Словарная работа на уроках русского языка в 1 классе
Введение
На протяжении всего курса русского языка в начальной школе большое значение придаётся словарной работе. Эта работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, сфер их употребления, многозначности и переносных значений и использование новых усвоенных слов в речи. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее и красивее его речь. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова часто ведёт к непониманию всего содержания читаемого материала, а без усвоения слов с непроверяемым написанием нельзя в полной мере овладеть грамотным письмом.
Важность словарной работы в начальных классах, ее развивающий характер отмечал К. Д. Ушинский. В своей статье «О первоначальном преподавании русского языка» он так определил её цели: «Во-первых, развивать в детях ту врожденную способность, которую называют даром слова, во-вторых, ввести детей в сознательное овладение сокровищами языка, в - третьих, усвоить логику этого языка, т. е. грамматические его законы в их логической системе». Как видим, К. Д. Ушинский развитие «дара слова» поставил на первое место вместе с сознательным овладением сокровищами языка (что сегодня относится к области развития речи и к изучению грамматики). «Дар слова», по его мнению, развивается от упражнений. Это первое правило. Второе правило, по Ушинскому - их систематичность и постоянное нарастание трудности, разнообразие тематики и типов упражнений, постепенное уменьшение помощи учителя.
Словарная работа – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в груз, который мешает движению. Работа над словом в учебном процессе является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления, что особенно важно для младших школьников.
Актуальность данной темы
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приёмы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.
Цель и задачи
Цель моей работы – разработать систему методического материала для словарной работы на уроках русского языка по повышению орфографической зоркости при работе со словарными словами.
Задачи:
Изучить методическую литературу по теме;
Выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;
Разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.
Обобщить методику словарной работы
Применение в практике
В своей методической разработке я провела описание разработанных мною разнообразных приёмов словарной работы на уроках русского языка в начальных классах. Разнообразие форм словарной работы с учётом современных методик повышает качество усвоения материала, интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию обучения. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.
Все разработанные мною виды работ со словарными словами применяю в практике. Результатом применения данной методики является прочное усвоение детьми правописания слов.
Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе и дома.
Этапы работы над словами с непроверяемыми написаниями
Работу по освоению «словарных» слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
Словарно-орфографическая работа должна быть направлена на:
1) обогащение речи младших школьников словами из словаря;
2) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и
однокоренных им слов, оттенков значений этих слов, антонимических и
синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
3) развитие умения объяснять значения слов и понимать особенности их употребления в речи;
4) осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в устной и письменной речи.
Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начале урока, для того чтобы в дальнейшем включить слово в упражнения.
Первым этапом знакомства детей со словом должна стать лексическая работа. Это отгадывание загадки и показ предмета или его изображения: дети рассматривают предмет, называют его словом, определяют значение и объясняют отличительные признаки. Например, слово – воробей
Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.
Второй этап работы над словом — его орфографический анализ. Учащимся предлагается вслушаться в звучание слова и определить в нем орфограммы. Далее работа над словом продолжается в форме обсуждения формулировок значений слова:
Маленькая серо-коричневая птичка, живущая обычно вблизи жилых строений.
Следующий этап работы над словом — его этимологический анализ. Применяется для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, развить у них орфографическую зоркость, чтобы они легче усваивали их написание. Этимологический анализ - важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая. Итак, этимологический анализ слова играет большую роль в запоминании непроверяемых написаний.
Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышлёные птахи, невольно подумаешь: «воробей» - это просто-напросто «вора бей». А вот некоторые учёные думают иначе. Звук, который он издаёт – вор.
Провожу слого - звуковой анализ.
Во-ро-бей 7 букв [вараб’эй’] 7 звуков
В этом случае нельзя забывать и о подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести в активный словарь ученика, как с целью обогащения словарного запаса, так и с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Воробушек Воробьёнок Воробьиха
Воробьиный Воробышек Воробьишко
Воробушко Воробейчик Воробьятник
Языковым материалом для проведения упражнений могут стать синонимы, фразеологизмы, пословицы по каждому изучаемому слову.
С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
Пословицы
Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
Воробей и на кошку чирикает.
Старого воробья на мякине не проведешь.
В добру пору воробью ненастье, коли стреха под боком.
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов, не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Фразеологизмы
Стрелянный воробей О многоопытном человеке, которого
трудно обмануть, запутать, провести,
Воробьиный шаг мелкий, короткий шаг
С воробьиный нос очень мало.
Воробью по колено неглубокий, мелкий.
Скороговорки
Воробья врачи спасли,
В вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Чтобы совершенствовать мыслительный аппарат ребёнка, развить его находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать, нужно
обязательно с ним составлять ребусы. Это отличная гимнастика для развития интеллекта ученика.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и тексте.
Словарная работа на уроках русского языка
1класс (слайд 2)
Цели: обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников,
Багаж (слайд 3 - 8)
Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки.
Этимология
Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги - «узел» французы превратили в баг – «пакет». От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: «кладь, перевозимая отдельно от её хозяина – пассажира.
Звуковой анализ слова Ба-гаж 5 букв [багаш] 5 звуков
Однокоренные слова Багажник Багажный
Синонимы Вещи.
Баран (слайд 9 - 17)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
Домашнее животное с густой волнистой шерстью и изогнутыми рогами.
Этимология
Общеславянское. Объясняется по-разному. Возникли под влиянием звукоподражательных слов подзыва животных бар-бар. Баран – «животное, имеющее и дающее шерсть».
Звуковой анализ слова Ба-ран 5 букв [баран] 5 звуков
Однокоренные слова
Барашек Бараний
Баранчик Баранина
Фразеологизмы
Как баран на новые ворота смотреть растерянно
Гнуть в бараний рог добиваться полного подчинения
Как стадо баранов беспорядочной толпой
Пословицы
Послушался козла баран, да и сам в беду попал.
Барану пара — овца.
Скороговорки
Белые бараны били в барабаны.
Ветер (слайд 18 - 27)
Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
Движение потока воздуха в горизонтальном направлении.
Этимология
Древнерусское слово ветръ, ветрило – «парус», ветрити – «веять»
Первоначально было названием бога ветров. Современная форма ветер –
суховей – («сухой вей, т.е. ветер»)
Звуковой анализ слова Ве-тер 5 букв [в’эт'ир] 5 звуков
Однокоренные слова Ветерок Ветрище Ветровой
Ветрило Ветряк Ветряный
Фразеологизмы
Бросать деньги на ветер безрассудно тратить
Ветер в голове о легкомысленном человеке
Без ветра качает обессилил, слаб
Пословицы
Против ветра не надуешься.
Ведрами ветра не смеряешь.
Ветер кручины не развеет.
Скороговорки
Вертлявый ветер вырывал
Ворота, как вертушки.
Ворчливый ворон воровал
Вчерашние ватрушки.
Воробей (слайд 28 - 37)
Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.
Маленькая серо-коричневая птичка, живущая обычно вблизи жилых строений.
Этимология
Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышлёные птахи, невольно подумаешь: «воробей» - это просто-напросто «вора бей». А вот некоторые учёные думают иначе. Звук, который он издаёт – вор.
Звуковой анализ слова Во-ро-бей 7 букв [вараб'эй'] 7 звуков
Однокоренные слова
Воробушек Воробьёнок Воробьиха
Воробьиный Воробышек Воробьишко
Воробушко Воробейчик Воробьятник
Фразеологизмы
Стрелянный воробей О многоопытном человеке, которого
трудно обмануть, запутать, провести,
Воробьиный шаг мелкий, короткий шаг
Пословицы
Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
Воробей под кровлю, а сова на ловлю.
Скороговорки
Воробья врачи спасли,
В вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
Город (слайд 38 - 48)
В нем театры есть и парки,
И зверюшки в зоопарке.
Крупный населенный пункт, место большого поселения людей.
Этимология
Общеславянское. В старину, чтобы защитить место от врагов, захватчиков, люди обносили его высоким забором, частоколом, стеной (деревянной или каменной). Такое огороженное и укрепленное стеной место, крепость и стали называть городом.
Звуковой анализ слова Го - род 5 букв [горат] 5 звуков
Однокоренные слова
Городок Городки Городишко
Городище Городской Городовой
Пословицы
В городе суета, в деревне маета.
Город строят не языком, а рублем да топором.
Скороговорки
До города дорога в гору, от города с горы.
Фразеологизмы
Ни к селу, ни к городу некстати, не к месту, невпопад.
Девочка (слайд 49 - 57)
Ребенок или подросток женского пола, малолетняя девушка.
Звуковой анализ слова Де – воч - ка 7 букв [д’эвач’ка] 7 звуков
Однокоренные слова Девчурка Девчушка Девчоночка Девчонка
Пословицы
Девичья коса – на всю Москву краса.
Девушкам - на беседушку – а старикам спать.
Скороговорки
Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла.
Заяц (слайд 58 - 67)
Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы?
Небольшой пугливый зверек с длинными задними ногами, длинными ушами и коротким хвостом.
Этимология
Древнерусское – заяць (прыгун). Зайцем называют небольшое животное с длинными ушами. В переносном значении слово употребляется по отношению к трусливому человеку.
Звуковой анализ слова За-яц 4 буквы [зай’ац] 5 звуков
Однокоренные слова Зайчик Заинька Зайка Зайчишка
Заюшка Заячий Зайчиха Зайчонок Зайчатина
Синонимы Косой
Фразеологизмы
Убить двух зайцев одновременно выполнить два дела.
Заячья душа о трусливом робком человеке.
Пословицы
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Лиса живёт хитростью, а заяц – прыткостью.
Скороговорки
У зайки Бубы заболели зубы.
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Капуста (слайд 68 - 75)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...
Огородное растение, употребляемое в пищу, растущее обычно кочаном.
Этимология
Капитан – голова команды, отряда.
Капитель – верхушка, голова колонны.
Капор, капюшон – головные уборы.
Все эти слова произошли от латинского слова КАПУТ, что означает ГОЛОВА. Переиначив латинское слово, мы называем её КАПУСТА за сходство кочана с человеческой головой.
Звуковой анализ слова Ка-пус-та 7 букв [капуста] 7 звуков
Однокоренные слова Капустка Капустница (бабочка)
Капустный Капустник (пирог)
Пословицы
Капуста любит воду да хорошую погоду.
Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая – в листьях сгниёт.
Фразеологизмы
В капусту на мелкие части
Не в капусте не хуже других подобран в
е в капусте а, каком-либо отношении.
Картон (слайд 76 - 81)
Толстая твердая бумага особой выделки, используемая как переплетный, упаковочный, прокладочный материал.
Этимология
Заимствовано из французского языка – «толстая бумага».
Звуковой анализ слова Кар - тон 6 букв [картон] 6 звуков
Однокоренные слова Картонка Картоночка Картонный
Корзина (слайд 82 - 90)
Висит баба на грядках, вся в заплатках,
Заплата на заплате, а дырьё не зашито.
Плетеное изделие из прутьев, луба, камыша, служащее для переноски, хранения.
Этимология
Происхождение неясно. Возможно, образовалось с помощью суффикса
-ина от основы корз- «корзать» - «рубить ветви, счищать кору», украинский корзати – «плести». Корзина – «плетёнка».
Звуковой анализ слова Кор-зи-на 7 букв [карз’ина] 7 звуков
Словарные слова Корзинка Корзиночка Корзинный
Пословицы
Носить воду корзиной.
По корзинке судят о рынке.
Скороговорки
Пошел с позаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.
Корова (слайд 91 - 100)
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.
Крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко.
Этимология
Своё название корова получила по наличию рогов: от латинского кор – «рог», корна – «рогатая», «имеющая рога».
Звуковой анализ слова Ко-ро-ва 6 букв [карова] 6 звуков
Однокоренные слова
Коровушка Коровка Коровий
Коровёнка Коровник Коровье
Фразеологизмы
Как корова что-нибудь быстро
языком слизала и бесследно исчезло.
Дойная корова богатый источник дохода.
Божья коровка старый человек.
Пословицы
Коровки с поля – и пастуху воля.
Корова во дворе – так еда на столе.
Скороговорки
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
" В кармане Макара корова пропала!"
Машина (слайд 101 - 107)
Пьёт бензин, как молоко, может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов.
Этимология
Заимствовано из французского языка, где машина – «механика, махина». Машина – это «механизм, совершающий какую-то работу путем преобразования одного вида энергии в другой». Кроме того, машиной называют автомобиль.
Звуковой анализ слова Ма-ши-на 6 букв [машына] 6 звуков
Однокоренные слова
Машинка Машинист
Машинный Машиночка Машинизировать
Синонимы Автомобиль
Помидор (слайд 108 - 114)
Он нам дарит сок томатный,
Вкусный, нежный, ароматный.
Любит солнышко синьор -
Красный спелый ...
Овощное растение с красными или желтыми съедобными плодами.
Этимология
Заимствовано через французский язык посредство из итальянского – «золотое яблоко».
Звуковой анализ слова По-ми-дор 7 букв [пам’идор] 7 звуков
Однокоренные слова Помидора Помидорина Помидорчик Помидорный
Скороговорки
У Егора огород,
Там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры –
Там на грядке помидоры.
Ребята (слайд 115 - 125)
Группа детей или молодёжи.
Этимология
Собственно-русское. Робя в древне-русском языке являлось производным от «раб». Значение слова связано с понятием «робкий».
Звуковой анализ слова Ре-бя-та 6 букв [р’иб'ата] 6 звуков
Однокоренные слова Ребятки Ребетня Ребятушки
Ребятишки Ребячий Ребяческий
Синонимы Дети Детвора Ребетня
Пословицы
Умный ребенок боится грозы, а глупый — лозы.
У кошки котята те же ребята.
Фразеологизмы
Вместе с водой и ребенка неосторожно выплескивать
выбрасывать ценное.
Скороговорки
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Сапоги (слайд 126 - 135)
Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
Род обуви с обычно высокими голенищами.
Этимология
Происхождение неясно. Предполагают, что является древнерусским. Развитие значения шло, таким образом: дудка – труба – штаны в виде трубки из кожи (голенище) – сапоги.
Звуковой анализ слова Са-по-ги 6 букв [сапаг’и] 6 звуков
Однокоренные слова
Сапожки Сапожок Сапожник
Сапожище Сапожный Сапожишки
Пословицы
Сапог лаптю не брат.
Сапог хорош, да ногу жмет.
Фразеологизмы
Под сапогом быть быть в подчинении.
Два сапога пара по качествам похожи друг на друга.
Скороговорки
Семь суток соpокa стapaлaсь, спешилa, себе сaпоги сыpомятные сшилa.
Собака (слайд 136 - 145)
Собой не птица, петь не поёт, кто к хозяину идёт, она знать даёт.
Домашнее животное, используемое человеком для охраны, охоты и других целей.
Этимология
Название своё она получила от древнего корня СОБ- , родственного слову собственный –«существа, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину».
Звуковой анализ слова Со-ба-ка 6 букв [сабака] 6 звуков
Однокоренные слова
Собачата Собачка Собачник
Собачонка Собачий Собаковод
Синонимы Пёс
Фразеологизмы
Как кошка с собакой живут о постоянно ссорящихся людях
Вот где собака зарыта! вот в чём суть дела заключается
Пословицы
Собака – верный друг человека.
И собака помнит, кто её кормит.
Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
Скороговорки
Моя собака такса мне такси по таксофону вызвала.
Список использованной литературы
Алекторова Л.П., Баженова С.А., Короткевич З.Т. И др. «Словарь синонимов» Издательство «Наука» Ленинград, 1975
Бакулина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроке русского языка. / Начальная школа. 2000. - №3.
Бессчастная Е.И., Серикова О.С. Еще раз о словарной работе на уроках русского языка. / Начальная школа. 1999. - №8.
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» Москва «Просвещение» 1991 г.
Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием. / Начальная школа. 1995. - №1.
Жуков В.П., Жуков А.В. «Школьный фразеологический словарь русского языка», Москва «Просвещение», 1994г
Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» Москва «Просвещение» 1976г.
Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Москва «Просвещение» 1990 г.
Науменко Г. «Тридцать три Егорки» Москва «Детская литература» 1989
Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей 3» Ярославль «Академия развития» 1997г
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «толковый словарь русского языка» Москва ООО «ИТИ» «Технологий» 2003г.
Окулова Г.Е. «Занимательная фонетика» Оса Росстани – на – Каме 1994 г.
Окулова Г.Е. «Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе» ОСА «Росстани» 1992г.
Раицкая Г.В. Работа над словами с непроверяемыми безударными гласными. / Начальная школа. 1996. - №1.
Сухин И.Г. «Занимательные материалы» ВАКО Москва 2004г.
Труднев «Считай, смекай, отгадывай» Москва «Просвещение» 1070 г.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Практическое пособие по развитию речи» Москва «Издательство АСТ Премьера» 2001 г.
Усачев Андрей «Великий могучий русский язык» Москва «Полигроф – Проэкт» Дрофа-плюс 2012 г.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. «Школьный этимологический словарь русского языка» Москва «Дрофа» 2000г.
Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. «Краткий этимологический словарь русского языка» Москва «Просвещение» 1975 г.
Шувалова Н.А. Использование двустиший при работе над словарными словами. / Начальная школа. 2003. - №7.
http://referatwork.ru/refs/source/ref-5441.html
http://www.profistart.ru/ps/blog/17351.html
http://moirus.ru/kontrolnie-raboti/slovarnaya-rabota-na-urokach-russkogo-yazika
http://alinsawina2010.narod2.ru/moi_razrabotki/
http://www.zauchka.ru/shop/show_work/158384
http://festival.1september.ru/articles/503566/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/slovarnaya-rabota-na-urokakh-russkogo-yazyka
http://lib.tr200.net/v.php?id=254553&sp=1
http://festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=151&Itemid=57
http://slovonline.ru/slovar_el_fonetic/b-8/id-41716/zemlyanika.html