«Зимний фестиваль знаний 2026»

Технологическая карта урока биологии на тему "Среды обитания живых организмов"

Педагогическая цель

Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов; познакомить со средами обитания

Задачи урока

Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний о средах обитания, необходимых для жизни организмов; выявить особенности каждой среды обитания; определить, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде; закрепит знания о многообразии живых организмов, значении благоприятных условий для жизни организма.

Развивающая: продолжить формировать умения систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи; способствовать формированию воображения.

Воспитательная: способствовать формированию экологического мышления, осознанию необходимости бережного отношения к природе

Тип, вид, урока

Урок формирования новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся научится сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; будет знать среды обитания организмов (перечислять и кратко характеризовать), их обитателей

Личностные результаты

Будут сформированы: навыки обучения, ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные – научиться: выполнять задания в соответствии с поставленной целью,отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

Познавательные – научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные – научиться: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости;получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партера высказывания

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа), диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практичские (составление схем, поиск информации, работа с учебником,; дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Оборудование

Наземно-воздушная среда, водная среда, почвенная среда, организменная среда, признаки(условия, факторы) среды, признаки приспособленности.

Проектор, презентация «Среды обитания», учебник и рабочая тетрадь «Биология. Введение в биологию.5 класс. Н.И. Сонин», шаблоны таблиц «Среды обитания», фотографии животных (заяц, крот, щука), конверты с напечатанными названиями живых организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы, чистые листы бумаги (А-4) на столах.

Олимпиады: Биология 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок: Среды обитания живых организмов 5 класс БИОЛОГИЯ


Педагогическая цель

Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов; познакомить со средами обитания

Задачи урока

Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний о средах обитания, необходимых для жизни организмов; выявить особенности каждой среды обитания; определить, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде; закрепит знания о многообразии живых организмов, значении благоприятных условий для жизни организма.

Развивающая: продолжить формировать умения систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи; способствовать формированию воображения.

Воспитательная: способствовать формированию экологического мышления, осознанию необходимости бережного отношения к природе

Тип, вид, урока

Урок формирования новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся научится сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; будет знать среды обитания организмов (перечислять и кратко характеризовать), их обитателей

Личностные результаты

Будут сформированы: навыки обучения, ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные – научиться: выполнять задания в соответствии с поставленной целью,отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

Познавательные – научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные – научиться: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости;получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партера высказывания

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа), диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практичские (составление схем, поиск информации, работа с учебником,; дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины



Оборудование

Наземно-воздушная среда, водная среда, почвенная среда, организменная среда, признаки(условия, факторы) среды, признаки приспособленности.


Проектор, презентация «Среды обитания», учебник и рабочая тетрадь «Биология. Введение в биологию.5 класс. Н.И. Сонин», шаблоны таблиц «Среды обитания», фотографии животных (заяц, крот, щука), конверты с напечатанными названиями живых организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы, чистые листы бумаги (А-4) на столах.




Этап урока, цель

Слайд

Видео

Методический прием

Деятельность учителя

Осуществляемые действия учащихся

Формируемые умения

Текущий контроль

Примечания


I. Организационный момент








Слайд1



















Со звонком учитель приглашает ребят в класс.

-Я приветствую вас ребята на очередном уроке биологии. Я приветствую вас, частички природы: человек –это одно из звеньев большого живого мира. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и замкнем наш круг – мы единое целое. А готовы ли мы к сотрудничеству?







Со звонком ребята входят в класс и выстраиваются у доски







Ребята берутся за руки в кругу.











Умение организоваться и собраться для работы на уроке после перемены.





















Каждый входит и кивком головы приветствует гостей на уроке.
















II Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний, необходимых для изучения нового материала.












Слайд2
































Слайд3
















Слайды 4-16

Фронтальная беседа











Работа в группах











Работа в группах

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала.

- Мы закончили изучение раздела «Многообразие живых организмов». Их миллионы видов. Как ученым – биологам и нам с вами удается разобраться во всем этом разнообразии?





ЗАДАНИЕ 1

На ваших столах конверты с названиями живых организмов – распределите их на 4 группы, соответственно изученным царствам.


(Учитель проверяет, подходя к столам и за верно выполненное задание выдает кубик)



Поместите обратно в конверт названия бактерий и грибов.


Мир растений достаточно разнообразный. Биологи-систематики разделили все растения на группы.


ЗАДАНИЕ2. Определите группу каждого из растений, названия которых лежат на ваших столах. Составьте коллективную схему-отчет на листе чистой бумаги на столах о проделанной работе .

(Учитель сначала проверяет схемы у всех групп, а затем выдает верный на слайде)




А животные? Их тоже очень много. Что вы можете сказать об особенностях строения животных?


Давайте поиграем! А заодно и разомнемся. 1-ая группа, вы на некоторое время становитесь одноклеточными животными, 2-ая многоклеточными и беспозвоночными, 3-ья – многоклеточными позвоночными.

Я буду называть животных, а вы всей группой должны будете встать, если услышали животное своей группы.














Все живое на планете поделили на 4 Царства: Растения, Бактерии, Грибы и Животные.



Ученики работают в группах (1мин)

Распределяют названия по 4 царствам.






Самостоятельно составляют схему деления Царства Растений на группы. И распределяют растения.




(ученики проверяют правильность составления и заполнения схемы, сигнализируют поднятием руки о наличии ошибки. В ходе беседы с группами ошибка исправляется.




Высказываются, что животные могут быть Одноклеточными, Многоклеточными; многоклеточные могут быть Беспозвоночными и Позвоночными




Группы встают, заслышав «свое» животное.

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя.
















Учитель молча оценивает работу групп, предлагает ребятам самим проверить себя – свериться с правильным распределением в схеме на экране проектора. Ребята анализируют свои ошибки, ищут их причины.








После определения групп на экране появляются фото названных животных-становится понятно: кто ошибся?







III. Мотивация к изучению материала. Формулирование темы и целей урока.
















































IV. Усвоение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний.

Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельным выводам.





















































V. Закрепление изученного материала.






































VI.Рефлек-

сия учебной деятельности.




























VII. Подведение итогов.




VIII. Рефлексия
































Слайд17

































Видео-фрагмент мультфильма
























Сдайд 18-22























Слайд 23













Слайд 24























Слайд 25

















Слайд 26
























Слайд 27



Слайд 28

Вводная беседа












Проблемная ситуация








































Беседа









Беседа

































Фронтально












Фронтально








Работа в группах












Фронтально




Работа в группах


Проблемная ситуация.











Фронтально














Работа в печатной Рабочей тетради.



Беседа




Фронтальная беседа


Индивидуальная работа

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Выдвигает проблему:

На нашей планете - более 5 миллионов видов грибов, растений и животных! И разные они – огромные и микроскопические, и мохнатые,и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…

- Почему же все живые организмы такие разные? Почему отличаются друг от друга? 

Учитель: В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения живых существ.

На фоне звуков природы звучат стихи:

Глубины вод, простор небес,

Пустыня, горы, степь и лес –

В каком краю не окажись,

Везде кипит упрямо жизнь.

И здесь у каждого свой вкус:

Кому – в песок, кому – под куст.

И каждый выберет себе

Соседей в жизни и в судьбе.

- Ребята, о чем это стихотворение?

- Да, это стихотворение о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке

Запись темы урока на доске.

А для чего этой теме мы уделяем целый урок?

А еще, чтобы не произошло с вами то, что произошло с героем сказочного произведения Лии Гераскиной « В стране невыученных уроков». Вот он ваш ровесник. Внимание на экран.

Сегодня на уроке мы дадим определение: Что такое среда обитания? Сколько их? Какими признаками они характеризуются? В чем их сходства и различия? Какими особенностями обладают живые организмы обитающие в разных средах?

1 Задание группам


- Какие среды обитания вы можете назвать, глядя на экран?

Запишите их в соответствующие колонки вашей таблицы «Среды обитания», лежащие на ваших столах.

Сколько их?

Ребята, каждая среда обитания характеризуется определенными условиями. Посмотрите в свои таблицы. Какими?


- Познакомимся поближе со средами обитания.


2 Задание группам


Сейчас ребята, на некоторое время, вы все станете экологами. Ваша задача будет оценить условия каждой среды обитания. Если признак хорошо представлен, то ставите в соответствующей колонке «+», если представлен незначительно «+-», если нет его «-».


Осуществляется проверка с помощью слайдов на экране.


А сейчас вы на время станете физиологами – биологи, которые изучают особенности внешнего и внутренного строения организмов в связи со средой обитания. Вам предлагается фото и название организма. Ваша задача определить в какой среде он обитает, найти у него черты приспособленности, благодаря которым этот организм может жить в своей среде.


ФИЗМИНУТКА


Ребята, вы все молодцы! Вы хорошо теперь ориентируетесь в вопросах касающихся среды обитания? Определите, пожалуйста, среду обитания малярийного плазмодия, аскариды, острицы, бычьего цепня, печеночного сосальщика


Учитель просит группы высказаться. Просит дать название этой среде обитания самим.


Кто же из вас оказался самым проницательным, чье название совпало с научным –биологическим?


Давайте вместе оценим условия этой среды.


Устанавливает осознанность восприятия, побуждает к высказываниям своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи строения живых организмов и среды их обитания.


-Что же такое среда обитания? Вы дали много определений. Молодцы! Откройте Рабочие тетради печатные на стр.72 и запишите то определение, которое вам больше понравилось, которое по вашему мнению более точное.

- В каких средах обитают живые организмы?

-Каковы особенности этих сред?

Выполните упражнение 164.

-Как организмы приспосабливаются к этим средам?

- В какой среде обитают грибы и растения? Бактерии? Человек?


Что еще связывает живые организмы, кроме общих условий?


Что связывает…….


На экране фото организмов одной среды обитания озеро Байкал :одноклеточная водоросль, рачок эпишура, рыбка гломянка, Байкальская нерпа.

-В какой среде обитают эти организмы?

Что связывает эти организмы?


Ребята, какие умозаключения по уроку мы сегодня можем сделать


Ответьте на вопросы (письменно) на листочках, поставьте «+», если «ДА» и «-», если «НЕТ».:

  1. Узнали ли вы что-то новое на уроке?

  2. Были на уроке затруднения ? Какие?

  3. Довольны ли вы собой?

  4. За что хотели бы похвалить себя?

  5. Кого из одноклассников хотели бы похвалить?



Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки
























Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условия. Каждый организм имеет свою среду обитания, свой дом, где он приспособился ко всем условиям.

















Три среды обитания : водная, воздушная, почвенная

-О средах обитания




-Чтобы быть человеком грамотным.

-Чтобы знать: кто где живет?





Ребята обсуждают сюжет мультика и делают вывод, что незнание условий, в которых живет организм, может привести к его гибели. Чтобы не навредить живым организмам, которые оказались у нас в руках? Чтобы знать как условия той или иной среды влияют на организмы?







Группы выполняют задание, обсуждают и делают записи в таблицу.







Три



Наличие кислорода, наличие воды, света, изменения температуры в течение суток и по сезонам.









Ученики работают в группах. Оценивают интенсивность факторов. Выводы вносят в таблицу.











1-ая группа: щука

2-ая: заяц-русак

3-ья: дельфин

4-ая: крот















Ученики обсуждают вопрос в группах и делают вывод, что ни одна из изученных сред не подходит этим организмам, потому что они паразиты и живут в других организмах.



Ученики придумывают название среды. Высказываются.







Ребята наблюдают название на слайде.




Ребята оценивают в беседе с учителем.
















Выполняют работу в тетради


Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, называют виды растений и животных, населяющих их. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.



Работа в группах по составлению пищевой цепочки.


Ученики приходят к выводу о том, что организмы связывают пищевые связи.

ВЫВОДЫ по изученной теме:

1.Среда обитания - это земной дом живого организма.

Среда обитания- это все что окружает организм.

Среда обитания – это живая и неживая природа, которая окружает организм.

2. Все организмы обитают в различных средах.

3. Все среды отличаются по количеству воды, освещенности, количеству кислорода, перепадам температур.

4. Все организмы приспособлены к той среде обитания, в которой они живут.

5: Организмы связаны друг с другом пищевыми связями.


Отвечают на вопросы

Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.


























































































































































































Учитель подсчитывает число кубиков у групп. Называет группу -победителя.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее