Прощание с азбукой
Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые родители!
Мы сегодня собрались на замечательный праздник «Прощание с азбукой».
Все дети научились читать, и сегодня мы прощаемся с первым, полюбившимся нам учебником «Моя любимая азбука».
Монтаж 1
Ляшенко
1. Уже земля сменила платье,
Надела вешний свой наряд.
Сегодня праздник! Школьный праздник
Для всех читающих ребят.
Фейзуллаева
2. Смех и слезы, радость и печаль
За год довелось нам испытывать,
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко теперь читать.
А помогла нам в этом наша первая книга
Все: «Моя любимая азбука»
Павлова
3. Было у всех желанье -
Научиться скорее читать.
А с чего начинали ребята,
Мы хотим вам сейчас рассказать.
Лемешко
4. Звуки свистели и звуки шипели,
Гласные громко песенки пели.
Составляли предложенье,
Находили ударенье.
Учитель: Когда 1 сентября вы переступили порог нашего класса, то у каждого из вас на парте лежала Азбука.
Тогда для вас это была новая, незнакомая книга. Вы с интересом открыли ее, изучали каждую страничку!
А сегодня вы можете сказать, что прочитали все страницы: рассказы, стихи, сказки.
А самое главное с помощью Азбуки, вы выучили и узнали буквы. Давайте их вспомним.
Монтаж 2
Тананыкина
1. Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Ионанова
2. В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Колокольцев
3. Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе волшебные края
Открыли путь
Все: «от А до Я».
Учитель: Праздник начался, а самой главной гостьи – Азбуки – нет. Ребята, давайте ее позовем.
Все: Азбука! Азбука! Мы ждем тебя!
Учитель: Не идёт. Давайте позовем ее по-другому. Пусть буквы встанут так, чтобы получилось слово «азбука», а мы все громко захлопаем после этого в ладоши.
(Под музыку входит Азбука – девочка в костюме)
Карапетова
Азбука: Учились все по мне всегда.
Я книга ваша – азбука.
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про реки, звезды и моря –
Не обойтись вам без меня.
С вами очень подружиться
Мне хотелось с первых дней,
Чтоб могли вы научиться
Книжки все читать скорей.
Я – учитель и помощник,
Первая ступень в пути.
Много книг прочтете в жизни,
Так смелей теперь иди!
Для учебника награда –
Чтобы помнили тебя,
Внукам с гордостью сказали:
«Это Азбука моя»
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры,
Водолазы и актеры,
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Учитель: Сегодня мы отправимся в веселое путешествие по стране «Азбука», побываем на самых интересных страницах.
Азбука: Буквы, в порядке алфавита стройся!
Алфавит, от А до Я, равнение на Азбуку! Смирно!
Гласные!
Все: здесь!
Азбука: Согласные!
Все: здесь!
Азбука: буквы, которые не обозначают звуков!
Все: ь и ъ: здесь!
Азбука: Буквы строго встали вряд,
Будто по линейке,
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри,
Ну, а вы теперь сумейте
Повторить все 33!
Буквы:
Тананыкина:
А. Буква А, буква А,
Алфавита голова,
Знает Вова, знает Света
А похожа на ракету
Колокольцев:
Б. Буква Б проснулась рано,
Буква Б бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Ушакова:
В – «В» кругла, она важна.
«В» для многих слов нужна.
Для ведерка и волны, ветра, волка и весны.
Букву «В» за «А» вписав, появилось слово «Ав».
Ляшенко:
Г. Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу, и в кочергу
Превратить я Г могу.
Язев:
Д - буква «Д», как будто дом
Кто ж играет в доме том?
Дятел дырочку долбит,
Дрозд на дудочке дудит.
Буква «Д» за нею «А»
Написали слово «Да».
Фейзуллаева:
Е. На дворе – какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась!
Ионанова:
Ё. Е и Ё – родные сёстры,
Различить сестёр непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Лемешко:
Ж. Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп соломы на меже
Превратится в букву Ж.
Белугин:
З – буква «З»– два завитка,
Два разорванных кружка.
Это буковка звенит,
Ярким золото горит.
Лебедев:
Н, И – «И» надела поясок, «Н» надела поясок,
Буква «Н» надела ровно, буква «И» наискосок.
Ты ей шляпку подари
Станет краткой буква «И».
Конечный:
К. Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он, как буква К.
Белиенко:
Л – Буква Л ногой качала
Ложку липкую лизала,
Этой букве будет рад
Лёд, лимон и лимонад.
Баранник:
М – Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я – это мы!»,
А между тем получили букву «М».
Хочешь мама написать, то нужно «Ма» два раза взять.
Попытайленко:
О – Посмотри на колесо -
И увидишь букву О.
Мохаммад:
П – Что за буква словно мостик?
Это «П» пришло к нам в гости.
«П» поможет написать:
Пушка, пап, Петя, пять.
«П» возьми и «Л» и «И»,
А теперь командуй: «Пли».
Рухадзе:
Р – «Р» похожа на флажок:
Палочка на ней кружок.
Буква «Р» нужна для слов:
Рак, ромашка, рыба, ров.
Шубкин:
С, Э – Буква «Э» на «С» дивится,
Словно в зеркало глядится!
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Комлев:
Т. Молоток стучит “Тук-тук ”,
Букве Т я старый друг.
Белугин:
У – «Ой!» – сказала буква «У»,
«Ой!» Держите! Упаду!
Кто-то сделал на беду
Кривобокой букву У.
Знает бык лишь «М» и «У» и кричит свирепо «Му».
Павлова:
Ф. - Все мы знаем без подсказки:
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас.
Конечный:
Х. Буква Х всё ходит, ходит,
Места словно не находит.
Лебедев:
Ц, Щ – вот какие «Щ» и «Ц»
С коготочком на конце.
Коготок-царапка -
Как кошачья лапка.
Попытайленко:
Ч – Буква «Ч» танцует с нами,
Будто стульчик вверх ногами.
Встали к букве в хоровод
Чик и Чук и черный кот.
Голтвенко:
Ш – «Ш» шептала и шипела
«Ш» слова писать хотела
Шут, шарманка, Шапокляк,
Шоколадка, шарик, шмяк.
Язев:
Ь, ъ – Буква «Р» перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Хвост вверху нарисовала,
Тотчас твердым знаком стала.
Мохаммад:
Ы. Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо!
Получилась буква Ы,
Все мы знать её должны!
Конечная:
Ю – Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква «Ю».
Комлев:
Я – Эту буква, как тебя
Называют буквой «Я».
«Я» кончает алфавит,
Тихо после всех стоит.
Азбука: Вот и Азбуку прочли, полный курс наук прошли.
И теперь без передышки мы прочтем любые книжки.
Учитель: В самом деле?
Азбука:
Нет вопросов.
Михалков, Маршак и Носов.
Заходер, Барто, Чуковский
Лев Кассиль и Лев Толстой.
Пушкин, Лермонтов …
Учитель: Постой! Перечислить всех нельзя!
Все: Наши вы теперь друзья!
Азбука: Я не могу продолжать праздник без своих помощников.
Учитель: А кто они?
Азбука: Сейчас увидите.
Эй, помощники, друзья, выходите все сюда.
(Выходят карандаш, ручка, тетрадь и вместе говорят)
Вместе - Добрый день, дорогие ребята и гости!
Шубкин
Карандаш: Я – другой приятель ваш –
Проворный черный карандаш.
В тетрадях палочек ряды –
Мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее,
Тем палочки ровнее.
Белиенко
Ручка: Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет,
Сколько он хороших слов
Написать сумеет.
Баранник
Тетрадь: У меня обложка синяя
На любой странице линии,
Чтоб помочь ученику.
Ровно вывести строку.
Вместе - Загадаем вам загадки,
Отгадайте их, ребятки.
Шубкин
Карандаш: Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Правильно, это –книга – источник знаний.
Баранник
Тетрадь: Черный Ивашка, деревянная рубашка
Где носом поведет, там дорогу проведет. (Карандаш)
Шубкин
Карандаш: Верно! Это я – приятель ваш
Проворный, черный карандаш.
Белиенко
Ручка: Черные, кривые,
От рожденья, все немые,
Станут в ряд –
Сейчас заговорят. (Буквы)
Учитель: Молодцы! Вы, ребята, справились с загадками. И, наверное, хотите немного отдохнуть.
Давайте вместе поиграем в игру на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете отвечать на них словами «Это я, это я, это все мои друзья», если это необходимо, а если не подходят эти слова, то нужно молчать.
- Кто из вас любит сказки?
- Кто здесь мастер на все руки?
- Кто одежду бережет,
Под кровать ее кладет?
- Вещи кто хранит в порядке -
Ручки, книжки и тетрадки?
- Кто рвёт книжки и тетрадки?
- Кто из вас благодарит,
И спасибо говорит?
- Поднимите руки, дети,
Кто слова не знает эти?
Учитель: Да, ребята, буквы вы все выучили хорошо. А давайте вспомним наши уроки: как говорили о звуках и буквах, учились складывать их в слоги, слоги в слова, а слова в предложения.
Монтаж 3
Конечная
1. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Фейзуллаева
2. Ель, топор, лопата, руки.
В каждом слове слышишь звуки.
Звуки эти разные – гласные, согласные.
Голтвенко
3. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ушакова
4. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Рухадзе
5. С С С – змеиный слышен свист,
Ш Ш Ш – шуршит опавший лист,.
Ж Ж Ж – шмели в лесу жужжат,
Р Р Р - моторы тарахтят.
Тананыкина
6. Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог
МА и ША, а вместе Маша.
К нам явилась на урок.
Белугин
7. Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, читать
И постепенно, понемногу
Мы научились все считать.
Учитель: Ребята, с помощью Азбуки вы научились читать. Теперь ни одна загадка не останется для вас неразгаданной. На все вопросы вы сможете найти ответы в книгах. Теперь книги стали вашими друзьями.
А теперь давайте поиграем в «Угадайку». Согласны? Тогда слушайте условия. Я буду читать стихи о ваших любимых героях. Как только я остановлюсь, вы должны будете хором назвать героя. После этого надо, тихо сесть. Итак, приготовились!
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор … (Айболит)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-Луковка знаком.
Очень просто и не длинно
Он зовется … (Чипполино)
3.Он весел и не злобен
Этот милый чудачёк.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мед особый нюх,
Это плюшевый проказник,
Медвежонок ... (Винни-Пух)
Он дружок зверям и детям,
Он - живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка
Он зовется … (Чебурашка)
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил
Догадайтесь? Это Гена,
Это Гена … (Крокодил)
Учитель: Раньше Карлсон и Мальвина,.
Айболит и Буратино
Приглашали вас играть …
Стрельцов
Буратино: Ой-ой, кто тут меня вспоминает? Как здесь много мальчиков и девочек. Сегодня я продал свою «Азбуку» и на вырученные деньги купил билет в театр. Я не хочу учиться в школе. Мне жаль папу Карло: не понимаю, зачем ему надо, чтобы я учился? Ведь можно и так прожить.
Учитель: Ребята, давайте попробуем объяснить Буратино, зачем нужно учиться, и для чего нужна «Азбука».
Стрельцов
Буратино: Ну и оставайтесь здесь учиться, а я лучше пойду в театр. Вот мой билет.
Учитель: Покажи-ка свой билет. Здесь что-то написано … Возьми билет и прочти на нем, что надо сделать, чтобы попасть в театр.
Стрельцов
Буратино: Как же мне быть? Я ведь не умею читать!
Учитель: Ребята, давайте, поможем Буратино. Кто прочтет, что написано на билете?
Выполни задания. Первое: спой песню о школе.
Стрельцов
Буратино: Как же мне не везет! Я же не учусь в школе и песню эту не знаю.
Учитель: Ребята, давайте выручим Буратино. И споем песню.
( Поют песню «Учат в школе»)
Учитель: Ребята, кто прочтет второе задание?
Щука в озере плыла,
Червячка сняла с крючка.
Наварила щука щей,
Пригласила пять ершей.
Щи у щуки хороши.
Сколько рыбок ели щи?
Буратино: Как же мне быть? Ведь я считать не умею. Помогите мне, ребята!
(6 рыбок)
На диване у Танюши
Примастилися игрушки:
Пять матрешек, Буратино
И веселый Чипполино
Помоги Танюшке
Сосчитать игрушки.
(7 игрушек)
У пенёчков пять грибочков
И под елкой три
Сколько будет всех грибочков,
Ну – ка, посмотри!
(8 грибочков)
Стрельцов
Буратино: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли, и я тоже захотел учиться. Как я рад!
Кто не знает Буратино?
Нос мой острый,
Нос мой длинный!
Вот работу я задам
Деревянным башмакам!
Очинева
Мальвина: Добрый день! Как здесь много мальчиков! Интересно, кто занимается их воспитанием? Это ведь очень трудное дело! Вот мне недавно пришлось заняться воспитанием одного мальчика. Он был совершенно невоспитанным ребенком. Знаете, он сидел подогнув под себя ногу. Чай он пил прямо из чайника, в вазу с вареньем залезал пальцами и потом с удовольствием их облизывал. Кроме того, этот мальчик …
Стрельцов
Буратино: Хорошо – хорошо! Я согласен. Хочу, как ребята, ходить в школу, хочу научиться читать, писать и считать.
Очинева
Мальвина: Вам спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Стрельцов
Буратино: Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!
Ведущий: Ну, что, ребята, дальше по лестнице знаний поведёт нас книга – Литературное чтение. Она научит нас быть честными, смелыми, добрыми. Успехов вам в учёбе!
Азбука: Ребята, я пришла ни одна. Я к вам привела свою старинную подругу книгу для чтения «Литературное чтение».
Павлова
Книга: очень рада встрече с вами!
Мне солнце подарило капельки свои,
Чтоб я их превратила в буквы и значки
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И домчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых? –
Все края тебе раскрыты
На страницах этих книг.
Встреча с вами – мне награда.
Как, друзья, вам всем я рада.
Азбука: И в десять лет, и в шесть, и впять
Как хорошо уметь читать!
Всё вызывает интерес.
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, птицы, пляски,
Все прочитаем в жизни сказки.
Учитель: Нужна лишь книга на столе
Да мир в семье и на земле!
( Учитель поздравляет учеников с окончанием обучения по Азбуке,
вручает грамоты и медальки )
Учитель: А теперь, ребята, давайте хором, дружно споём песню про Азбуку.
13