НОУ СОШ Классика- М
Статья на тему :
«Самостоятельная работа и ее формы на уроках в начальной школе»
Подготовила
учитель начальных
классов
Стольникова
Лариса Анатольевна
2016- 2017
Самостоятельная работа и ее формы на уроках в начальной школе
Урок является основной формой организации учебного процесса. Для того, чтобы уроки были полноценными, необходима атмосфера творчества и сотрудничества. Главная задача состоит в том, чтобы научить детей думать, мыслить, рассуждать, говорить, развивать нравственные и эстетические чувства, воспитывать трудолюбие. Одним из средств активации обучающихся на уроке является выполнение самостоятельных заданий, которые требуют интенсивной работы детского ума.
Начальная школа является основой, фундаментом. Именно в начальной школе должна быть выполнена основная часть работы по формированию умений учиться.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Начинать следует с учета возрастных особенностей обучающихся.
Можно выделить три основных этапа:
1 этап-этап подражания. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
2 этап- частично самостоятельный. Дети в состоянии самостоятельно выполнить части работы, находят способы их осуществления.
3 этап- полной самостоятельности. Обучающиеся выполняют работу самостоятельно в знакомых видах деятельности.
Самостоятельная работа-это такой метод обучения, при котором обучающиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.
Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования
Самостоятельная работа вынуждает, а потом и приучает обучающихся искать ответ на вопрос, давать объяснение и толкование явлениям природы и жизни, думать, искать, т.е.добывать знания.
Во все времена перед учителем стояла задача - научить всех хорошо учиться. Воспитание подрастающего поколения - это задача, которая стоит на одной ступеньке с учебной, не менее важная и сложная. Формирование у обучающихся чувства коллективизма и взаимопомощи проходит красной чертой на протяжении всего периода обучения.
Определенными возможностями в этом отношении обладает совместная организация деятельности обучающихся.Применение такой формы дает положительный результат: дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу, чаще приходить на помощь. Более осознанными становятся знания обучающихся, более уверенными- умения, более надежными –навыки.
Совместная деятельность детей включает в себя организацию работы в парах. Такая форма работы наиболее эффективна на уроках математики и русского языка. Очень удобна работа с карточками. Карточки могут содержать и контрольные задания, материал для закрепления изученного материала. Следует выработать систему сигналов: работа выполнена, требуется помощь. Те обучающиеся, которые выполнили задания, помогают своим товарищам.
Кроме парной работы широко используется и групповая работа. В ходе такой работы дети приучаются к совместной деятельности.
В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между групп. Ученику в группе следует понять, что оценивается работа всей группы, и что любой может быть вызван к доске для ответа. При создании групп следует учитывать уровень знаний обучающихся, а также добиваться доброжелательной атмосферы внутри группы.
На уроках в начальный период обучения очень распространена индивидуальная форма организации учебной работы. Хорошо, если ребенку удается самостоятельно выполнить задание. Но если он один раз, другой раз не справился с заданием, ему становится не интересно на уроке. Но безразличия может и не быть, если учесть возможности каждого ученика и даст доступное задание. Задания нужно подбирать различной сложности. Сначала более простые, а затем постепенно сложность возрастает. В случае успеха у обучающегося появляется самое важное желание-желание хорошо учиться, самостоятельно выполнять задание.
В рамках совместной деятельности создаются благоприятные условия для развития способности к осуществлению свободного выбора, контроля оценки процесса и результатов учебной деятельности.
Литература:
1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. «Педагогика». Издательство «Просвещение», 1998.
2. Ветрова Н.В. журнал «Начальная школа» №4 1991.
3. Демина Ж.М. журнал «Начальная школа» №12 1999.
4. Демина Ж.М. журнал «Начальная школа» №3, №4, №7, №10 за 1992 год.
5. Харламова И.П. «Педагогика».1985
6. Царева С.Е. « Нестандартные виды работы на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий» «Начальная школа» №4 2004.
7. Яковлева Д.С. . журнал «Начальная школа» №11 1993.