«Осенний фестиваль знаний 2024»

План-конспект по русскому языку по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки" (2 класс)

Предмет: Русский язык

Дата проведения: 12.10.2020

Класс:

Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Цель урока: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.

Задачи:

-образовательная: учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

-развивающая: развить познавательный интерес, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать и логически мыслить; развивать мелкую и общую моторику; расширять и активизировать словарный запас.

-воспитательные: способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку; воспитывать аккуратность, усидчивость, уважительное отношение друг к другу;

Планируемые результаты:

Личностные: сформировать мотивацию к обучению и познавательной деятельности.

Метапредметные: формулировать умение слышать и слушать других; отвечать на вопросы учителя; включатся в диалог с учителем и учащимися; уметь работать в парах, группах.

Предметные: уметь определять на слух парный по твердости-мягкости согласный звук на конце слова, уметь определять гласные 1 и 2 ряда, воспроизводить имеющиеся знания в устной форме, воспринимать речь собеседника, расширить словарный запас, воспроизводить полученные знания и объяснять их написание.

Ресурсы: учебник Л.Ф. Климанова «Русский язык» 2 класс, карточки с заданиями, презентация.

Организация пространства: фронтальная, парная, групповая.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Предмет: Русский язык

Дата проведения: 12.10.2020

Класс:

Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Цель урока: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.

Задачи:

-образовательная: учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

-развивающая: развить познавательный интерес, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать и логически мыслить; развивать мелкую и общую моторику; расширять и активизировать словарный запас.

-воспитательные: способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку; воспитывать аккуратность, усидчивость, уважительное отношение друг к другу;

Планируемые результаты:

Личностные: сформировать мотивацию к обучению и познавательной деятельности.

Метапредметные: формулировать умение слышать и слушать других; отвечать на вопросы учителя; включатся в диалог с учителем и учащимися; уметь работать в парах, группах.

Предметные: уметь определять на слух парный по твердости-мягкости согласный звук на конце слова, уметь определять гласные 1 и 2 ряда, воспроизводить имеющиеся знания в устной форме, воспринимать речь собеседника, расширить словарный запас, воспроизводить полученные знания и объяснять их написание.

Ресурсы: учебник Л.Ф. Климанова «Русский язык» 2 класс, карточки с заданиями, презентация.

Организация пространства: фронтальная, парная, групповая.



Структура урока

  1. Организационный этап.

-приветствие, знакомство.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Алиса Алмазовна и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я.

-эмоциональный настрой к уроку.

-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу и пожелайте удачи на уроке. 

-проверка готовности к уроку.

-Ребята, проверьте, все ли есть у вас на партах: пеналы, учебники, тетради?

-Все ли готовы слушать учителя? Сели прямо, руки на партах. Начинаем урок.

  1. Проверка уровня сформированности общеучебных умений

Минутка чистописания

Вспомним правила посадки.

Руки? – на месте!

Ноги? – на месте!

Локти? – у края!

Спина? – прямая!

-Запишите с доски сегодняшнее число и классная работа. 

-Посмотрите на экран, сейчас вам нужно прописать строчную и заглавную букву «Ф», слоги «фу», «фе», «фа», «фо» каллиграфическим аккуратным почерком.

-Теперь напишите слово «фотография», поставьте ударение. Какие орфограммы можно подчеркнуть в этом слове? (первая безударная проверяемая гласная о, и вторая безударная проверяемая гласная о)

-Каким словом можно проверить 1 безударную «о»? а 2 «о»? (Фото, фотограф)

-Правильно.

Словарно-орфографическая работа

-Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую.

1. Зима в подарок нам дает

Румяные деньки.

Скорей на снег, на скользкий лед,

На лыжи и … (Коньки)

2. В зимнее время,

Под номером два,

Год начинает,

Он первый всегда! (Январь)

3. Чудо-лесенка в метро живёт,
Вверх и вниз людей несёт.
(Эскалатор)

4. Раньше всех встает,
«Ку—ка—ре—ку!» поет.
(Петух)

5. В сказке главный персонаж,

Положительный типаж.

Враг разбит и пир горой,

Побеждает зло? (Герой)

6. Зимой беленький, а летом серенький. 
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)

-Можете сказать, что это за слова? (Словарные слова)

-Поставьте ударение в этих словах и проверьте их написание с доски.

-У кого есть ошибки в написании словарных слов?

-Молодцы, ребята?

-Ребята, обратите внимание, у меня есть зелёные и красные жетончики. Тем, кто будет активен и будет отвечать на вопросы правильно, тому я буду давать зелёные жетончики, а тем, кто будет шуметь и не выполнять задания, я буду давать красный жетончик.

  1. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии.

-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, давайте выполним работу.

-Посмотрите на экран.

Люк, нёс, мяч, лес, мир, тюльпан, няня, пир, магазин, матч, лужайка, табуретка, ноябрь, поезд, билет, вода, бутон, весна.

-Кто нам прочтет слова вслух? 

-По каким признакам нам можно разделить эти слова? (По мягкости и твёрдости первого звука)

-Давайте устно разделим слова в 2 колонки, 1 колонка слова с мягким первым звуком, 2 колонка с твердым звуком. Для этого по цепочке  произносите каждое слово и говорите, в какую колонку оно подходит.

Люк, нёс, мяч, лес, мир, тюльпан, няня, пир, билет, весна.

Магазин, матч, лужайка, табуретка, ноябрь, поезд, вода, бутон.


-Отлично! Что мы с вами делали? (Определяли, какой согласный звук, твёрдый или мягкий)

-А вы заметили, как определяется мягкость или твёрдость согласных звуков? (С помощью определённых гласных)

-И как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Тема нашего урока: "Твёрдые и мягкие согласные звуки".

2.Целепологание.

- Какова же цель нашего урока?

Цель: узнать с помощью чего определяется мягкость или твёрдость согласных звуков и научиться обозначать их на письме.

  1. Организация познавательной деятельности.

1. Определение последовательности действий на уроке (т.е вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации)

-Ребята, кто может сказать, чём же мы займёмся сегодня на урока?

Составим план наших дальнейших действий.

  1. Узнаем, как определить твёрдость и мягкость согласных звуков.

  2. Выполним задания.

  3. Закрепим знания о твёрдых и мягких согласных звуках.

Учащиеся проговаривают план дальнейших действий, учитель корректирует.

2. Поиск решения («открытие» нового знания)

-Ребята, а сейчас поработаем с учебниками.

-Открываем страницу 63, упражнение 89.

-Кто прочитает задание?

-Что нужно сделать сначала? (Рассмотреть модели слов и сравнить первые звуки в парах)

-Рассмотрим 1 пару. Какое слово подходит к первой модели? Давайте произнесём его хором? (Мак)

-Как звучит первый звук? Какой он? (Твёрдо. Твёрдый)

-Какое слово подзодит ко 2 модели? Произнесём хором. (Мяч)

-Как звучит первый звук? Какой он? (Мягко. Мягкий)

-Рассмотрим следующую пару моделей. Какое слово подходит к 3 модели? Произнесём хором. (Булка)

-Как звучит первый звук? Какой он? (Твёрдо. Твёрдый)

-Какое слово подходит ко 2 модели? Произнесём хором. (Белка)

-Как звучит первый звук? Какой он? (Мягко. Мягкий)

-Хорошо. Запишите слова парами и синим карандашом подчеркните твёрдый согласный звук, а зелёным- мягкий.

-Какое отличие вы заметили? (В каждой пвре в первом слове первый согласный звук звучит твёрдо, а во втором слове мягко)

-Как надо обозначать мягкость согласного звука? А твёрдость согласного звука? (Мягкой гласной. Твёрдой гласной)

-Какие мягкие гласные у нас есть? (е, ё, и, ю, я)

-А какие твёрдые? (а, о, у, ы, э)

-Какой вывод мы можем сделать?

-Верно. Давайте сверим наш вывод с выводом учебника. Кто прочитает правило на странице 63?

-Теперь читаем правило на странице 64.

-Наш вывод совпал?

-Молодцы!

-Ребята, пока мы выполняли с вами задание, мы сами того не замечая смогли составить алгоритм обозначения мягкость или твердости согласного звука.  Давайте прочтем его на стр. 64 и вспомним, так ли мы делали.

-Совпадают ли наши действия с этим алгоритмом?

-Отлично, молодцы!

-Ребята, я вижу, что вы немножко устали. Давайте мы с вами выполним физкультминутку.

Вот мы руки развели, 

Слово удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

-Отлично, ребята. Садитесь!

  1. Первичное закрепление.

-Итак, сейчас будет работа в парах. Я вам раздам листочки, на которых будут написаны слова. Вам нужно будет составить из них предложение, а потом подчеркнуть буквы твёрдых согласных синим карандашом, а мягких согласных - зелёным. 

береза, растет Стройная, роща, в.


-Давайте проверим по жталону.

-У кого есть ошибки?

-Молодцы. Вы немножко потренировались, а теперь выполним самостоятельную работу.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

-Откройте рабочую тетрадь на стр. 30 упр. 54.

-Кто прочтет нам задание?

то прочтет текст?

-Прочтите задание после текста?

-Что нужно сделать в задании?ыписать сначала слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласного звука, а затем слова, в которых эти буквы обозначают 2 звука)

-Надо ли нам списывать весь текст? Какое письмо мы будем выполнять?

спомните, в какие случаях данные буквы обозначают 2 звука? начале слова, после разделительного твёрдого и мягкого знака, после гласных букв)

орошо. Всем понятно задание? 

роверьте по эталону. 

кого есть ошибки?

олодцы!

  1. Рефлексия деятельности на уроке

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Какова была наша цель?

-Мы достигли цели?

-Оцените свою работу на уроке, с помощью этих фраз.

Мне понравилось ...

Мне было трудно ...

Мне было интересно ...

Я не понял(а) ...

-Кто доволен своей работой на уроке, поднимите зелёные кружочки. У кого не всё получилось на уроке – красный.

-Ребята, сегодня на уроке все очень хорошо поработали, но хочется выделить несколько учеников ... . Молодцы!

-Спасибо вам за урок, с вами приятно было работать. До свидания!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее