Дата
5 класс
Тема: Описание предмета.
Тип урока. Урок развития речи.
Цели :
Метапредметные:
М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное), строить рассуждения.
Предметные:
ЛР: учить различать типы речи; вырабатывать навыки и умения описывать предмет (игрушку); развивать внимание, наблюдательность детей, устную и письменную речь учащихся; работать над обогащением словарного запаса учащихся; учить формулировать главную мысль сочинения; подготовить учащихся к художественному восприятию окружающего мира; научить выбирать нужные признаки и располагать их в определенном порядке; прививать эстетический вкус учащихся.
Оборудование: компьютерная презентация; раздаточный материал.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
|
II. Этап мотивации. | Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока. - Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о золотой поре каждого человека – о детстве. А оно связано с игрушками. Вспомните свои игрушки. Теперь вы уже большие, учитесь в 5 классе, вот и лежат ваши игрушки на шкафу или в кладовой. Но есть и такие, которые с вами и сейчас, они вам дороги, они ваши друзья. Вы любите их, разговариваете с ними. Они тоже заговорили, если б умели. Любимые игрушки для вас как живые, у них тоже есть душа, хотя они и не умеют говорить. - О ваших любимых игрушках мы и поговорим на уроке. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
ТОУУ
|
III. Этап актуализации и осуществление пробного действия. | - В каждом человеке заложена способность к творчеству. Радость творчества мы попробуем испытать сегодня на уроке и будем делиться этой радостью друг с другом. - На уроке мы будем описывать любимую игрушку, будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание игрушки. 3. Беседа: - Какие стили речи вы знаете? (художественный стиль речи – рисуем словами какую-то картину; для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры). - Какие типы речи вы знаете? (описание) - Что можно описать? (предмет, человека, животное, природу). - Какой вопрос можно поставить к описанию? (какой?) - Какой тип речи и стиль мы будем использовать? - Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? (За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен). - Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы. Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная. - Соответствует ли это описание нашей теме? (Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой). Демонстрация мягкой игрушки – щенка. - Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда? А если мы скажем так… (на партах образцы описания данной игрушки) Учащиеся читают: Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета. Лишь мордочка, животик, подушечки лапок и верхняя часть ушек нежно желтые. Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку. Щенок просто как живой! Мне он очень нравится. А вам? | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.
Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
|
IV. Фиксирование локальных затруднений.
| Минутка отдыха. Интеллектуальная разминка. Лимоны кислые, а сахар… Собака лает, а кошка… Трава зеленая, а небо… У человека две ноги, а у собаки… Птицы живут в гнездах, а люди … Певец поет, а строитель… Индивидуальная работа. Учащиеся рассматривают свои игрушки. Устная творческая работа. Устное описание предмета (игрушки). Учащиеся внимательно слушают, записывают понравившиеся фразы своих товарищей. Учитель редактирует устное словесное описание игрушек. Дети записывают в черновики тезисы выступлений. | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
V. Создание плана по решению проблемы. | На доске записан план описания и опорные слова. План. 1. Название игрушки. 2. Материал, из которого сделана игрушка. 3. Внешний вид игрушки. 4. Отношение к игрушке. 5. Роль игрушки в вашей жизни. Опорные слова: Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый. Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке. | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Реализация на практике выбранного плана. | Письменная работа в черновиках. Минутка отдыха. Загадки, стихи об игрушках (Стихи Агнии Барто дети читают наизусть). - А может ли игрушка рассказать о хозяине? - А может ли игрушка рассказать о целом народе? - Игрушка сопутствует человеку с древнейших времен. У каждого народа - свои любимые игрушки. Национальные русский игрушки: петрушка, матрешка, ванька-встанька. Матрешка – русский сувенир. Но не все знают, что пришла она к нам из Японии. «Кукла в кукле», «девочка в платочке». - У Ваньки у Встаньки – несчастные няньки: Начнут они Ваньку укладывать спать, А Ванька не хочет - приляжет и вскочит, Уляжется снова и встанет опять. Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость. Написание откорректированных и проверенных текстов ученических сочинений в тетради. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VII. Домашнее задание. | Работа над черновиком. |
|