«Осенний фестиваль знаний 2024»

Разработка дистанционного урока по биологии для обучающхся 9 класса с применением проектно-исследовательских технологий на тему _Структура сообществ_

Разработка дистанционного урока по биологии для обучающхся 9 класса с применением проектно-исследовательских технологий на тему _Структура сообществ_

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Разработка дистанционного урока по биологии

для обучающихся 9 класса

с применением проектно-исследовательских технологий

«Тема : структура сообществ»

Добрый день!

Из урока вы узнаете о том, как географическое положение и исторические факторы влияют на развитие, состав и структуру сообщества, и о роли, которую выполняют в них виды-средообразователи. Выясните, что морфологическая структура сообщества определяется населяющими её видами и жизненными формами. Узнаете о пространственной структуре сообщества, ярусности и мозаичности, а также о трофической структуре сообщества.

Основные понятия урока: сообщество, доминантные особи, виды-средообразователи, жизненные формы, микрогруппировка, пищевые связи, консументы n-го порядка, автотрофы, гетеротрофы

Ход урока:

  1. Вспомним, что сообщество – это совокупность видов растений и животных, которые длительное время сосуществуют в определённом пространстве и представляют собой определённое экологическое единство. Сообщество в биологии называется биоценоз.



  1. Изучи особенности организации любого биогеоценоза и его структуру.

Для этого перейди по ссылке https://youtu.be/hleXo3rN3Ow и просмотри фрагмент видеоурока.



  1. Обрати внимание!

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА

Видовая структура сообщества характеризуется разнообразием видов и соотношением численности (для животных) или биомассы (для растений) всех входящих в него популяций.

Чем выше видовое разнообразие растительного сообщества, тем ниже общая биомасса всех входящих в него растений!

Численность особей, которые преобладают в сообществе, или те виды, которые занимают большую площадь, называют доминантами.

Среди доминирующих видов есть те, которые действительно играют большую роль в сообществе. Их называют виды-средообразователи.

Морфологическая структура сообщества

Сообщества можно определить по типам. Лес и луг, например, это название типов сообществ. Для того чтобы определить эти типы необходимо знать, какие жизненные формы его населяют, то есть знать структуру (состав) этих сообществ.

Жизненные формыэто организмы с определёнными типами внешнего строения, возникшими как приспособления к условиям местообитания.

Обитатели дна образуют бентос.

Пространственная структура сообщества

Биоценозу присуща: строгая временная и пространственная организация!

Ярким проявлением, которого является ярустность. Чем больше видовое разнообразие, чем больше ярусов, тем устойчивее и продуктивнее сообщество. Ярустность создает разнообразие экологических ниш для обитания животных организмов.

Ярустностьэто вертикальное распределение видов сообщества.

У каждого организма в биогеоценозе своё место, своё время, свой круг обязанностей, свои друзья и враги. Все многообразие индивидуальных живых существ сливается в неповторимое единство. Каждый организм в биоценозе играет только свою неповторимую роль!

Ярусы леса умеренного пояса, их насчитывается обычно 5-6.

Благодаря ярусному расположению растений в сообществе наиболее полно используются природные условия (свет и тепло).Каждому ярусу присущ и свой животный мир.

Ярусность-вертикальная структура биоценоза!

Так же есть и горизонтальное расположение элементов сообщества, которые могут образовать мозаичность. Она выражается наличием различных микрогруппировок, которые различаются видовым составом, количественным соотношением разных видов, сомкнутостью, продуктивностью и другими признаками, и свойствами.

Микрогруппировкаэто сгущение особей одного или нескольких видов в пределах яруса, внутриярусные мозаичные пятна.

Трофическая структура сообщества

Благодаря разнообразным связям между организмами, происходит поддержание целостности сообщества!

Наиболее важными взаимосвязями живых организмов в природе, являются пищевые связи

Посмотрите эти взаимосвязи выстраиваются в настоящую цепь.

Среди множества взаимосвязей живых организмов основными являются пищевые связи, или цепи питания. Все они начинаются с растений.

Благодаря пищевым связям происходит непрерывный вещественно-энергетический обмен между живым и неживым веществом природы.

Первыми в пищевой цепи являются растения. Их называют

продуценты (производители и накопители органических веществ).Продуцентами питаются консументы 1-го порядка ─ растительноядные гетеротрофы. К ним относятся травоядные животные.

Ими питаются консументы 2-го порядка ─ хищные гетеротрофы. К ним относят хищников, паразитов травоядных животных).

Которыми питаются консументы 3-го порядка ─ хищники.

Редуцентами являются разрушители всех органических веществ. К ним относят (бактерии и плесневые грибы).

Автотрофы – это организмы, которые синтезируют органические вещества из неорганических.

Гетеротрофы – это организмами, которые живут за счет органического вещества, созданного продуцентами.

Таким образом, разные организмы занимают разное положение в пищевой цепи, в таком случает говорят, что они располагаются на разных трофических уровнях.

  1. Как ты понял, что такое экологическая ниша? (письменно ответь в тетради)

  2. Выполни мини-проект:

-изучи видовое разнообразие флоры и фауны Родного края

- составь трофическую пирамиду, отображая в ней название видов растений и животных Тогучинского района


Урок разработала учитель биологии МКОУ Тогучинского района «Тогучинская средняя школа №5» Ермолович Татьяна Владимировна



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее