Памятка по литературному чтению
«Подготовке к Всероссийским проверочным работам».
1.Три основных типа текста:
Повествование (вам рассказывают о чём-либо);
Описание (тут главное: описать предмет, действие, услугу всеми возможными способами – мир прилагательных);
Рассуждение (причинно-следственные отношения предложений и личное мнение – это признак рассуждения).
2. Какие бывают книги?
Сказки, детские рассказы, энциклопедии, справочная литература, научно - популярные, учебные.
3.Как называется прочитанный текст? (вопрос из ВПР)
Автобиография — это литературно — прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.
Признаки рассказа:
повествовательность;
небольшой объём;
небольшое число героев;
описание одного эпизода.
Стихотворение - это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.
Признаки стихотворения:
небольшие размеры произведения;
изображения переживания или чувства;
стихотворная форма.
Басня — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.
Признаки басни:
небольшие размеры;
иносказательность;
высмеивание недостатков;
поучительность.
Былина — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.
Признаки былин:
сказание о богатырях и исторических событиях;
сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
неторопливое повествование.
Баллада — это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.
Дразнилка — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель поддразнить.
Признаки дразнилки:
короткие рифмованные фразы;
цель — поддразнить;
обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.
Драма — это произведение, предназначенное для постановки на сцене.
Загадка — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчёркивая их важные признаки.
Признаки загадки:
известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты;
названы важные признаки скрытого предмета или явления.
Поговорка — это краткое образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь», «чужими руками жар загребать», «после дождичка в четверг», «свалился, как снег на голову».
Признаки поговорки:
краткость;
образность;
незаконченность предложения.
Пословица — это краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения ( т.е.пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «Жизнь прожить не поле перейти»; «Цыплят по осени считают»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Признаки пословицы:
краткость;
меткость и точность мысли;
законченность предложения.
Прибаутка — это забавное сочетание слов, повествующее о каком — либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.
Признаки прибаутки:
очень короткий эпизод;
форма диалога;
забавное сочетание слов.
Пример прибаутки:
Я медведя поймал!
Так веди сюда!
Не идёт!
Так сам иди!
Да он меня не пускает!
Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.
Признаки сказки:
наличие законченного сюжета;
занимательность;
необычность;
наличие вымысла;
воспитательная направленность.
Считалка — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.
Признаки считалки:
краткость;
стихотворная форма;
цель — упорядочить игру.
Пример считалки:
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить!
Повесть — это один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Роман — это литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания
Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий. Мифы — это не рассказы и не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.
Легенда — это произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Летопись — это памятники исторической прозы Древней
Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.
Отзыв — это оценочное устное или письменное высказывание о прочитанном произведении, о чьей — то работе, о фильмах и т.д.
4. Тема и мысль текста.
Что такое тема текста?
Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится.
Где чаще всего отражается тема?
Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
Что такое основная мысль текста?
Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Где может быть выражена основная мысль текста?
Основная мысль текста может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.
5. Составление плана.
1. Разделите текст на части, отметьте галочкой начало каждой части.
2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части. Определите основную мысль каждой части.
3. Озаглавьте каждую часть своими словами (предложением, словом) или цитатой из текста. Запишите заголовки.
4. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите текст; убедитесь в том, что план отражает главное, не содержит повторений.
6. Ри́фма (др.-греч. ῥυθμός «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу, или же перед цезурой). Звуковой состав рифмы — или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, — различен в разных языках и в разное время.
Как читать правильно.
1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
2. Старайтесь понять то, о чём читаете.
3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
4. Не возвращайтесь к чтению прочитанного слова, если поняли его.
5. Читайте вслух.
Учитесь читать выразительно.
1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
4. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
5. Выделяйте голосом важные места (логическое ударение).