Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема: Второстепенные члены предложения.
Учебно-воспитательные цели:
Образовательная: способствовать формированию знаний и у учащихся о второстепенных, умениям полного синтаксического разбора;
Развивающая: способствовать развитию памяти, логического мышления учащихся, умений анализировать, находить главное.
Воспитательная: продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности, культуры речи.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, практический
Оборудование, наглядные пособия: доска, учебник, карточки
Форма организации учебных занятий, применяемые на уроке: опрос, самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа учащихся
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
3.Опрос домашнего задания – упражнение 200 стр.63 – фронтальный опрос.
4. Актуализация знаний учащихся (синтаксический разбор – карточки).
5. Изучение нового материала.
Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены.
Второстепенные члены предложения – это дополнение, определение, обстоятельство.
Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.
Дополнение обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже.
Мы дорожим дружбой.
Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой?чей? и обозначает признак предмета. Определение обычно выражается именем прилагательным.
Из белого яйца проклюнулся желтый цыпленок.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где?куда?откуда?когда?как? Обстоятельства обозначают место, время, способ, цель действия.
Обстоятельство обычно выражается наречием и существительным в косвенном падеже.
Осторожно ветер из калитки вышел.
6. Закрепление нового материала.
Упражнение 214
1.Осенью деревья сбрасывают листья. 2.Я нарисую солнце и приклею к форточке. Пусть сияет на окне людям. 3. Долго дождик шептал что-то деревьям. 4. Ласточка поранила крыло и не улетела вместе со стаей ласточек в теплые края. 5.Дюймовочка принесла ласточке в теплые края. 6. Ночью на крыше присели отдохнуть веселые облака и свесили белые ножки. 7.Громко поют птицы о лете.
Упражнение 243
Вот однажды я, как всегда, пришел домой, сел на кровать и стал потихоньку наигрывать на дудочке какую-то песенку.
И вдруг из угла, из дырки на стене, осторожно, потихоньку вышла маленькая мышка. Выбежала она на самую середину комнаты, умыла себе мордочку передними лапками, потом сложила лапки на животик и стала меня слушать.
Долго я играл в тот вечер. Я сыграл мышке все песенки, все танцы и марши, какие только знал. А маленькая мышка внимательно меня слушала.
Задание для одаренных – составить предложение по схеме ~~~~~ _______ ====== _._._._
Задание для слабоуспевающих – составить простое предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое в нем.
7. Домашнее задание - упражнение 232 стр.73.
Вторые сутки идет дождь. Он льет мелкими струйками. Холодный ветер разносит семена деревьев. Осина расцветилась золотыми листьями. Ветер сбрасывает и это осеннее убранство. Целыми стаями улетают на юг птицы. На улице холодно, лучше сидеть дома в уютной комнате.
Выучить правило.
8. Завершение урока. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Комментирование. Рефлексия.