.п.

3. Ссылка на отрывок в каждом случае оказывать содействие для понимания слова. Однако бывают случаи, когда значимость контекста исключительно велика и ключевым средством раскрытия смысла слова становится чтение отрывка с данным словом.

4. Самостоятельное введение нового слова в другой контекст, составленный самими ребятами. Это называется приём активизации, превосходный приём полного раскрытия смысла слова.

5. Установление смысла нового слова по справочной информации, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. Хотя особого словаря для начальной школы не создано, имеются справочные источники энциклопедического вида, например, книга "Кто такой? Что такое?". В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

6. Толкование смысла слова путём демонстрации рисунков, макета, или прочего наглядного материала, как способ формирования познавательной активности учеников, от уровня самостоятельности привлечённых к пояснению школьников: если картинку, поясняющую смысл слова ромашка, школьники выбрали сами, либо воспользовались гербарием, либо, наконец, изобразили, то их познавательная активность в объяснении слова довольно высока.

7. Замена объясняемого слова его синонимом (обычно - доминантой синонимического ряда) - один из наиболее часто применяемых приёмов: холят - ухаживают, окружают заботой; витязь - воин; нарекся - назвался. Приём не вызвал бы возражений - тем более что его применение требует значительной активности школьников, - если бы при этом не возникала одна довольно частая ошибка. В подобных случаях уместен другой приём: объяснить, что слова просто хорош и просто прекрасен в данном случае автор противопоставляет, чтобы подчеркнуть яркий образ солдата в бою, грозного, могучего, охваченного радостью победы над врагом.

8. Определенные слова объясняются путём подбора антонимической пары. Таким образом, слово бледный становится ясным для ребятам, когда ему противопоставить уже понятное прежде слово яркий; слова старт и финиш проще понять и заучить, если они употреблены в одном тексте как символ начала и конца дороги соревнующихся спортсменов. Образцом применения смысловой антагонистичности слов может служить стихотворение В.В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?": чтобы лучше понять слово неряха, используются слова чистый, опрятный, аккуратный. Сопоставляются значения слов трус и храбрый.

9.Детальное описание, иногда состоящее из группы слов, порой –из нескольких предложений. Этот метод объяснения смыслов слов значим тем, что он дает возможность сохранять непринужденность разговора.

Изучение большего запаса слов не способно проходить стихийно. Одной из главнейших проблем становления речи в школе считается упорядочение словарной работы, ассигнование ее главных направлений и их аргументация, регулирование процессами обогащения словаря школьников.

В способе начального изучения в школе словарных слов должны употребляться последующие способы разъяснения новых слов, их смыслов:

Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых смыслов, сочетаемости с прочими словами совсем эффективными видами занятий считаются разговоры о картинке, изображения предметов. Преподаватель заранее планирует, какие новые слова необходимо изучить, что должны запомнить ученики на данном уроке, какие из ранее усвоенных слов необходимо закрепить. Методические способы выполнения словарной работы, ход вопросов зависят от подготовки обучающихся по русскому языку. Когда такая работа ведется в первом классе, учитель обычно предлагает подсказывающие вопросы, помогает ученикам сделать выбор подходящих слов.

В заключении необходимо отметить, что работа со словарем содержит изучение младшими школьниками в легкодоступной форме ранее не известных слов и значений; изначальную стадию ознакомления. Изучение большего запаса слов не должно проходить стихийно. Это требует многократного повторения. В словарно-лексической работе необходимо использовать названные выше приёмы. Все это в целом обогащает словарный запас школьника.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Совокупность методов словарной работы учитывает 4 главных линии:

Во-первых, обогащение словаря, т.е. изучение ранее не известных, новых слов учащимися, а также новых смыслов этих слов, которые уже существовали в их лексикографическом запасе.

Во-вторых, детализация словаря - наиболее широкое поприще словарной работы, содержащая в себе:

а) наполнение словарём таких слов, которые не знакомы учениками полностью: детализация их смыслов путём включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, соотнесения смыслов и использования паронимов и т.п.;

б) изучение лексической сочетаемости слов, в том числе в фразеологических единицах;

в) изучение иносказательных значений слова, многозначности слова, в том числе значений, предопределенных контекстом;

г) изучение лексической синонимики и тех нюансов коннотационных значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые характерны единичным синонимам в единичной группе.

По-иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.

В-третьих, активизация словаря, т.е. перемещение большей части слов из пассивного словаря в активный словарь (пассивный словарь лица включает слова, которые он осознает, но никак не использует в своей вербальной деятельности). Слова вливаются в предложения и сочетания слов: вводятся в изложение прочитанного, в разговор, в повествование, конспект и сложение.

В-четвёртых, это ликвидация нелитературных слов, преобразование их из словаря активного в пассивный. Присутствуют диалектные, просторечные, жаргонные слова, какие ребята выучили под воздействием вербального окружения. Выработка принципов о литературной норме приводит к тому, как ученики разделяют те обстоятельства, в которых возможно  применить, к примеру, диалектное слово, и те, где необходимо использование условий литературного языка. По мере закрепления опыта литературной речи, диалектные, просторечные и жаргонные слова абсолютно исключаются из активного словаря обучающихся.

Естественно, что все названные направления работы постоянно взаимодействуют.

В словарно-лексической работе в школе предлагаются особые приёмы:

  • тематическое объединение слов в особые лексические группы;

  • составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов;

  • ведение индивидуальных словариков;

  • обращение к этимологии слов;

  • использование словарных диктантов;

  • обогащение словарного запаса.

  • работа с орфографическими и толковыми словарями.

В методике апробированы и свободно употребляются следующие способы объяснения значений слов:

1. Ученики под наставлением педагога выполняют словообразовательный анализ слова и на данном основании узнают его достоинство (или элемент значения). Для начальных классов простым подходом к словообразовательному разбору служит вопрос: "От какого слова образовано последнее слово?" либо: "Благодаря чему так назвали?" Этой схемой можно объяснить слова шапочка-ушанка (покрывает ушки), подосиновик (поднимается подо осиной), леденец (тает во рту, будто лёд), рыжик (красного цвета), односельчане (народ с одного села) и т.п.

Такой метод пояснения слов дает возможность реализовывать связь словарной работы с правописанием, так как обнаруживает истоки слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.

2. Сопоставление слова с другими созвучными словами с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов, например, землянка и земляника (оба слова образовались от слова земля); серебряный и серебристый (сделанный из серебра и похожий цветом на серебро) и т.п.

3. Ссылка на отрывок в каждом случае оказывать содействие для понимания слова. Однако бывают случаи, когда значимость контекста исключительно велика и ключевым средством раскрытия смысла слова становится чтение отрывка с данным словом.

4. Самостоятельное введение нового слова в другой контекст, составленный самими ребятами. Это называется приём активизации, превосходный приём полного раскрытия смысла слова.

5. Установление смысла нового слова по справочной информации, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. Хотя особого словаря для начальной школы не создано, имеются  справочные источники энциклопедического вида, например, книга "Кто такой? Что такое?". В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

6. Толкование смысла слова путём демонстрации рисунков, макета, или прочего наглядного материала, как способ формирования познавательной активности учеников, от уровня самостоятельности привлечённых к пояснению школьников: если картинку, поясняющую смысл слова ромашка, школьники выбрали сами, либо воспользовались гербарием, либо, наконец, изобразили, то их познавательная активность в объяснении слова довольно высока.

7. Замена объясняемого слова его синонимом (обычно - доминантой синонимического ряда) - один из наиболее часто применяемых приёмов: холят - ухаживают, окружают заботой; витязь - воин; нарекся - назвался. Приём не вызвал бы возражений - тем более что его применение требует значительной активности школьников, - если бы при этом не возникала одна довольно частая ошибка. В подобных случаях уместен другой приём: объяснить, что слова просто хорош и просто прекрасен в данном случае автор противопоставляет, чтобы подчеркнуть яркий образ солдата в бою, грозного, могучего, охваченного радостью победы над врагом.

8. Определенные слова объясняются путём подбора антонимической пары. Таким  образом, слово бледный становится ясным для ребятам, когда ему противопоставить уже понятное прежде слово яркий; слова старт и финиш проще понять и заучить, если они употреблены в одном тексте как символ начала и конца дороги соревнующихся спортсменов. Образцом применения смысловой антагонистичности слов может служить стихотворение В.В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?": чтобы лучше понять слово неряха, используются слова чистый, опрятный, аккуратный. Сопоставляются значения слов трус и храбрый.

9.Детальное описание, иногда состоящее из группы слов, порой –из   нескольких предложений. Этот метод объяснения смыслов слов значим тем, что он дает возможность сохранять непринужденность разговора.

Изучение большего запаса слов не способно проходить стихийно. Одной из главнейших проблем становления речи в школе считается упорядочение словарной работы, ассигнование ее главных направлений и их аргументация, регулирование процессами обогащения словаря школьников.

В способе начального изучения в школе словарных слов должны употребляться последующие способы разъяснения новых слов, их смыслов:

Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых смыслов, сочетаемости с прочими словами совсем эффективными видами занятий считаются разговоры о картинке, изображения предметов. Преподаватель заранее планирует, какие новые слова необходимо изучить, что должны запомнить ученики на данном уроке, какие из ранее усвоенных слов необходимо закрепить. Методические способы выполнения словарной работы, ход вопросов зависят от подготовки обучающихся по русскому языку. Когда такая работа ведется в первом классе, учитель обычно предлагает подсказывающие вопросы, помогает ученикам сделать выбор подходящих слов.

В заключении необходимо отметить, что работа со словарем содержит изучение младшими школьниками в легкодоступной форме ранее не известных слов и значений; изначальную стадию ознакомления. Изучение большего запаса слов не должно проходить стихийно. Это требует многократного повторения. В словарно-лексической работе необходимо использовать названные выше приёмы. Все это в целом обогащает словарный запас школьника.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее