«Зимний фестиваль знаний 2025»

Праздник "Прощание с Азбукой"

ПРОЕКТ «АЗБУКА-ЭНЦИКЛПЕДИЯ»

Предварительное знание того, что хочешь сделать,

дает смелость и легкость.

Дидро Д.

В настоящее время процесс обучения все больше связан с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Детям необходимо показать, что знакомство с окружающим миром-это творческая работа, которую человек выполняет по истечении всей своей жизни. Один из видов такой работы является проект. При организации проектной деятельности в начальной школе следует учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Данная работа была выполнена учащимися 1-х классов самостоятельно и с помощью родителей. Проект «Азбука энциклопедия» выполнялся под руководством учителя, когда закончили изучение азбуки.

С первого класса дети учатся делать творческие проекты. Пока они достаточно упрощённые.

За основу подобной творческой работы для учащихся 1 –х классов были взяты четыре раздела энциклопедии: животные, растения, профессии и спорт. Над темой проекта работа велась с начала учебного года до окончания учебника «Азбука» т.к. это долгосрочный проект. Работа над этим проектом велась как в рамках учебных программ («Азбука», «Письмо», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство») так и во внеурочной деятельности (курс Красочный мир», «Исследовательская деятельность»)мы очень много соприкасались с этими направлениями. Каждым классом было выбрано свое направление методом жеребьевки.

В классе ученик выбрал понравившуюся ему букву и попытался о ней рассказать всё, что узнал. Были созданы рисунки, подобраны, выучены и рассказаны стихи о буквах. Учителями был разработан, общий макет странички нашего будущего проекта.

«Детская» цель проекта: представить выбранную букву в интересной и запоминающейся форме.

По доминирующей деятельности это информационно-творческий проект. Характер координации - непосредственный.

Дидактическими целями этого долгосрочного проекта являлись:

1)развитие творческого потенциала, активной самостоятельности и развивающейся личности через знакомство с использованием справочной и дополнительной литературой;

2)расширение читательского и культурного кругозора учащихся.

Вопросы, которые мы рассматривали в рамках темы долгосрочного проекта:

· Когда и кем был создан русский алфавит?

· Все ли буквы появились в одно и то же время?

· На какие группы делятся буквы русского алфавита?

Гипотеза:

Проект даст возможность обучающимся познакомится с историей славянской письменности, c историей возникновения букв, пройтись по страницам энциклопедий….

Предметы:

Азбука, письмо, окружающий мир, ИЗО.

Возраст обучающихся:

1-й класс.

Руководитель проекта: классные руководители:1а класса- Светлана Анатольевна, 1б класса-Лунева Евгения Александровна,

1в класса- Наталья Викторовна. 1г класс- Татьяна Николаевна.

Паспорт проекта

1 Подготовительный этап:

Определение направления в проекте. Не только детям, но и всем окружающим людям хочется, чтобы их уважали и помнили по каким поступкам и действиям. Этот проект позволит оставить после себя выгодное вложение в историю своей школы. В результате работы вый дет большая энциклопедия, состоящая из 4-х разделов.

После беседы с детьми и поддержки родителей к работе приступили все 4 класса

  • Основной этап. Самостоятельная работа по выполнению заданий

Дети с помощью родителей собирают нужную информацию на каждую букву алфавита. Рисуют буквы – в форме вензеля. Рисунки тоже выполняются в ручном варианте., 4 составляющие энциклопедии собираются в одну книгу.

  • Заключительный этап. Итоги

Заключительный этап проходил в 2 этапа.

1 этап. Весь год дети изучали алфавит. На каждую букву подбирали информацию, связанную с выбранным направлением в проекте. На основе собранного материала ученики нарисовали буквы, сочинили истории про букву или с подобранной к ней картинкой на эту букву. Вся эта кропотливая работа закончилась на последнем уроке обучения грамоте, прошло прощание с первой учебной книгой «Азбука», здесь мы обсуждали, чему научились. Кроме того, что мы учились читать и писать, учились быть воспитанными и культурными людьми

Оценивание работы участников

2 этап. Праздник вместе с родителями «Прощание с Азбукой». И презентация книги «Азбука -энциклопедия».

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Сценарий праздника «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»

На экране заставка «Прощай, «Азбука»

Дети входят в зал под песню «Чему учат в школе»

Ведущий учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у наших первоклассников большой праздник. Действительно - большой, так как ребята закончили изучать самую главную книгу любого начинающего ученика – «Азбуку».

А помните, как вы только начинали учить буквы в подготовительной школе?

Теперь наши ученики умеют читать, конечно, по-разному, но умеют и это их первое крупное и очень важное достижение в учёбе. Это – основа дальнейших успехов. Поздравляем всех детей с первой победой!

А, сегодня, на празднике, дети готовы рассказать и показать, что они умеют.

На сцену приглашаем учеников 1 «А». Выход на сцену и уход сопровождается песней «Чему учат в школе» - минусовкой

Хороша сегодня школа,

Зал горит огнём.

Мы на праздник наш весёлый

Всех друзей зовем.


Стали мы немного взрослей,

Стали мы мудрее чуть-чуть.

И читаем сами теперь,

С книгой отправляемся в путь.


Расставанья близится час,

И нельзя его избежать.

Азбуку, поверьте, не раз

Будем мы вспоминать!


Как сегодня радуются дети –

Стало больше грамотных на свете!

Скажем Азбуке мы «до свиданья»

И рукой помашем на прощанье.


Трудно было нам с тобой в начале,

Мы полгода буквы изучали!

Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!


Ничего на свете лучше нету,

Чем прочесть журнал или газету,

Двадцать первого столетья дети,

Мы освоим сайты в Интернете!


Это сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а раньше, много-много лет назад у детей не было ни букваря, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку. И называлась она тогда кириллица. Шло время, кириллица менялась и появилась первая учебная книга для детей «Азбука».



В старину , буквы «А» и «Б» назывались «аз» и «буки», по названию букв книга названа «Азбукой».

В песнях и стихах всё просто,

Есть ответы на вопросы.

Но одно мне непонятно,

Как давно, кто и когда

Написал учебник складный,

Чтобы грамота была?


В 16 веке в городе Львове

Первопечатник Фёдоров жил.

Им создан был первый учебник толковый

В нём азбуку грамоты он изложил.


АЗ, Буки, Веди были соседи,

Глагол и Добро, Ять, Зело –

В нём дружно жили, не тужили,

Четыре века уж прошло.


А потом учил он сам

Наших пап и наших мам,

Бабушек и дедушек,

Соседей и соседушек.


Ну, а мы с ней в первый раз

Встретились, придя в наш класс.



Учитель: А сейчас, ребята, я задам вам несколько вопросов.



Учитель: Что мы делаем с помощью букв?

Ученик: Обозначаем звуки, читаем и пишем.

Учитель: Что делаем со звуками?

Ученик: Слышим и произносим.

Учитель: А какие бывают звуки?

Ученик: звуки бывают гласные, согласные и звуки, которые не обозначают звуков.

Учитель: Молодцы, ребята. А теперь покажите свои знания звуков.



Игра – 1 (со всеми в зале)

-А сейчас проверим, умеете ли вы распознавать гласные и согласные звуки. Если слово начинается с гласного звука, то вы хлопаете руками над головой, если услышите в начале слова согласный, то топните ногой.

Утюг, окно, мост, стол, школа, урок, книга, лошадь, ириски, апельсин, карандаш, жук.

Игра – 2

Пока мы упражнялись, жук-буквоед подъел буквы. Давайте восстановим их.

(И, М, Б, Я, Ю)

А знаете ли вы наш алфавит? (песенка)

Учитель: А ребята 1 «Б» класса приготовили для нас частушки! Встречаем ребят.

Мы собрали пап и мам,

В класс не для потехи,

Мы сейчас отрапортуем

Про свои успехи!



Ёлочки-сосёночки,

Колкие, зелёные,

Все ребята-первоклашки

В свой Букварь влюблённые!



Почему у малышей

Мокрые реснички?

Потому что в букваре

Кончились странички!



Все мы буквы изучили,

Что ж нам дожидаться,

С Наткой в ЗАГСе мы теперь

Сможем расписаться!



Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!


В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться

Буду очень я стараться,
Все мне, братцы, по плечу.
Только в школу подниматься
Рано утром не хочу!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И по всюду славятся.

С этой книжкой – самой первой –
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.


Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!



Учитель: А сколько интересного и необычного ребята узнавали на уроках чтения, когда буквы, соединяясь друг с другом, открывали им мир слов. Об этом расскажут цченики

1 «В»класса

Мы в нарядах нынче новых

И у всех счастливый вид

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!


Разбудите меня ночью,

В самой серединочке

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки.



В азбуке у Насти,

Точно на параде,-

Гласные, согласные –

Стояли буквы разные,

Но не вместе в строчке,

А поодиночке.


Говорить они пытались:

И жужжали, и шептались.

Но о чем – пойми, попробуй.

Буква М мычит коровой,


Буква А сказала: «А»?

- Что ты хочешь, буква А?

Но в ответ мне буква а

Тоже спрашивает: «А»?


Вот еще досада!

Что им, буквам, надо?!

Но когда в тетради

Встретились у Насти

Буква А и Буква М,

Всё понятно стало всем.


Буквы рядом –

Ровно, прямо

Встали, честь по чести,

И сказали дружно:

- Ма-ма!

Вот что значит – вместе!


И теперь у нашей Насти

Разговор идёт в тетради:

В каждом слове –

Там и тут –

Буквы дружные живут.



Мы простимся с «Азбукой»

И рукой помашем

И спасибо 10 раз.

Дружно хором скажем.


Ведущий: Ребята, давайте, все вместе скажем спасибо нашей Азбуке!

А можно ли составить слова без гласных?

Игра – 3.

Ведущий: Ребята, послушайте задание и угадайте слова! (Читают условие ученики 1»В»)

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.


Иногда всего одну-

Только не в начале.

Но сегодня – ну и ну!

Все они сбежали.


(БРБН, СТРТ, СТКН, РССД, МРК, ПРТ, СХР, КРНДШ)

Игра – 4

Ведущий: Среди слов найдите предметы, которые нужны в школе:

ОВРУЧКАК ручка

МРАНЕЦНС ранец

ТЕТРАДЬБ тетрадь

РУКПЕНАЛ пенал

ОЛАСТИКМ ластик

ПАЛЬБОМГ альбом


ФИЗМИНУТКА

Игра – 5. Ребята, а задам вам вопросы, а постарайтесь правильно ответить на них.


ВЕДУЩИЙ. Сколько букв в русском алфавите?

РЕБЯТА. 33.

ВЕДУЩИЙ. Сколько среди них гласных?

РЕБЯТА. 10!

ВЕДУЩИЙ. С каких букв слова никогда не начинаются?

РЕБЯТА. С мягкого и твердого знаков.

ВЕДУЩИЙ. Интересно, знаете ли вы, какая буква ходит, раздув щеки?

РЕБЯТА. Буква Ф.

ВЕДУЩИЙ. А какие буквы похожи на гребешок или расческу?

РЕБЯТА. Ш, Щ, Е.

ВЕДУЩИЙ. Верно. А какая среди этих красавиц русского алфавита ходит на цыпочках?

РЕБЯТА. Буква Д.

ВЕДУЩИЙ. Точно. Может, вы сумеете ответить, какая буква ходит с палочкой как старушка?

РЕБЯТА. Буква Ы.

ВЕДУЩИЙ. А у какой буквы глаза вылезли на лоб?

РЕБЯТА. Ё!

ВЕДУЩИЙ. Правильно! Кто видел колесо, тот сумеет назвать похожую на него букву.

Ребята. О



На сцену приглашаем 1 «Г»

В день осенний, в день чудесный

Мы в поход не зря ушли.

Было очень интересно

На страницах «АЗБУКИ».


Был наш путь не очень долгим –

Незаметно дни бегут.

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.


Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам, строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прошли!


Тот, кто любит приключенья,

Мы откроем свой секрет:

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет!


Прощай, родная Азбука,

Учебник первый мой.

Три четверти дружили,

Играли мы с тобой.


Учили раньше буквы,

Слагали их в слога

И складывали лесенкой

Весёлые слова.


С тобою пели песни,

Водили хоровод.

И от тебя узнали

Про сказочный народ.


О колобке и репке,

О курочке и дедке,

Про шалунишку Мишку,

Капризную мартышку.


Спасибо чудо, «Азбука»,

Наставник первый мой!

Пусть правила ученые

Останутся со мной.


Теперь могу читать

Любые книги я.

И этому так рады:

Соседи и семья.


Закончена «Азбука».

Буквы мы знаем.

Стихи и рассказы

Свободно читаем.


Добру нас учила

Русская речь.

И мы её будем

Любить и беречь!


Ведущий: Дорогие первоклассники!  В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Мы от всей души поздравляем вас и вручаем вам эти свидетельства «Знатоки Азбуки».(Свидетельства вручаются учителям)

– мы еще раз поздравляем вас и желаем вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.

Спасибо, Азбука, за всё,

Что сделала для нас!

За слово первое твоё, за стих,

За первый твой рассказ.

Нас научила ты читать, писать,

Слова на слоги разбивать.

Прошли с тобой от «А» до «Я»,

И с нами будешь ты всегда!

Ведущий: А теперь давайте встретим наш новый учебник «Литературное чтение»

Здравствуй, гостья дорогая!
Приходи сюда скорей!
Расскажи нам про Россию,
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете,
Расскажи про всё на свете!
Рады мы с тобой дружить!
Будем дружбой дорожить!

Ведущий: Давайте покажем, как мы знаем сказки.

К нам пришли телеграммы от сказочных героев, узнайте их (задания даются по классам).

А теперь правильно назовите название сказки ( по классам)

«Литературное чтение» очень довольно вашими знаниями

Для торжественного посвящения первоклассников в юные читатели прошу первоклассников встать.

  • Обещайте, бережно относится к каждому учебнику, каждой книге.

  • Обещайте подружиться с книгой.

  • Обещайте стать активными читателями нашей библиотеки.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее