«Зимний фестиваль знаний 2025»

Развитие одаренности учащихся в условиях современной образовательной среды

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Развитие одаренности учащихся

в условиях современной образовательной среды.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

  1. Одарённые дети в системе всеобщего образования



Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Развитие системы работы с одарёнными учащимися – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Создание педагогом оптимальных условий по развитию коммуникативных действий обеспечивает талантливым и одарённым школьникам социальную компетентность и успешную интеграцию в группу сверстников, позволяет им строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Образовательному учреждению необходимо обеспечить также гармоничное развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий талантливых и одарённых детей для их успешной адаптации в обществе и самореализации в соответствие с требованиями ФГОС 2-го поколения.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Существуют две крайние точки зрения:








Специфика одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):

  1. детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества;

  2. под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.п. может происходить угасание признаков детской одарённости;

  3. обученность, являющуюся результатом благоприятных условий жизни данного ребёнка, зачастую трудно отличить от проявления детской одарённости.

Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. Самые замечательные способности ученика не являются прямым достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одарённости, проявляемые в детском возрасте, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут исчезнуть. Учёт этого обстоятельства важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Одарённые дети в своём развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одарённым детям.

Под понятием «скрытая одарённость» принято понимать одарённость, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребёнка или подростка и не является очевидной для тех, кто окружает школьника. Более того, дети, обладающие такого рода одарённостью, часто бывают просто неуспевающими. Так, П. Торранс сообщает драматические цифры, согласно которым 30% детей, отчисляемых из школ на неуспеваемость, составляют одарённые. Один из наиболее известных примеров А.Энштейн, в 15 лет исключённый из гимназии.

Образовательная среда школы должна быть адаптированна к образовательным потребностям одарённых детей за счёт следующих факторов: подборка оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития; психолого-педагогической, правовой, социальной поддержки обучающихся; свободного профиля, уровня, вида творческого труда, комфортности окружающей среды.



  1. Принципы и методы выявления одарённых детей


Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг. Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) экспертная оценка продуктов деятельности детей; при этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка);

6) многократность и многоэтапность обследования;

7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;

8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;

10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики,

оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.



  1. Направления работы с одарёнными детьми в сфере образования


Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно считаться центральной задачей личностного развития.

Так, в качестве приоритетных целей обучения могут быть выделены следующие:

  • развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

  • создание условий для развития творческой личности;

  • развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

  • обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровняобусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

При обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.


















Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др.

  1. Модель работы с одарёнными (мотивированными) учащимися в начальной школе.


На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы. При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому педагог в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одарённых (мотивированных) учащихся, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;

  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых (мотивированных) учащихся;

  • формировать у одарённых (мотивированных) младших школьников и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Данная модель ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых (мотивированных) учащихся, повышение социального статуса творческой личности. Модель направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.


Задачи:

  • выявить одаренных (мотивированных) учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

  • формировать у учащихся умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения;

  • создавать условия одаренным (мотивированным) учащимся для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой, творческой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

  • развивать исследовательскую позицию учащегося, поддерживать активность учащихся.


Принципы работы педагога с одаренными (мотивированными) учащимися:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


Основные направления реализации модели работы:

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагога;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми:

- предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).


Главные принципы реализации программы:

  • непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания;

  • гуманизм в межличностных отношениях;

  • научность и интегративность;

  • индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;

  • применение принципов развивающего обучения;

  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.


Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

  • интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;

  • задания с отсроченным вопросом;

  • интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

  • задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

  • решение частично-поисковых задач разного уровня;

  • творческие задания.

Например, задания - разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.


Направления деятельности:

  • организация и проведение групповых занятий и индивидуальной работы с одаренными детьми;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, всероссийского уровня;

  • проведение массовых мероприятий;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.


Формы работы с одаренными учащимися:

  • объединения дополнительного образования;

  • внеурочная деятельность;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы и конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах.


Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;

  • повышать профессиональное мастерство;

  • посещать занятия других педагогов;

  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

  • проводить открытые занятия;

  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.


Работа с родителями:

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении «Умники и умницы».

  

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;

  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

  • сформировать банк данных «Одарённые дети».


Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.


Прогнозируемые результаты:

  • повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

  • призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня.

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся;


Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  • определять учебную задачу;

  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • владеть своим вниманием;

  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;

  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее