ВИДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Иващенко Ольга Вахитовна
КГУ «Средняя школа №16 села Садовое» акимата Осакаровского
района Карагандинской области
“Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира.
Существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова. В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить около 198 словарных слов, то есть не проверяемых, а механически запоминаемых слов. С ними школьники встречаются уже в первом классе. Наиболее употребительные из них должны быть усвоены всеми учащимися. Однако наблюдения показывают что ученики, окончив начальную школу, допускают большое количество ошибок в написании словарных слов.
Актуальность проблемы заключается в том, что словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы развития речи учащихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна стать той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку является актуальной и заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что собранный и обобщенный материал можно использовать как на уроках русского языка при проведении словарной работы, так и на внеклассных мероприятиях, которые проводятся на уровне начальных классов.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Необходима определённая система работы при изучении правописания словарных слов, которая позволит учителю интересно и доступно преподнести данные слова, а ученику – легко и прочно их усвоить.
Несмотря на то, что накоплен и предложен столь богатый и обширный материал для усвоения детьми словарных слов, проблема их правописания всё же остаётся нерешённой, преодоление недостаточной грамотности учащихся остаётся одной из важнейших задач начальной школы. В практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов. Одним из таких упущений является однообразная работа над словарным словом. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его.
Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно и выписывание слов.
Кроме того, ребёнок в младшем школьном возрасте ещё не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память еще не достаточно сформирована.
Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.
Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей, что будет в свою очередь способствовать более глубинному усвоению и прочному запоминанию. Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями не становятся полезными.
Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск. Следовательно, “занимательные задания” – “то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение” Но и занимательность без строгой научной системы преподавания не всегда может привести к успеху. Поэтому нужно заставить науку работать на завтрашний день.
Я использую для работы над словарными словами следующие виды упражнений:
-Метод звуковых ассоциаций;
-Метод графических ассоциаций (мнемотехника);
-Запись слова под разным углом зрения (на солнышке);
-Выделение безударной гласной размером и цветом;
-Использование языкового материала;
-Проработка группы слов, объединённой каким-либо признаком;
-Орфографические пятиминутки;
-Диктанты наоборот;
Рассмотрим некоторые из видов:
1. Метод звуковых ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:
На завтРАК РАК. ДЕд в ДЕревне. МАшина у МАши. ДЕти ДЕжурные. ПЕнал моют Пеной. СОбака СОня. КОстя в Костюме. ПАвел в ПАльто.
В этом случае слова называют не проверочными, а словами подсказками, одновременно придумывают сказку, например, как грязный пенал мыли пеной, девочка Маша очень любила играть машиной, как жила маленькая собачка по имени Соня и т.д.
2. К методу графических ассоциаций можно отнести ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации. Т.е,. суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
3. Запись слова под разным углом зрения (на солнышке) “Солнышко ” должно выглядеть так:… При этом очень важно чтобы словарное слово было написано несколько раз, но не линейно, а именно так, на лучах, под разным углом зрения, и буква, которую необходимо запомнить бросалось бы в глаза своей величиной. В сочетании с данной работой проводилось так же выделение безударной гласной цветом.
4. Выделение безударной гласной размером и цветом. Слово пишется на листе большого формата жирным фломастером, выделив опасное место размером и цветом и развешивается по всему классу самими учениками при помощи скотча. Выделение безударной гласной размером и цветом на отдельном листе полезно также при работе над ошибками, допущенными в словарных или проверочных диктантах. При знакомстве со словарными словами при написании слова в тетрадь также использовалось выделение безударной гласной размером и цветом (использовались ручки с цветными стержнями).
5. Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает такие разделы:
-Толкование слова;
-К истокам слова;
-Однокоренные слова;
-Сочетаемость слов;
-Синонимы – антонимы;
-Когда так говорят?
Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.
Пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:
а). Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, берёзы, моркови, топора и др.). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок, дети отгадывают её, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.
б). Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
в). На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
г). Учитель предлагает решить орфографические задачи, какую букву в слове надо запомнить и почему? Можно ли проверить написание буквы путём подбора проверочного слова? Где можно уточнить написание этого слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную, которую надо при письме запомнить.
д). Под руководством учителя дети подбирают к изученному слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.
е). С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение.
6. Словарные слова можно также изучать не по одному, и не в порядке предложенным в учебнике, а объединив их в группы по определённому признаку. Например, по “опасному месту” , буквосочетанию или просто по общей для группы слов тематике:
“Овощи” – помидор, картофель, морковь, капуста и т.д.
“Птицы” – ворона, воробей, сорока, соловей и т.д.
“Посуда” – стакан, тарелка и т.д.
7. Овладению правописанием слов способствует так же орфографические пятиминутки, для которых можно подобрать ряд слов с традиционным написанием или включать эти слова в серию других: комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию. При составлении словосочетаний, предложений, связного текста необходимо использовать словарные слова в качестве опорных.
8. Диктанты наоборот .Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма. Для таких диктантов учителю необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно придти к заданному слову. Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова. Например:
Агроном – 1) специалист по улучшению культуры земледелия;
2) человек, знающий законы земледелия.
Директор – 1) руководитель предприятия, учреждения;
2) человек, умеющий управлять коллективом.
Около – 1) недалеко от чего-нибудь;
2) приблизительно.
На основании представленных упражнений система работы над изучением словарных слов выглядит таким образом:
Работа над правописанием словарного слова начинается с его предъявления или его лексического значения. Это подготовительная ступень на этапе знакомства со словом. Предъявление слова проводится в виде отгадывания загадки, чтения пословицы, небольшого отрывка из текста или разгадывание ребуса;
Знакомство с самим словом и его правописанием должны тесно сочетаться. Поэтому следующим этапом должно идти непосредственное знакомство с его правописанием. Причём важно, чтобы дети сами пришли к выбору правильной буквы. В этом помогает этимологический анализ слова.
Обращение к этимологической справке позволит детям составить свой ассоциативный образ этого слова (графический или/и звуковой). Но постоянно делается акцент на правописании этого слова.
Делается запись словарного слова, но не традиционным способом , а на лучах солнышка или на альбомном листе, при этом буква опасного места выделяется шрифтом и цветом.
Параллельно с этим ведётся работа с языковым материалом: подбор однокоренных слов, сочетаемость, составление предложений, подбор загадок, пословиц и поговорок с данным словарным словом.
Целесообразно также на этапе знакомства с правописанием слова, при затруднении выбора буквы пользоваться орфографическим словарём. Это развивает у детей умение работать с книгой, а кроме того позволяет самостоятельно прийти к решению поставленной перед ним орфографической задачи.
Правописание подобных слов нельзя подвести под какое – либо правило, их следует изучать каждое в отдельности. Их, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов, правописание которых в большинстве своём не поддаётся никакой логике (детской во всяком случае), - целый толстый словарь. Их надо учить и учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову. Рекомендуемые мною различные виды упражнений – конкретная практическая (методическая) помощь учителям начальных классов. Упражнения можно использовать в готовом виде или взять из них отдельные элементы. Кроме этого учитель может реализовывать заложенные в упражнениях идеи, самостоятельно подбирая другой языковой материал. Главное – надо проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению учащимися правописания словарных слов, результатами которой, станут успехи наших учеников.
Слово- могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведёт к непониманию всего содержания читаемого материала.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ: 3. http://slova.textologia.ru/statyi/chto. 4. http://znanija.com/task/3963170. 5. http://slovari.ru/default.aspx?p=290 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: |
4. Чекалина Н. Н. Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта работы) // Школьная педагогика. — 2016.