Работа со словарными словами в начальной школе.
О.С.Дубровская,
учитель начальных классов
Макеевской
общеобразовательной
школы I-II ступеней № 91
Дайте ребенку любознательность.
Знания он возьмёт сам.
А.А.Гин
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе никогда не потеряет своей актуальности .Зная, используя в своей работе множество методов и приёмов обучения ,любой учитель скажет, что грамотность выпускников не только начальной, но и средней школы не имеет тенденции к росту.
Так ,от чего же зависит грамотность? В своей предыдущей статье я сконцентрировала внимание на формирование орфографической зоркости обучающихся начальной школы методом использования на уроках русского и украинского языков зрительных диктантов Федоренко, подробно описав методику их проведения и делясь собственным опытом. В данной статье я хочу рассказать о других подводных камнях на пути грамотности –словарных словах и попробовать описать некоторые педагогические технологии при работе со словарными словами, особенно в 1 и 2 классах, которые не только обеспечат высокий уровень знаний обучающихся, но и создадут условия для психологической комфортности.
Грамотность, к сожалению, не зависит только от знания правил. В русском языке существует огромный пласт слов, которые не подчиняются никаким правилам. Их нужно просто запомнить. Это словарные слова – то есть слова, к которым мы не можем подобрать проверочное слово и правописание которых нужно проверять по словарю.
Известный учёный – методист А. В. Текучев писал : « Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная , педагогически целесообразно построенная работа , связанная со всеми разделами курса русского языка.»
И вот тут - то начинаются трудности. Не каждый ребёнок с лёгкостью может запомнить сорок словарных слов .А именно столько их нужно знать в первом и втором классах.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Целью этого материала является представление системы работы над словарными словами в первом и втором классах по так называемой методике лёгкого запоминания словарных слов.
В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения должен быть организован во взаимосвязи работы по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.
Словарные диктанты в начальной школе практически полностью состоят из словарных слов .Да и в обычном диктанте обязательно будет два –три таких слова. Три неправильно написанных слова – это уже тройка. А иногда и двойка. Получается, что плохая отметка – это не показатель того, как ребёнок понимает материал, а просто результат элементарного незнания.
На практике тот, кто пишет словарные слова без ошибок, учится лучше, с удовольствием, получает хорошие отметки за диктанты и контрольные. Поэтому и возникла эта методика – лёгкого запоминания словарных слов.
На помощь школьнику приходит ассоциативное мышление- мышление при помощи образов. Наш разум способен устанавливать весьма замысловатые связи между предметами и событиями. И такие связи надолго сохраняются в памяти.
Ассоциации- это не только эффективный метод обучения, но и игра :
удовольствие, обучение без напряжения.
Любое словарное слово мы будем изучать, подобрав к нему слово, в котором нужный нам звук будет слышатся отчётливо.
Например, « весело» и « семь». Конечно, эти слова не связаны между собою грамматически. Но тут нам на помощь придут ассоциации. Для того, чтобы связать в один образ два слова, достаточно придумать небольшую историю или нарисовать картинку, и они прочно свяжутся в нашей памяти.
Развитие ассоциативного мышления очень полезно не только для запоминания правил русского языка, оно в целом делает более «цепкой»
И ёмкой память, развивает творческое мышление и кругозор.
Освоив методику, ребёнок уже сам начнёт придумывать ассоциации для сложных правил и дат.
Изучая новое словарное слово на уроке, учитель зачитывает небольшую историю к нем, создавая у ребёнка ассоциативные образы.
В процессе изучения можно предложить обучающимся самим придумать ассоциации для запоминания слов, сочинить вместе с ними истории и лучшие использовать на уроках.
Чем больше творчества, тем лучше! И для запоминания новой буквы, а главное, для повышения уровня грамотности наших учеников!
После того, как дети будут справляться с большей частью предлагаемых слов, можно приступать к выполнения практических упражнений для проверки и закрепления их знаний. Ведь для того, чтобы знания как следует отложились в памяти обучающегося, ему нужно многократно повторить правописание новых слов. Как это сделать, не вызывая на уроке скуки и усталости? Очень просто! Предлагаю выполнить несколько необычных упражнений.
В своём материале я приведу по одному примеру для каждого вида упражнений. Каждый учитель по этому образцу сможет сам подобрать им подобные.
1.Найди слово
В каждой строке среди бессмысленного набора букв спрятаны два словарных слова.
Ребёнок должен найти их , подчеркнуть и прочитать.
М И С А П О Г И М И Р У С С К И Й Т О Г
Т О Л С О Р О К А Н А В Я Г О Д А Н А Т
Ю Д Ф Л Д У Ч Е Б Н И К А М Е С Я Ц Ж
Т О М Е Д В Е Д Ь А К Я З Ы К А Т А Р Л
2.Подбери словарное слово
Ребёнку предлагается четыре предложения, в каждом из которых пропущено словарное слово. Это упражнение тренирует память, развивает логику и мышление.
Через --------------------- начнутся каникулы.
В зоопарке я видел белого -------------------.
Уже темнеет -------------- будет ночь.
С утра поднялся холодный -----------------.
3.Найди лишнее слово.
Это задание тренирует навыки проверки безударных гласных в корне слов.
М_сяц, уч_ник, р_сунок, р_бята.
С_бака, к_пуста, гор_д, к_ньки.
П_суда, р_бота,с_поги, п_льто.
С_рока, к_рандаш, м_локо, к_рова.
4.Соедини букву со словом.
С_бака А
Гор_од
Быстр_
М_шина О
П_суда
П_альто
5.Обведи букву.
Нужно прочитать слово. Обвести нужную букву и обосновать её написание. Этим самым активизирутся несколько видов памяти –моторная. Зрительно, слухо –речевая.
Ягод, лопата, одежда,город,весело,
ученик,деревня, медведь, тетрадь.
6.Составь предложение.
Нужно прочитать слова, вставить пропущенные буквы, составить из слов два предложения. Предложения могут получится забавными.
д_ревьев в лош_дь зимние
к_таться ств_лы и не умеют
тр_щат м_розы к_рова
на к_ньках
7.Составь слово из букв.
Это упражнение очень полезно для развития внимания. Зрительной и моторной памяти. Можно выполнять его на скорость.
Ашиман _____________
Мдедеьв_____________
Окомол_____________
Еджадо_____________
Лтьпао______________
8.Словарное или проверяемое?
Это хорошее упражнение для закрепления приобретённых навыков.
Нужно вставить пропущенные буквы. Словарные слова подчеркнуть синим карандашом. А те слова, орфограмму в которых можно проверить – зелёным.
Н_чное,х_роший,л_шадка,_конный, т_традь,уч_ник,перем_стить, м_сяц,
д_мовитый,р_бята, к _чели, к_ньки.
9.Соедини слова.
В этом упражнении предлагается не только вставить пропущенные буквы, но и соединить слова из двух столбиков. Которые сочетаются по смыслу.
Совковая к_пуста
Заброшенная в_рона
Живётся д_ревня
Мокрая к_ньки
Цв_тная х_рошо
Острые яг_да
С_довая л_пата
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых методов обучения повышает заинтересованность детей в уроке.
Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.
Список литературы
1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.
1. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.
3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
4. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. -М., 1989.
5. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989.
6. Карупе А Я. Обучение детей в школе. - М., 1994.
7. Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы. М., 2008.
8. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.
9. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
10. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.
11. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.
12. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
13. Сычёва Н.В.Словарные слова.-ООО Издательство А СТ, 2015
14. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.