Предмет: Русский язык
Дата проведения: 12.10.2020
Класс: 2А
Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки
Цель урока: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.
Задачи:
-образовательная: учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
-развивающая: развить познавательный интерес, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать и логически мыслить; развивать мелкую и общую моторику; расширять и активизировать словарный запас.
-воспитательные: способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку; воспитывать аккуратность, усидчивость, уважительное отношение друг к другу;
Планируемые результаты:
Личностные: сформировать мотивацию к обучению и познавательной деятельности.
Метапредметные: формулировать умение слышать и слушать других; отвечать на вопросы учителя; включатся в диалог с учителем и учащимися; уметь работать в парах, группах.
Предметные: уметь определять на слух парный по твердости-мягкости согласный звук на конце слова, уметь определять гласные 1 и 2 ряда, воспроизводить имеющиеся знания в устной форме, воспринимать речь собеседника, расширить словарный запас, воспроизводить полученные знания и объяснять их написание.
Ресурсы: учебник Л.Ф. Климанова «Русский язык» 2 класс, карточки с заданиями, презентация.
Организация пространства: фронтальная, парная, групповая.
Структура урока
Организационный этап.
-приветствие, знакомство.
Здравствуйте, ребята, меня зовут Алиса Алмазовна и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я.
-эмоциональный настрой к уроку.
-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу и пожелайте удачи на уроке.
-проверка готовности к уроку.
-Ребята, проверьте, все ли есть у вас на партах: пеналы, учебники, тетради?
-Все ли готовы слушать учителя? Сели прямо, руки на партах. Начинаем урок.
Проверка уровня сформированности общеучебных умений
Минутка чистописания
Вспомним правила посадки.
Руки? – на месте!
Ноги? – на месте!
Локти? – у края!
Спина? – прямая!
-Запишите с доски сегодняшнее число и классная работа.
-Посмотрите на экран, сейчас вам нужно прописать строчную и заглавную букву «Ф», слоги «фу», «фе», «фа», «фо» каллиграфическим аккуратным почерком.
-Теперь напишите слово «фотография», поставьте ударение. Какие орфограммы можно подчеркнуть в этом слове? (первая безударная проверяемая гласная о, и вторая безударная проверяемая гласная о)
-Каким словом можно проверить 1 безударную «о»? а 2 «о»? (Фото, фотограф)
-Правильно.
Словарно-орфографическая работа
-Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую.
1. Зима в подарок нам дает
Румяные деньки.
Скорей на снег, на скользкий лед,
На лыжи и … (Коньки)
2. В зимнее время,
Под номером два,
Год начинает,
Он первый всегда! (Январь)
3. Чудо-лесенка в метро живёт,
Вверх и вниз людей несёт. (Эскалатор)
4. Раньше всех встает,
«Ку—ка—ре—ку!» поет. (Петух)
5. В сказке главный персонаж,
Положительный типаж.
Враг разбит и пир горой,
Побеждает зло? (Герой)
6. Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
-Можете сказать, что это за слова? (Словарные слова)
-Поставьте ударение в этих словах и проверьте их написание с доски.
-У кого есть ошибки в написании словарных слов?
-Молодцы, ребята?
-Ребята, обратите внимание, у меня есть зелёные и красные жетончики. Тем, кто будет активен и будет отвечать на вопросы правильно, тому я буду давать зелёные жетончики, а тем, кто будет шуметь и не выполнять задания, я буду давать красный жетончик.
Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.
1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии.
-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, давайте выполним работу.
-Посмотрите на экран.
Люк, нёс, мяч, лес, мир, тюльпан, няня, пир, магазин, матч, лужайка, табуретка, ноябрь, поезд, билет, вода, бутон, весна.
-Кто нам прочтет слова вслух?
-По каким признакам нам можно разделить эти слова? (По мягкости и твёрдости первого звука)
-Давайте устно разделим слова в 2 колонки, 1 колонка слова с мягким первым звуком, 2 колонка с твердым звуком. Для этого по цепочке произносите каждое слово и говорите, в какую колонку оно подходит.
Люк, нёс, мяч, лес, мир, тюльпан, няня, пир, билет, весна. | Магазин, матч, лужайка, табуретка, ноябрь, поезд, вода, бутон. |
-Отлично! Что мы с вами делали? (Определяли, какой согласный звук, твёрдый или мягкий)
-А вы заметили, как определяется мягкость или твёрдость согласных звуков? (С помощью определённых гласных)
-И как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Тема нашего урока: "Твёрдые и мягкие согласные звуки".
2.Целепологание.
- Какова же цель нашего урока?
Цель: узнать с помощью чего определяется мягкость или твёрдость согласных звуков и научиться обозначать их на письме.
Организация познавательной деятельности.
1. Определение последовательности действий на уроке (т.е вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации)
-Ребята, кто может сказать, чём же мы займёмся сегодня на урока?
Составим план наших дальнейших действий.
Узнаем, как определить твёрдость и мягкость согласных звуков.
Выполним задания.
Закрепим знания о твёрдых и мягких согласных звуках.
Учащиеся проговаривают план дальнейших действий, учитель корректирует.
2. Поиск решения («открытие» нового знания)
-Ребята, а сейчас поработаем с учебниками.
-Открываем страницу 63, упражнение 89.
-Кто прочитает задание?
-Что нужно сделать сначала? (Рассмотреть модели слов и сравнить первые звуки в парах)
-Рассмотрим 1 пару. Какое слово подходит к первой модели? Давайте произнесём его хором? (Мак)
-Как звучит первый звук? Какой он? (Твёрдо. Твёрдый)
-Какое слово подзодит ко 2 модели? Произнесём хором. (Мяч)
-Как звучит первый звук? Какой он? (Мягко. Мягкий)
-Рассмотрим следующую пару моделей. Какое слово подходит к 3 модели? Произнесём хором. (Булка)
-Как звучит первый звук? Какой он? (Твёрдо. Твёрдый)
-Какое слово подходит ко 2 модели? Произнесём хором. (Белка)
-Как звучит первый звук? Какой он? (Мягко. Мягкий)
-Хорошо. Запишите слова парами и синим карандашом подчеркните твёрдый согласный звук, а зелёным- мягкий.
-Какое отличие вы заметили? (В каждой пвре в первом слове первый согласный звук звучит твёрдо, а во втором слове мягко)
-Как надо обозначать мягкость согласного звука? А твёрдость согласного звука? (Мягкой гласной. Твёрдой гласной)
-Какие мягкие гласные у нас есть? (е, ё, и, ю, я)
-А какие твёрдые? (а, о, у, ы, э)
-Какой вывод мы можем сделать?
-Верно. Давайте сверим наш вывод с выводом учебника. Кто прочитает правило на странице 63?
-Теперь читаем правило на странице 64.
-Наш вывод совпал?
-Молодцы!
-Ребята, пока мы выполняли с вами задание, мы сами того не замечая смогли составить алгоритм обозначения мягкость или твердости согласного звука. Давайте прочтем его на стр. 64 и вспомним, так ли мы делали.
-Совпадают ли наши действия с этим алгоритмом?
-Отлично, молодцы!
-Ребята, я вижу, что вы немножко устали. Давайте мы с вами выполним физкультминутку.
Вот мы руки развели,
Слово удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
-Отлично, ребята. Садитесь!
Первичное закрепление.
-Итак, сейчас будет работа в парах. Я вам раздам листочки, на которых будут написаны слова. Вам нужно будет составить из них предложение, а потом подчеркнуть буквы твёрдых согласных синим карандашом, а мягких согласных - зелёным.
береза, растет Стройная, роща, в.
-Давайте проверим по жталону.
-У кого есть ошибки?
-Молодцы. Вы немножко потренировались, а теперь выполним самостоятельную работу.
Самостоятельная работа с самопроверкой
-Откройте рабочую тетрадь на стр. 30 упр. 54.
-Кто прочтет нам задание?
-Кто прочтет текст?
-Прочтите задание после текста?
-Что нужно сделать в задании? (выписать сначала слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласного звука, а затем слова, в которых эти буквы обозначают 2 звука)
-Надо ли нам списывать весь текст? Какое письмо мы будем выполнять?
-Вспомните, в какие случаях данные буквы обозначают 2 звука? (в начале слова, после разделительного твёрдого и мягкого знака, после гласных букв)
-Хорошо. Всем понятно задание?
-Проверьте по эталону.
-У кого есть ошибки?
-Молодцы!
Рефлексия деятельности на уроке
-Ребята, наш урок подходит к концу.
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Какова была наша цель?
-Мы достигли цели?
-Оцените свою работу на уроке, с помощью этих фраз.
•Мне понравилось ...
•Мне было трудно ...
•Мне было интересно ...
Я не понял(а) ...
-Кто доволен своей работой на уроке, поднимите зелёные кружочки. У кого не всё получилось на уроке – красный.
-Ребята, сегодня на уроке все очень хорошо поработали, но хочется выделить несколько учеников ... . Молодцы!
-Спасибо вам за урок, с вами приятно было работать. До свидания!