Некоммерческий фонд
«Детский епархиальный образовательный центр»
Учебный филиал «Жигулёвский»
(НФ «ДЕОЦ» УФ «Жигулёвский»)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС «ПРАВОСЛАВНЫЙ УЧИТЕЛЬ»
Номинация конкурса:
«Лучшее занятие по основам православной культуры для образовательных организаций с православным компонентом»
Тема занятия:
«Моя семья – родной очаг»
Разработчик: Алмин Кирилл Игоревич,
педагог дополнительного образования
Самара, 2019
Занятие разработано на основе образовательного курса по духовно-нравственному воспитанию «Древо православия», программа «Ростки православия» рассчитана на 3 года обучения, 72 часа в год.
Возраст обучающихся: 7-10 лет.
Место данного занятия в программе: № раздела – 26; № урока – 4.1
Вид занятия: комплексное.
Время, отведенное на занятие: 2 часа.
Цели занятия: показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека; становление нравственных представлений обучающих о внутрисемейных отношениях.
Задачи занятия:
Обучающие:
- познакомить с понятиями: «семья», «родной очаг», «родословная человека»;
- приобщить обучающих к истории, культурному наследию нашей Родины на примере жития святого благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев, а также на примере царя Николая 2 и его Августейшей семьи;
Воспитательные:
- сформировать нравственный долг перед родителями;
- определить долю детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;
- способствовать формированию понимания значимости семьи;
- воспитать любовь и уважение к своей семье;
- совершенствовать семейные отношения и сотрудничество внутри семьи.
Развивающие:
- развить способности коммуникативного общения;
- развить умение рассуждать
- развить положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой.
Предварительная подготовка к занятию обучающих, их родителей: рисунки детей, разучивание дома стихотворений, подготовка рассказа о Петре и Февронии Муромских.
Оборудование на занятии: ноутбук, экран или телевизор для показа презентации и видео.
Дидактические материалы: карточки с заданиями №1 и №2 в парах; плакат в виде домика из брёвен, на которых написаны слова, для размещения на доске; небольшие открытки на память об уроке.
План занятия с хронометражем:
I. Ориентировочно-мотивационный этап 3 минуты
1. Приветствие.
2. Организация обучающих на занятии. Объявление темы урока.
II. Операционно-исполнительный этап 7 минут
1. Выявление уже существующих знаний обучающихся
III. Основной этап занятия. 30 минут
1. Изучение нового материала
2. Выставка рисунков обучающихся. Рассказ детей по свои рисунки.
3. Работа в группах над решением заданий по карточкам.
Перемена 10 минут
IV. Закрепление изученного материала. 25 минут
1. Беседа с обучающимися на тему «Роль каждого человека в своей малой церкви»
2. Просмотр короткометражного фильма на тему «Семья». Вопросы и ответы к фильму, комментарии.
V. Обобщение. Итог занятия. 15 минут
Итого времени на занятие – 2 урока по 40 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организация обучающих на занятии.
Приветствие. Общая молитва.
II. Актуализация знаний детей по теме урока. Операционно-исполнительный этап. Выявление знаний по данной теме, что такое «семья», «очаг», изучение накопленных сведений о житии Петра и Февронии Муромских.
Слайд 1. Титульный лист.
Педагог дополнительного образования (ПДО): Ребята, прочитайте тему нашего занятия на экране. Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Как вы понимаете выражение «родной очаг»?
(Обучающиеся рассуждают. Педагог наводящими вопросами подводит обучающихся к пониманию терминологического оборота «Родной очаг», который представляется как родной дом, где мы родились и выросли, где находятся «корни» каждого из нас, где всегда нам рады и всегда ждут. Учащиеся приходят к выводу, что родной очаг - это место, где можно согреться у родного очага и быть обогретым теплом своей семьи. Родной очаг - то же, что и родной дом, в котором вы родились и жили).
Слайд 2. ПДО:
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова написано, что «ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня». Первобытный человек ценил очаг больше всего. Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение «родной очаг» осталось.
- Что такое же такое « семья»?
(Обучающиеся подбирают формулировки, а педагог обобщает или даёт возможность обобщить детям: «Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас»).
Слайд 3. ПДО:
- У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.
– Ребята, кто может сформулировать, что же такое семья? (Обучающиеся пытаются сформулировать, а педагог помогает: «Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например, мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья»).
III. Основной этап занятия.
ПДО: – Сотворив человека, Господь говорит: не хорошо быть человеку одному (Быт 2, 18). Бог сотворил первому человеку жену. Так на заре истории человечества был установлен особый жизненный союз – семья. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1,28).
– Семью нередко называют еще малой церковью, потому что семья – это часть и образ Церкви Вселенской. Почему? Как Вы думаете?
(Обучающиеся рассуждают).
Слайд 4. ПДО:
– Православный брак имеет великое значение, он венчается во образ союза Христа и Церкви. Как пишет апостол Павел: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела».
– Муж в христианском браке – это образ Христа, жена – Церкви. В Таинстве венчания супругам дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей.
– В семье, как в малой Церкви, люди также собрались, чтобы любить друг друга и спасаться. Мы знаем, что один в поле не воин, путешествие всегда легче, если есть хорошие попутчики. Дело спорится, когда его делают несколько дружных его участников. Христианину даны две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к людям. Для семейного человека эти заповеди в первую очередь нужно исполнять в семье. Молясь друг за друга, нося тяготы друг друга, смиряясь, мы спасаемся.
Слайд 5. ПДО:
– Семья не только образ Церкви, но и образ приходской общины, где муж, отец – это священник малой Церкви, жена, мать — его помощница, образ диакона, а их дети – паства, прихожане этой Церкви.
Семья – это величайшая ценность, дар, который дал нам Бог. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока.
Ребята, давайте сейчас заглянем в гости в одну семью. Обратите внимание на нашу выставку рисунков, посвященных своей семье. Кто желает выйти и рассказать о своей семье. (Рассказ ученика о своей семье, по желанию).
Слайд 6. ПДО:
– Кто знает из Вас, ребята, о Святых Петре и Февронии Муромских? (Ребята говорят, что знают, а педагог вычленяет правильную информацию и систематизирует ее). В Русской Православной Церкви есть большой сонм святых. Святые Петр и Феврония Муромские играют особую роль. Их жизнь – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться, актуальны и по сей день, – они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы всем, кто пытается строить свои отношения с близким человеком. Неслучайно, что именно в день памяти Петра и Февронии, 8 июля, отмечается всероссийский День семьи, любви и верности.
С древних времен святые Петр и Феврония считаются покровителями семьи и брака. Им молятся о добром воспитании детей. И это не случайно, их житие свидетельствует о любви и верности, терпении и мудрости. Петр и Феврония Муромские были верны друг другу не только до гроба, но и после своей смерти и перехода в жизнь вечную!
– Некоторым ребятам я дал задание заранее подготовить рассказы о Петре и Февронии. И сейчас нам расскажут о житии этих святых.
(Подготовившиеся заранее к этому занятию обучающиеся продолжают). Учащиеся: – Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы бояре умолили князя, вернулся назад вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня (по новому стилю), приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества).
ПДО:
- Ребята, давайте сейчас с вами послушаем внимательно красивую песню о Петре и Февронии. Внимание на экран.
Просмотр видео на тему
«О счастье семейном молятся по всей православной России».
Слайд 7. ПДО:
– История любого государства складывается из множества его правителей и их семейных историй. Ни в одной семье в истории Российского государства не отразилась такая трагическая судьба, как в семье последнего Российского императора Николая II. Наше занятие называется «Моя семья – родной очаг» и в связи с этим хочется привести в качестве примера и рассказать об Августейшей семье Николая Второго и о нравственности детей императора Николая II и его супруги-императрицы Александры Фёдоровны.
– Скажите, кто из Вас что-нибудь знает об императоре Николая II?
(ПДО отмечает правильные ответы, правит их и систематизирует информацию).
ПДО:
- Будущий император Николая II на протяжении пяти лет смиренно ждал воли Божьей на брак с Александрой Фёдоровной. В императорской семье родилась первая дочь — Ольга, за ней родилась Татьяна, Мария и Анастасия. Но, в семье очень ждали наследника. Долгожданный наследник Российского Престола родился в Петергофе через год после посещения Царской Семьи Сарова – 30 июля 1904 года. Цесаревич Алексей Николаевич и стал пятым ребёнком и единственным, желанным сыном в семье.
Слайд 8. ПДО:
– В каждой семье есть свой фотоальбом, в котором хранятся общие фотографии её членов, фотографии значимых событий. Такой фотоальбом с семейными фотографиями был и в царской семье.
– Ребята, давайте с вами посмотрим фотографии царских детей, чтобы увидеть, чем наполнены их лица?
(Обучающиеся описывают то, что видят на фото, педагог дополняет их ответы).
Зачастую дети изображены на фото вместе со своими горячо любимыми родителями. Мне кажется через фото можно многое узнать, к примеру, настроение людей, можно прочитать в их лицах искрение они или нет, и даже по фотографиям можно узнать быт того времени. Судя по фотографиям, в семье Николая II, где воспитывались царские дети, существовали традиции и уклад благочестивых русских семей, несмотря на титул царской семьи, в ней всегда царила взаимная любовь и согласие всех членов семьи и была удивительная простота в одежде детей и в интерьере комнат. Родители боялись, что роскошь и богатство испортят их детей, поэтому не баловали их.
– Ребята мы с вами просмотрели фотографии царской семьи, давайте попробуем по ним описать какая же была царская семья? (Обучающиеся делают итог и ПДО подводит общий вывод).
– Если говорить о нравственных примерах царских детей, то необходимо выделить следующие качества: глубокая вера в Бога, искреннее послушание своим родителям, постоянная занятость детей делом, серьезное физическое воспитание, привитие нравственных качеств через реальные дела.
– Ребята, скажите, а какие основные характеристики воспитания на Руси, которое основывалось на христианских заповедях? (Обучающиеся предлагают ответы, педагог выделяет грамотные, систематизирует их и обобщает).
«Почитай отца твоего и мать твою; не убивай; не укради; не судите, да не судимы будете и т.д.», – таковыми были главные заповеди. Дети Николая II и Александры Фёдоровны слушались своих родителей не из-за опасения быть наказанными, а из боязни огорчить или обидеть самых дорогих людей на земле – своих родителей.
– Скажите, ребята, какими же самыми важные примерами являются для нас примеры поведения детей царской семьи? Ребята предлагают ответы, педагог отмечает грамотные, систематизирует их и обобщает).
Все нравственные примеры царских детей, их послушание, любовь к своим родителям и друг другу, глубокая вера в Бога и постоянная молитва, – всё это может послужить хорошим примером для вас, так как никогда не нужно забывать заповеди Божии, вечные ценности Человечества.
Царские дети воспитывались на основе христианских заповедях и тем самым росли воспитанными, образованными, вежливыми, послушными и отличались высокими нравственными качествами среди своих сверстников. Обязательной частью духовного развития детей царя и его императрицы были милосердие и сострадание.
Строгость царственных родителей сочеталась с огромной нежностью и любовью к своим детям. Император Николай при любой возможности проводил время с детьми, а они в свою очередь, ценили внимание отца, как вес золота и дорожили этим временем находясь вместе. Семья любила проводить время за чтением книг, особенно любили читать православную литературу. Царь лично читал детям произведения русских классиков, чтобы успокоить их и отвлечь от событий дня. И это тоже показатель бережного отношения к своим детям, к своей семье, осознания своей ответственности за воспитание детей.
Александра Федоровна воспитывала своих дочерей, как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье и при этом всегда говорили о Боге и молились.
Слайд 9.
(Подготовленные заранее к этому занятию обучающиеся: Этим великим людям изначально был приготовлен свыше великий подвиг. Они удостоились мученического венца, потому что до конца своих дней стояли за Христа, за веру и своё Отечество. Мы не знаем, что было бы с Россией, если бы они не принесли себя в жертву. Можно размышлять долго на вопрос: какая была бы судьба России, если династия Романовых продолжалась? Мы, современное поколение не должны забывать те нравственные примеры, которыми жили Николай II и члены его семьи, воспитывая своих детей и в себе самих добродетельные качества).
ПДО: Ребята, образ жизни и житие святых Петра и Февронии Муромских, житие царя Николая II и его семьи подают нам примеры счастливой, праведной, благочестивой семейной жизни. Когда, мы говорим о семье, и когда в будущем вы сами будете создавать свои собственные семьи, никогда не забывайте Петра и Февронии Муромских чудотворцев, а также выстраивайте по типу как было в Августейшей семье Николая II. И всегда молитесь этим святым.
Брак свят, когда любовь супругов помогает им духовно возрастать. Сама семейная жизнь – жизнь малой церкви – и есть путь спасения.
«Мужья, – писал апостол Павел, – любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь…» и далее: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя (Еф. 5:25,28).
Слайд 10. ПДО:
– А сейчас вам в парах предстоит выполнить первое задание: «Закончи пословицу». Пословицы разделены на две части, соедините части правильно.
Когда семья вместе, | а дома лучше. |
В гостях хорошо, | так и душа на месте. |
Дети не в тягость, | не страшна и туча. |
Семья в куче - | а в радость. |
Согласье да лад – | в семье клад. |
Чем богаты, | не рукавом трясти. |
Дом вести – | тем и рады. |
(Правильные ответы:
Когда семья вместе, так и душа на месте.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дети не в тягость, а в радость.
Семья в куче – не страшна и туча.
Согласье да лад – в семье клад.
Чем богаты, тем и рады.
Дом вести – не рукавом трясти.)
ПДО:
– Сколько пословиц мы собрали?
(Обучающиеся отвечают: мы собрали семь пословиц).
ПДО:
- Как вы думаете, почему 7? (Обучающиеся размышляют)
ПДО:
- В слове «семья» есть число 7. Число 7 – необычное, это удивительное число: 7 - цветов радуги; 7 - чудес света; 7 - нот гаммы; 7 - церковных таинств. Ребята, как вы думаете это случайность? Или в этом есть смысл? (Обучающиеся размышляют и отвечают)
Слайд 11. ПДО:
– Переходим ко второму заданию в парах (см. задание №2). Нужно исключить слова из общего списка, «мешающие» семье быть благополучной. Все эти слова представлены у вас на листах.
Уют, спокойствие, здоровье, грубость, любовь, добро, чистота, счастье, ненависть, дружба, согласие, ссора, болезнь, вражда, мир, порядок. |
Перемена
IV этап: Закрепление изученного материала
ПДО: – У каждого в семье должны быть свои обязанности. Ребята, как вы думаете, какие обязанности в семье есть у отца, матери, детей?
(Обучающиеся: отец – глава семейства и он в ответе за каждого члена своей семьи; мама в доме хранительница домашнего очага, следит за порядком в доме; обязанности детей в семье - помогать по дому, заботиться о родителях, бабушках и дедушках, стараться самому обслуживать себя, заботиться о младших братьев и сестрах).
Слайд 12. ПДО
(Рассказывают заранее подготовленные обучающиеся)
1 обучающийся: (Издавна особое место в семье отводится отцу. Все самое важное в доме делалось только с его разрешения. Он сидел во главе семейного стола. Его слово было последним и решающим на семейном совете. Отца и до сих пор величают главой семьи. Когда незнакомые люди входили в дом и спрашивали: «Кто хозяин?», отец отвечал: «Первый – Бог, а потом я». Лишь на первый взгляд, кажется, что быть главой, главным – значит управлять и властвовать по своему усмотрению. На самом же деле глава — это тот, кто думает обо всей семье. Заботится о каждом в отдельности больше, чем о себе самом. Он неустанно трудится, чтобы в доме был достаток. Дети всегда гордились трудолюбием своего отца. Именно отец рассматривался как кормилец. Так было в семье ремесленника и крестьянина, в семье купеческой и дворянской. В большой семье отцу приходилось быть строгим. Он мог и выговорить, и наказать. Народная пословица гласит: «Не тот отец, кто вспоил и вскормил, а тот, что уму-разуму научил». Отца слушались, побаивались, но любили и уважали. На отеческий суд и наказание не обижались, понимая, что оно идет не от зла, а от праведного гнева. Перед ним были все равны. Отца не хотели огорчать. Отец был заступником. Он защищал семейные интересы перед людьми и властью).
2 обучающийся: (Через тысячи поколений прошла бережно хранимая традиция любви и почитания матери. Для каждого сына и дочери мать – самый близкий и любимый человек. «Мама» – это первое слово, которое осознанно произносит младенец. Если отец – глава семьи, то мать – ее душа. Если отец обеспечивает достаток и порядок в доме, то только мать может создать уют, покой и особую теплоту отношений. И в знатных семьях, и в простых, с мамой делили самые сокровенные тайны. К ней бежали в минуты огорчения и душевного волнения. Для детей она утешительница во все годы жизни. От мамы дети получали первые уроки мудрости. Они слышали их в сказках, которые мама не уставала рассказывать и повторять).
3 обучающийся: (У каждого из нас в течение всей жизни складывается образ родной земли – нашего Отечества. Сначала мы запоминаем образ своей малой родины: деревни, села, городской улицы, реки, дороги, ближнего леса и поля).
4 обучающийся: (В мужчинах всегда ценились и ценятся до сих пор такие качества, как верность, стойкость, доброта и благородство в сочетании с мужеством, умение прощать обидчиков, ум и бескорыстие, готовность прийти на помощь другим, выносливость, неприхотливость в быту, трудолюбие, хозяйственность и в то же время наличие высших, духовных интересов. Еще одна характерная черта отца — это немногословие, молчаливость. Служение отца не требует большого количества слов. Здесь каждое дело, каждый жест говорят сами за себя).
ПДО:
- Раскрывая замысел Бога о семье, как Малой Церкви, – Апостол Павел призывает мужа служить своей семье так же, как Христос служит Церкви. Мы можем сказать, что, уподобляясь Христу, отец являет собой образ Отца Небесного, как Иисус Христос, предав Себя за Церковь, явил миру Отчую любовь к человеку. Более того, каждый отец в определенном смысле представляет в своем лице Бога: не случайно предстоятель Церкви именуется патриархом, или папой (в Римской Церкви), что ближе к нашему восприятию слова «отец». Функции отца в семье совсем не обязательно связаны с кровным отцовством. Отцом по сути, а не по крови, может быть отчим, дед, дядя.
Просмотр короткометражного фильма на тему «Семья».
Слайд 13. ПДО
– Семья – это райский уголок, где царят любовь, радость, мир, поддержка, понимание. Мы сами создаем этот климат, эту атмосферу в семье. Бог должен быть центром семьи. Бог смотрит на нас, как на семью. Для него важен каждый человек в семье, особенно дети. Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной.
– Ребята, кто из вас знает, что такое родословная человека?
(Обучающиеся отвечают на вопрос, ПДО систематизирует их ответы: «Родословная представляет собой сведения о происхождении рода или семьи. Поколения одного рода, содержащие указания на происхождение и степени родства»).
ПДО:
- Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.
ПДО: – Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое.
Особое значение для каждой семьи имеют её обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, в большинстве случаев традиции были связаны с православной верой и православными праздниками.
Ребята, представьте, что мы с вами, наш класс – одна большая семья. Сколько членов семьи в нашем классе?
(Обучающиеся отвечают).
Слайд 14. ПДО
- Давайте построим дом для нашей семьи. Подберите к слову «дом» синонимы. (Обучающиеся: изба, квартира, жилище).
ПДО: Чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи, а помогут нам в этом слова на карточках. Возьмите эти карточки и прикрепите их на доску.
ПДО:
- Сейчас нам с вами предстоит всем вместе на доске разместить, условно говоря, «брёвна», на которых написаны слова и в результате у нас выстроится дом, на крыше которого написано слово «семья».
(Обучающиеся выстраивают на доске «брёвна» домика)
Параллельно «строительству» ученик читает стих:
Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.
ПДО:
- Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его. Поделитесь своим теплом друг с другом и передайте его со свечой. Давайте зажжем семейный очаг нашего класса.
(Обучающиеся передают горящую лампадку со свечой друг другу, затем заранее подготовленные дети читают выученные стихи).
Ученик:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Ученик:
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
V этап. Обобщение. Итог занятия.
ПДО:
- Ребята, давайте с вами сейчас ответим на итоговые вопросы нашего занятия сегодня?
1. Ребята как вы понимаете слово семья?
2. Ребята, а для чего нам нужна семья? Может она нам и вовсе не нужна?
3. Чем вам запомнилось житие Петра и Февронии Муромских?
4. Как вы понимаете слова известного русского писателя: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
5. Отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!!!
Слайд 15.
ПДО (заключительное слово):
– Наше занятие подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем классе и в ваших домах никогда не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!
Спасибо вам, ребята, за активную работу, внимание и доброе отношение. Было приятно с вами сегодня работать. Верю, что после полученных знаний вы осознаете роль семьи в современном обществе и создадите со временем свой родной очаг в семье.
ПДО: Хочу подарить вам в память о нашей встрече небольшие открытки.
Список использованной литературы:
1. Е. А. Морозова. Духовные и психологические основания отношений родителей и детей. Самара, 2011 г.
2. Протоиерей Александр Ильяшенко. Кризис в семье, что угрожает семейному счастью. Изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви. 2011.
3. Игумен Георгий Шестун. Православная семья. Самара. 2007.
4. Протоиерей Максим Козлов. Последняя крепость: беседы о семейной жизни. Изд.: Сретенского монастыря. 2006.
5. Интернет портал: http://azbyka.ru
12