«Тёркин - кто же он такой?» по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».
Урок проведён в 7 классе
Цели урока:
1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль произведений Твардовского в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;
2)совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; развивать навыки актёрского мастерства;
3) вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.
Оформление доски: эпиграфы к уроку, портрет А. Твардовского, иллюстрации к поэме; фотография “Памятник автору и его герою в Смоленске” проецируется на экран
Оборудование: диапроектор, магнитофон.
Ход урока.
Слайд№1
Слово учителя.
Мы все знаем знаменитую поэму А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» (подробно вы будете изучать ее только в 8 классе, но нам хотелось бы познакомить вас с героем именно сейчас). Тема Великой Отечественной войны вам не нова. Мы не устаём обращаться к ней на уроках литературы. И, говоря о военной лирике, мы в первую очередь называли имена К.Симонова и А.Твардовского.
Слайд№2
Чтение эпиграфа к уроку: Поэма “Василий Тёркин”- это лучшее из всего написанного о войне на войне” К. Симонов.
Василий Тёркин- персонаж вымышленный, но по истине народный, его знает вся страна.
Слайд№3
Слайд№4
Слайд№5
Слайд№6
Демонстрация слайдов с фотографиями военных лет.
Поэма Александра Твардовского "Василий Теркин" с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.
В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. "Книга про бойца" — это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя..." Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит:
В чем-то я его богаче, —
Я ступал в тот след горячий,
Я там был. Я жил тогда...
Слово учителя: а сейчас у нас пройдет конкурсное чтение отрывка из поэмы «Василий Теркин»
Дети читают отрывки, и все вместе выбираем троих лучших учеников
Слайд№7
В центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: "Был рассеян я частично, А частично истреблен... Но, однако, жив вояка".
Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская "пропаганда" , но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.
Слайд №8
Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"; вот он ест "со смаком" солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись "одной шинелькой"
Слайд№9
Учитель. Василий Теркин стал любимейшим героем. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем.
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, —
В бой, вперед, в огонь кромешный,
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.
Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя.
Работа с учебником : стр.185-191
Слайд№10
Итоги
Дом.зад.