Сценарий праздника «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»
На экране заставка «Прощай, «Азбука»
Дети входят в зал под песню «Чему учат в школе»
Ведущий учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у наших первоклассников большой праздник. Действительно - большой, так как ребята закончили изучать самую главную книгу любого начинающего ученика – «Азбуку».
А помните, как вы только начинали учить буквы в подготовительной школе?
Теперь наши ученики умеют читать, конечно, по-разному, но умеют и это их первое крупное и очень важное достижение в учёбе. Это – основа дальнейших успехов. Поздравляем всех детей с первой победой!
А, сегодня, на празднике, дети готовы рассказать и показать, что они умеют.
На сцену приглашаем учеников 1 «А». Выход на сцену и уход сопровождается песней «Чему учат в школе» - минусовкой
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнём.
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовем.
Стали мы немного взрослей,
Стали мы мудрее чуть-чуть.
И читаем сами теперь,
С книгой отправляемся в путь.
Расставанья близится час,
И нельзя его избежать.
Азбуку, поверьте, не раз
Будем мы вспоминать!
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!
Это сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а раньше, много-много лет назад у детей не было ни букваря, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку. И называлась она тогда кириллица. Шло время, кириллица менялась и появилась первая учебная книга для детей «Азбука».
В старину , буквы «А» и «Б» назывались «аз» и «буки», по названию букв книга названа «Азбукой».
В песнях и стихах всё просто,
Есть ответы на вопросы.
Но одно мне непонятно,
Как давно, кто и когда
Написал учебник складный,
Чтобы грамота была?
В 16 веке в городе Львове
Первопечатник Фёдоров жил.
Им создан был первый учебник толковый
В нём азбуку грамоты он изложил.
АЗ, Буки, Веди были соседи,
Глагол и Добро, Ять, Зело –
В нём дружно жили, не тужили,
Четыре века уж прошло.
А потом учил он сам
Наших пап и наших мам,
Бабушек и дедушек,
Соседей и соседушек.
Ну, а мы с ней в первый раз
Встретились, придя в наш класс.
Учитель: А сейчас, ребята, я задам вам несколько вопросов.
Учитель: Что мы делаем с помощью букв?
Ученик: Обозначаем звуки, читаем и пишем.
Учитель: Что делаем со звуками?
Ученик: Слышим и произносим.
Учитель: А какие бывают звуки?
Ученик: звуки бывают гласные, согласные и звуки, которые не обозначают звуков.
Учитель: Молодцы, ребята. А теперь покажите свои знания звуков.
Игра – 1 (со всеми в зале)
-А сейчас проверим, умеете ли вы распознавать гласные и согласные звуки. Если слово начинается с гласного звука, то вы хлопаете руками над головой, если услышите в начале слова согласный, то топните ногой.
Утюг, окно, мост, стол, школа, урок, книга, лошадь, ириски, апельсин, карандаш, жук.
Игра – 2
Пока мы упражнялись, жук-буквоед подъел буквы. Давайте восстановим их.
(И, М, Б, Я, Ю)
А знаете ли вы наш алфавит? (песенка)
Учитель: А ребята 1 «Б» класса приготовили для нас частушки! Встречаем ребят.
Мы собрали пап и мам,
В класс не для потехи,
Мы сейчас отрапортуем
Про свои успехи!
Ёлочки-сосёночки,
Колкие, зелёные,
Все ребята-первоклашки
В свой Букварь влюблённые!
Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в букваре
Кончились странички!
Все мы буквы изучили,
Что ж нам дожидаться,
С Наткой в ЗАГСе мы теперь
Сможем расписаться!
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться
Буду очень я стараться,
Все мне, братцы, по плечу.
Только в школу подниматься
Рано утром не хочу!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И по всюду славятся.
С этой книжкой – самой первой –
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
Учитель: А сколько интересного и необычного ребята узнавали на уроках чтения, когда буквы, соединяясь друг с другом, открывали им мир слов. Об этом расскажут цченики
1 «В»класса
Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
В азбуке у Насти,
Точно на параде,-
Гласные, согласные –
Стояли буквы разные,
Но не вместе в строчке,
А поодиночке.
Говорить они пытались:
И жужжали, и шептались.
Но о чем – пойми, попробуй.
Буква М мычит коровой,
Буква А сказала: «А»?
- Что ты хочешь, буква А?
Но в ответ мне буква а
Тоже спрашивает: «А»?
Вот еще досада!
Что им, буквам, надо?!
Но когда в тетради
Встретились у Насти
Буква А и Буква М,
Всё понятно стало всем.
Буквы рядом –
Ровно, прямо
Встали, честь по чести,
И сказали дружно:
- Ма-ма!
Вот что значит – вместе!
И теперь у нашей Насти
Разговор идёт в тетради:
В каждом слове –
Там и тут –
Буквы дружные живут.
Мы простимся с «Азбукой»
И рукой помашем
И спасибо 10 раз.
Дружно хором скажем.
Ведущий: Ребята, давайте, все вместе скажем спасибо нашей Азбуке!
А можно ли составить слова без гласных?
Игра – 3.
Ведущий: Ребята, послушайте задание и угадайте слова! (Читают условие ученики 1»В»)
Всех нас знает каждый,
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня – ну и ну!
Все они сбежали.
(БРБН, СТРТ, СТКН, РССД, МРК, ПРТ, СХР, КРНДШ)
Игра – 4
Ведущий: Среди слов найдите предметы, которые нужны в школе:
ОВРУЧКАК ручка
МРАНЕЦНС ранец
ТЕТРАДЬБ тетрадь
РУКПЕНАЛ пенал
ОЛАСТИКМ ластик
ПАЛЬБОМГ альбом
ФИЗМИНУТКА
Игра – 5. Ребята, а задам вам вопросы, а постарайтесь правильно ответить на них.
ВЕДУЩИЙ. Сколько букв в русском алфавите?
РЕБЯТА. 33.
ВЕДУЩИЙ. Сколько среди них гласных?
РЕБЯТА. 10!
ВЕДУЩИЙ. С каких букв слова никогда не начинаются?
РЕБЯТА. С мягкого и твердого знаков.
ВЕДУЩИЙ. Интересно, знаете ли вы, какая буква ходит, раздув щеки?
РЕБЯТА. Буква Ф.
ВЕДУЩИЙ. А какие буквы похожи на гребешок или расческу?
РЕБЯТА. Ш, Щ, Е.
ВЕДУЩИЙ. Верно. А какая среди этих красавиц русского алфавита ходит на цыпочках?
РЕБЯТА. Буква Д.
ВЕДУЩИЙ. Точно. Может, вы сумеете ответить, какая буква ходит с палочкой как старушка?
РЕБЯТА. Буква Ы.
ВЕДУЩИЙ. А у какой буквы глаза вылезли на лоб?
РЕБЯТА. Ё!
ВЕДУЩИЙ. Правильно! Кто видел колесо, тот сумеет назвать похожую на него букву.
Ребята. О
На сцену приглашаем 1 «Г»
В день осенний, в день чудесный
Мы в поход не зря ушли.
Было очень интересно
На страницах «АЗБУКИ».
Был наш путь не очень долгим –
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам, строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прошли!
Тот, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Прощай, родная Азбука,
Учебник первый мой.
Три четверти дружили,
Играли мы с тобой.
Учили раньше буквы,
Слагали их в слога
И складывали лесенкой
Весёлые слова.
С тобою пели песни,
Водили хоровод.
И от тебя узнали
Про сказочный народ.
О колобке и репке,
О курочке и дедке,
Про шалунишку Мишку,
Капризную мартышку.
Спасибо чудо, «Азбука»,
Наставник первый мой!
Пусть правила ученые
Останутся со мной.
Теперь могу читать
Любые книги я.
И этому так рады:
Соседи и семья.
Закончена «Азбука».
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!
Ведущий: Дорогие первоклассники! В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Мы от всей души поздравляем вас и вручаем вам эти свидетельства «Знатоки Азбуки».(Свидетельства вручаются учителям)
– мы еще раз поздравляем вас и желаем вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.
Спасибо, Азбука, за всё,
Что сделала для нас!
За слово первое твоё, за стих,
За первый твой рассказ.
Нас научила ты читать, писать,
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от «А» до «Я»,
И с нами будешь ты всегда!
Ведущий: А теперь давайте встретим наш новый учебник «Литературное чтение»
Здравствуй, гостья дорогая!
Приходи сюда скорей!
Расскажи нам про Россию,
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете,
Расскажи про всё на свете!
Рады мы с тобой дружить!
Будем дружбой дорожить!
Ведущий: Давайте покажем, как мы знаем сказки.
К нам пришли телеграммы от сказочных героев, узнайте их (задания даются по классам).
А теперь правильно назовите название сказки ( по классам)
«Литературное чтение» очень довольно вашими знаниями
Для торжественного посвящения первоклассников в юные читатели прошу первоклассников встать.
Обещайте, бережно относится к каждому учебнику, каждой книге.
Обещайте подружиться с книгой.
Обещайте стать активными читателями нашей библиотеки.