«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Развитие пространственных представлений и ориентировок у детей 5-6 лет в игровой деятельности

Представлена система работы по развитию пространственных представлений и ориентировок у детей 5-6 лет, состоящая из трех этапов.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки





Развитие пространственных представлений и ориентировок у детей 5-6 лет в игровой деятельности

Развитие пространственных представлений и ориентировок у детей осуществляется в процессе организации серий развивающих игр с постепенным усложнением в три этапа.

1 этап.

Цель: обогащение опыта освоения развивающих игр детьми 5-6 лет.

Задачи:

- развитие у детей интереса к участию в развивающих играх;

- освоение игровых действий (прикладывать к образцу, сложить по образцу, преобразовывать и т.п.);

- развитие аналитических умений (анализ образца, выкладывание по образцу воспитателя);

- накопление опыта различения, называния направлений, пространственных отношений.

Первый этап реализуется в следующих методах и приемах:

  1. Серии игр и игровых упражнений, способствующих накоплению опыта освоения развивающих игр. Предполагается освоение развивающих игр «Игровых квадратов» В.В. Воскобовича, «Сложи узор» Б.П. Никитина, лучины.

Эти игры включают разнообразную возможность практических действий (первоначально выкладывание по образцу педагога, затем по схеме).

     1 серия: Освоение развивающей игры «Сложи узор» Б.П. Никитина. Цель: обогащение игрового опыта, освоение игровых действий.  Начало освоения данного материала обусловлено ее игровым характером (например: игру можно использовать для конструирования, как объемного, так и плоскостного).

     Игра 1. «Мебель для кукол». В процессе игровой ситуации демонстрируются способы соединения, выкладывание по образцу взрослого, придумывание самостоятельно. Например: «Кукла Маша приехала в новый дом, а мебели нет, ни кроватки, ни стульчика, ни шкафчика. Что же делать, где взять кроватку, чтобы спать? Дети: «Купить, сделать». А из чего сделать? Из кубиков». Педагог показывает, как построить кроватку из кубиков «Сложи узор». А что еще можно построить? Стульчик. Постройте».

     Игра 2. «Цветные картинки». Педагог обращает внимание детей на рисунок, просит назвать какого цвета кубики в нижнем ряду, вверху, посередине; какого цвета кубик слева, внизу и т.д. 

     Игра 3. «Выложи так же». Воспитатель демонстрирует готовый образец, предлагает рассмотреть образец; происходит анализ образца: где находится синий треугольник, где находится красный треугольник, как повернуть красный треугольник и т.п. Например: «У Маши новая красивая квартира и красивая мебель, только коврика нет. Давайте сделаем для Маши коврик. Выберите, какой коврик вам больше нравится (предлагается 2 образца). Сначала давайте внимательно рассмотрим коврик, какого он цвета, где стоит синий кубик, какая фигура получилась в середине и т.п.»

     2 серия. Освоение развивающей игры «Игровой квадрат» В.В. Воскобовича.

     Игра 1. «Истории». Цель: знакомство с материалом, освоение игровых действий. Педагог демонстрирует материал, способы сложения, изменения формы, выкладывание простых образцов.

     Игра 2. «Приключения квадрата». Цель: развитие игровых умений, умение выкладывать по образцу взрослого. Педагог использует пошаговый показ, впоследствии демонстрируется только результат. Фрагмент: «Наш квадрат очень любит путешествовать. И вот однажды он пришел на берег глубокой реки. Как же ему перебраться на другой берег? И решил он превратиться в лодочку и переплыть реку».

      Игра 3. Цель: развитие умений выкладывать по образцу. Сначала дети выкладывают по образцу масштабом 1:1, т.е. можно прикладывать материал к образцу; затем выкладывают по образцу меньшего масштаба. Педагог использует пошаговое объяснение, при этом обращает внимание детей на пространственное расположение: уголок снизу, сверху, справа, слева, уголок к уголку, по диагонали и т.п.

      3 серия. Освоение развивающих игр с лучинами.

      Игра 1. «Домики для поросят». Цель: ознакомление с игровыми действиями, накопление опыта воспроизведения по показу воспитателя. Детям демонстрируются способы составления фигур, изображений, затем трансформации изображений. Например: «Вспомните сказку «Три поросенка». Где они жили? А кто помнит: из чего поросята построили свои домики (варианты детей). Сегодня мы с вами будем строить домики для поросят из палочек. Что есть в каждом домике (окно, дверь, крыша, стены)»? Педагог демонстрирует способы постройки.

     Игра 2. «Делай, как я». Цель: развитие игровых умений, способности анализировать постройку. Педагог предлагает построить изображение вместе с ним. При этом говорит: эту палочку кладу сверху, эту палочку сбоку, эта палочка будет стоять внизу и т.д. Далее демонстрирует готовую постройку и предлагает ее произвести, при этом обращает внимание на расположение палочек: одна палочка над другой, эта палочка посередине и т.д.

       Игра 3. «Придумай и построй». Цель: накопление опыта составления построек из лучины. Дети составляют постройки по теме «Мебель». В ходе освоения игр педагог обращает внимание на пространственное расположение (рядом с домом, около забора, перед домом и т.п.); а также в ходе обыгрывания построек (например: под деревом сидит кошка и т.п.).

       2 этап.    

Цель: сформировать пространственные представления и ориентировки установления пространственных отношений детьми 5-6 лет в совместной деятельности.

Задачи:

- развитие умения анализировать пространственные отношения (на примере образцов);

- различать, называть пространственные отношения;

- развитие игровых умений;

- активизация желания участвовать в совместной деятельности.

Данное содержание реализуется в следующих методах и приемах.

  1. Серии игр, способствующих освоению пространственных ориентировок посредством развивающих игр в совместной деятельности.

1 серия. Совместная деятельность детей в процессе развивающей игры «Сложи узор» Б.П. Никитина. Цель: развитие игровых умений, активизация желания участвовать в совместной деятельности.

Игра  1. «Мебель для кукол». Педагог распределяет обязанности между детьми: построить стульчики шкафчики, диваны, кровати и т.п. Обязательно обращает внимание на достижение общего результата – «мебельный магазин».

      Игра 2. «На улице». Фрагмент: «Что можно увидеть на улице? (Варианты детей: дорогу, дома, елочки, машины и т.п.). Давайте придумаем свою улицу». Воспитатель действует так же, как в игре №1, т.е. распределяет обязанности: строят дорожки, маленькие елочки, дома, большие елочки, машину.

       2 серия. Организация совместной деятельности детей в процессе развивающей игры «Игровые квадраты» В.В. Воскобовича. Цель: развитие умения анализировать пространственные отношения, развитие игровых умений.

        Игра 1. «Волшебный квадрат». Сначала детям предлагается собрать какой – либо образец, например мышку, опираясь на образец-схему, а затем сложить образцы вместе с воспитателем; при этом взрослый комментирует постройку: левую половинку кладем на правую, получится прямоугольник; верхний уголок загибаем вниз, получится «мышка».

        3 серия. Организация совместной деятельности детей в процессе развивающей игры с лучинами. Цель: развитие умения различать и называть пространственные отношения, активизировать желание детей участвовать в совместной деятельности.

        Игра 1. «Город маленьких человечков». Педагог распределяет обязанности между детьми (или дети сами распределяются): дети строят заборчики, дорожки, небольшие домики, после этого более сложные постройки. Фрагмент: «К нам в гости пришел Чебурашка. Кто смотрел мультфильм про Чебурашку? Вспомните: у Чебурашки было много друзей. А где они жили? Вы знаете: Чебурашка очень скучает по своим друзьям и по своему городу. Давайте пригласим его друзей к нам в гости, а для того. Чтобы им было где жить. Построим свой город».

     Игра 2. «Какие бывают деревья». Педагог предлагает детям построить из палочек деревья, какие они захотят, при этом обращает внимание, что у елочки веточки смотрят вниз, а у клена – вверх; внизу построим дорожку; рядом с елочкой построим березку.    

     3 этап.

Цель: освоение детьми пространственных отношений в процессе использования развивающих игр.

Задачи: 

- развитие умения анализировать образец и преобразовывать его;

- называть пространственное расположение предметов;

- устанавливать пространственные отношения на основе составления фигур.

Данное содержание реализовывается в следующих методах и приемах:

Серии игр и игровых упражнений, способствующих освоению пространственных отношений в процессе использования развивающих игр.

        1 серия. Игровые ситуации с развивающей игрой «Сложи узор» Б.П. Никитина. Цель: накопление опыта пространственного преобразования.

         Игра 1. «Что получилось?» Педагог преобразовывает материал, при этом дети сначала должны увидеть и назвать, что получилось в результате преобразования; затем назвать и попробовать повторить: «Посмотрите дети, какой красивый коврик! Я сегодня буду волшебником, сейчас я произнесу волшебные слова, и коврик изменится (педагог произносит слова и меняет расположение кубиков, в результате получается какая-то фигура). Посмотрите, что получилось, а теперь вы будете волшебниками, все произносим волшебные слова и изменим коврик».

       Игра 2. «Волшебники». Воспитатель предлагает детям 4 кубика из серии «Сложи узор», и предлагает сначала назвать, что может получиться, а потом сложить.

       2 серия: Игровые ситуации с развивающей игрой «Игровые квадраты» В.В. Воскобовича. Цель: различать и называть пространственные отношения на основе составления фигур.

        Игра 1. «Сложи и угадай». Детям предлагается сложить квадрат по словесной инструкции воспитателя. Например, загни правый уголок сверху, загни левый уголок сверху, что получилось? Домик и т.п. Постепенно детям предлагаются все более сложные варианты: лодочка, мышка, ежик, летучая мышь.

        Игра 2. «Ты скажи, а я сложу». Детям предлагали поменяться со взрослым местами, теперь ребенок должен говорить, что делать, чтобы получить необходимый образец. Если ребенок затрудняется, предлагается сначала собрать образец, а потом сказать, как он это делал.

        3 серия: Игровые ситуации с развивающей игрой с лучинами. Цель: развитие умения анализировать образец и преобразовывать его.

        Игра 1. «Волшебные фигуры». Детям предлагается убрать или прибавить 1-2 палочки, чтобы получилась другая фигура; затем предлагается переставить палочки так, чтобы получилась другая фигура.

 Наиболее эффективным содержательное общение педагога и детей может быть организовано именно в процессе использования различных игр: 1) игры можно использовать в разных возрастах; 2) задачами игр является развитие в частности пространственного мышления, опыта восприятия пространственных направлений; 3) в процессе игр возможно осуществление дифференцированного подхода, основанного на возрастных особенностях детей; 4) игровые ситуации являются более подходящими для развития детей данного возраста.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее