МАОУ «Кувинская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»
Развитие познавательного интереса на уроках письма.
Выполнила:
Плотникова Н.А.
Интерес – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельности.
Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека, является одним из существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, вызывает стремление работать в определенной области, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе. Велика роль интереса и в учебной деятельности, в успешном овладении изучаемым предметом. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при отсутствии интереса учебный материал усваивается с трудом, часто формально, не находит применения в жизни, легко и скоро забывается.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников и это наиболее существенное его проявление. Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьниками. Интересно или неинтересно – основные критерии оценки урока.
Познавательные интересы школьника развиваются, усложняются, обогащаются в ходе развития, в процессе становления личности ученика.
Умственно-отсталые дети проявляют недостаточный интерес к учебной деятельности, нередко они склонны к механическим действиям.
Активизация интереса основывается на следующих положениях:
- задания должны быть преодолимыми, то есть не слишком легкими, но в меру трудными. Это требует со стороны учителя учета возможностей и индивидуального подхода к ним.
- необходимо опираться на имеющийся у детей опыт и уже выявившиеся интересы.
- подбор и методы преподавания новых знаний должны будить самостоятельную мысль у учащихся, вызывать умеренное напряжение при решении возникающих вопросов, на которые дети могут дать правильные ответы путем посильных для них наблюдений и опытов.
Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. При развитии познавательного интереса учитель опирается на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов. Другими словами это:
- занимательность, связанная с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающие у школьников ориентировочные действия;
- игровые процессы, которые более значительны по сравнению с занимательностью, поскольку ученик включается в деятельность, осуществляет уже непосредственную ориентировку, а накапливает познавательный опыт, решая игровые задачи;
- наглядные средства обучения, которые так же вызывают познавательный интерес у учащихся, при помощи привлекающих интерес объектов, картин, фрагментов видеофильмов, технических средств обучения и многое другое. Наглядность в развитии познавательного интереса играет существенную роль, так как осуществляет свое влияние и на мотивацию интереса, а так же содействует становлению личностного свойства.
Повышению интереса школьников к урокам русского языка способствуют разнообразные виды и приемы работы: использование занимательного материала, наглядных пособий, кроссворды, загадки, дидактические игры, включение элементов соревнования. Чтобы знания легче усваивались и потом успешнее применялись на практике, необходимо предъявлять материал в интересной для детей форме.
Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.
Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность.
Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей.
Игры «Доскажи словечко». С целью формирования активности детей можно предложить самим придумать предложения с продолжением.
Ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.
В заключении хочется сказать, что развитие познавательного интереса доступна, в ней всегда можно выделить конкретную систему действий. Учитель может управлять процессом учения. А это позволит ему повысить эффективность своей работы. Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.