«Зимний фестиваль знаний 2025»

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка с применением технологии Ю.Поташкиной

Опыт работы учителя с высокомотивированными и одаренными детьми на уроках русского языка

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Работа с одаренными и высокомотивированными детьми на уроках русского языка и литературы с применением технологии Ю.Поташкиной.

1.Притча «Лавка возможностей».

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и не​обычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ра​нее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, донося​щимися из сердцевин фруктов.

И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.

Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хо​зяину лавки:         .

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное се​мечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

Есть японская пословица гласит: «Жизнь должна быть поиском жемчуга». Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в учительской профессии успех складывается из каждодневного напряжённого, кропотливого труда.

Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников.

Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни.



После смерти Джузеппе Арчимбольдо был забыт на долгих четыре века, но, воскрешенный усилиями сюрреалистов в начале века двадцатого, он сразу встал рядом с великим Леонардо да Винчи, не уступающим ему ни по широте эрудиции, ни по универсальности талантов, ни по гениальности..

Не секрет, что сейчас для раскрытия потенциала талантливых детей недостаточно наличия углубленной или расширенной учебной программы. Для того чтобы талант ребенка был раскрыт, необходимы инновационные технологии в образовании.

Какие технологии выбрать? Мне кажется, они должны отвечать определенным требованиям:

В основе технологий должен быть заинтересованный диалог;

Учебная деятельность должна быть средством реализации и развития индивидуальных, личностных особенностей;

Учебная деятельность должна иметь практическую направленность;

В основе любой деятельности – непременный успех;

Технология должна иметь развивающий характер.

Технология Ю.Поташкиной- новый подход в обучении школьников. Эта технология учит мыслить логически, развивает интеллектуальные способности, способствует развитию языковой и коммуникативной компетенций. Развивается языковая интуиция даже у самых слабых учащихся, удается пробудить интерес к интеллектуальной работе на уроке и дома; русский язык становится желанным предметом. Развиваются не только речь и связанные с нею интеллектуальные способности, но и такие высшие психические функции, как произвольное внимание и самые разные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи, тем более грамотной.

Фундаментом технологии Ю.А. Поташкиной стал работоспособный сплав идей психологов школы Л.С. Выготского, а также психолингвистов, нейропсихологов, психофизиологов и педагогов (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин и др.)



Каркасом данной технологической системы являются системный, проблемный, деятельностный и интегративный подходы к обучению.

Авторские принципы (принципы Ю.А.Поташкиной), положенные в основу технологической системы:

1) «Опора на собственный речевой опыт ребёнка, на имеющиеся у него лингвистические знания».

2. «Опора на смысловой аспект языковых явлений».

3. «Принцип разделения трудностей»

4. «Работа в режиме непрерывного теоретического, правописного, интеллектуального тренинга».

5. «Капельный способ отработки практического и практически значимого материала».

6. «Запрет на бездумное письмо» -

7. «Дозирование и жесткое ограничение механического запоминания изучаемого материала».

Таковы уже действующие и приносящие неплохие плоды принципы, которым, работая по технологии Ю.А.Поташкиной, требуется неукоснительно следовать.

Тренинг творческой устной и письменной речи.



Ход учебного занятия.

Орг. момент

Проверка домашнего задания.

Разминка

а) скандирование (лексический минимум);

б) подбор родственных слов

бедняга

в)восстановление начальной формы

во дворе, держит – задерживает, куриные, ему, прочь

Какое слово является исключением? (прочь - из9, повторить речёвку)

г) разведи по значению и написанию

вещи мол ваши – молва шире

д) орфографическая диагностика

пёс Шарик, с детства, мечется, побегаешь

е) решение письменное задач

на задние, подбежал, прочь, не надо.

Работа по заданиям к тексту.



Текст № 1



1. (Во)дв…ре (у) нас один мал…ч…к держ…т пёс….ка1 (Ш/ш)ар….ка (на)ц….пи (с)де…ства. 2. П…нёс я ему однажды кури(н/нн)ые кос…ти ещ… тёплы… п…хуч…е а тут как раз мал…ч…к спустил2 б…днягу п…б…гать (по)дв…ру3. 3. Сне…(во)дв…ре пуш….стый обил…ный. 4. (Ш/ш)ар…к меч…т…ся прыжк…ми как за….ц то (на)задн… ноги то (на) п…редн… (из)угла (в) угол дв…ра и морда (в) сн…гу4. 5. П…дб…жал (ко)мне л…хматый меня (о/а)прыгал кос…ти п…нюх….л и проч…опять брюх…м (по)сн…гу! 6. (Н…) надо мне мол ваш…х к…с…тей дайте тол…ко св…боду!

( По А. И. Солженицину)



Задания:

1. Перед Вами рассказ А. И. Солженицына «Шарик». Прочитайте его.

2. Какое настроение у Вас после прочтения?

Подчеркните предложение, в котором наиболее ярко выражено отношение автора к изображаемому.

3. Найдите в тексте предложение, в котором автор использует сравнительный оборот. Какова функция данного средства?

4.Во втором предложении подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.

5. Сколько значений у слова «свобода» и в каком значении оно употребляется в тексте?

6. Называет ли какое – нибудь явление мира слово «только»? Какой части речи и почему оно принадлежит?

7. Укажите, какой из трёх типов осложнений структуры простого предложения встречается в последнем предложении.

8. В тексте встречается довольно много сложных предложений. Какой вид связи простых предложений в сложном (бессоюзной, союзной : сочинительной, подчинительной) в нём преобладает?



Домашнее задание (по выбору):

А) Что в Вашем понимании быть свободным? Предлагаем Вам порассуждать на эту тему.

Б) Расскажите о своём домашнем питомце. Если же у Вас его нет, то попробуйте представить и описать то животное, которое хотели бы иметь. Как бы Вы заботились о нём?



. Некоторые приёмы рекомендовала сама автор технологии Юлия Александровна Поташкина, некоторые позаимствованы мною у коллег при посещении семинаров и открытых уроков, но большая часть найдена мною в различной методической литературе, а также создана мною при подготовке к урокам или самими учащимися моего класса.

Важно, что и учитель, и школьники учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; учатся объективно оценивать свои возможности и видеть преодоление трудностей, достижения более высоких результатов. Благодаря рефлексии учебная деятельность учащихся и ответственность учителя за свой труд становятся более осознанными.
Залог успеха в работе – высокий эмоциональный и интеллектуальный фон, создаваемый на каждом уроке.

Системно-деятельностный подход позволяет «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Так, например, на уроке русского языка в 6-м классе учащимся предлагаются следующие задания различного уровня сложности:

1. Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение.

1) Палец – перст = Лоб – ?

2) Живой – мёртвый = Восторгаться – ?

3) Брег – берег = Прах -?

4) Вседневно – всегда = Зело – ?

5) Закат – рассвет = Добродетель – ?

6) Молодой – старый = Эгоист – ?

2. Синонимом, какого из выражений является фраза «влюбиться без памяти»?

А) Вскружить голову

Б) Потерять голову

В) Отвечать головой

Г) Сломя голову

Д) Вешать голову

В старших классах на уроках русского языка используются задания повышенного уровня сложности:

3. Практико-ориентированное задание: «Стилистическая роль фразеологизмов».

Неумелое использование фразеологизмов в речи часто создает комический эффект, этим приемом успешно пользуются многие писатели-сатирики.

Напишите небольшой юмористический рассказ, статью или заметку о школьной жизни, употребив максимальное количество фразеологических оборотов. Вспомните, какие приемы могут заставить читателя улыбнуться.

4. Проблемное задание.

Почему от существительных мужского рода (названий профессий) кочегар, штукатур, пилот, матрос, электрик нельзя образовать соотносимые существительные женского рода по типу тракторист – трактористка? Аргументируйте свой ответ.

5. Мини-исследование.

В современном языке, по наблюдениям К.С.Горбачевича, появилось немало «обрубленных слов», образованных путем отсечения части слова (типа криминал – криминал/ный). Приведите пять примеров таких слов.

Д Фундаментом технологии Ю.А.Поташкиной стал работоспособный сплав идей психологов школы Л.С. Выготского, а также психолингвистов, нейропсихологов, психофизиологов и педагогов (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин и др.) Каркасом данной технологической системы являются системный, проблемный, деятельностный и интегративный подходы к обучению, которые

Ведущими принципами авторской технологии Ю.А.Поташкиной являются:

1) научность, 2) системность, 3) доступность, 4) преемственность, 5) концентрическое расположение материала, 6) принцип обратной связи, 7) обучение на высоком уровне сложности, 8) "капельный" способ отработки практического материала, 9) опора на собственный речевой опыт ребенка, на имеющиеся у него лингвистические знания; 10) работа в режиме непрерывного теоретического, правописного, речевого и интеллектуального тренинга (формулировки выделенных принципов принадлежат Ю.А.Поташкиной - прим. автора).

Совокупность названных принципов позволяет поддерживать в рабочем состоянии практически значимые теоретические знания, речевые и правописные умения и навыки учащихся. Это осуществляется с помощью организации особого ежедневного этапа урока – разминки, которая обеспечивает систему непрерывного правописного тренинга.

Разминка состоит из обязательных этапов:

«озвучивание» всех лингвистических разборов, сделанных в домашнем задании;

скандирование недельной порции словарных слов с «пением» ударения;

нахождение начальных форм разных частей речи;

работа с омонимами;

«диагностика» на слух разных видов задач;

письменное решение самых трудных из пройденных орфографических задач;

синтаксическая разминка.

Практика применения на уроках русского языка технологии Ю.А.Поташкиной выявила необходимость в подборе и систематизации дидактических материалов для проведения лингвистической разминки (как обязательного компонента каждого урока), которые не только оказывают большую помощь в формировании УУД, но и позволяют развивать любознательность, стремление к познанию, заложенное в каждом человеке.

Новизна опыта - в модернизации, в адаптации к конкретным условиям уже известных средств и методов, проводимых в системе с использованием авторского дидактического материала.

Ведущая педагогическая идея - идея сотрудничества, учения с увлечением.

Мотивация работы должна реализовываться через:

развитие, углубление познавательных интересов;

использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

четкий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие форм работы;

повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своем успехе;

введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Для удобства использования дидактические материалы в тетради сгруппированы по рубрикам (в соответствии с этапами разминки):

 Слово под микроскопом – задания по фонетике и орфоэпии

Значение – ключ к написанию – задание, связанное с умением «развести» слова по значению и написанию

Скорая орфографическая помощь – задание по орфографии, связанное с умением решать правописные задачи

 Рождение слова – задание по словообразованию



Морфологический калейдоскоп – задания по морфологии

Коварные числительные – задания, связанные с умением склонять составные числительные

Ларец слов - задания по лексикологии

 Меткий выстрел – задание по фразеологии

 Веселые картинки - задание по фразеологии

Консультант – задание, связанное с умением работать с толковым словарем

Пунктуационная задача – задание на решение пунктуационной задачи

 Конструктор – задание, связанное с умением строить схему предложения



 Из жизни замечательных людей – рубрика, содержащая интересные сведения из жизни знаменитых людей

Знаете ли вы, что… - рубрика, содержащая интересные факты о языке



 Знатоки русского языка – задания повышенной сложности (можно использовать для подготовки к предметной олимпиаде)

Ошибки звезд – задание, связанное с нахождением и исправлением орфоэпических и грамматических ошибок в текстах песен известных исполнителей

Магистр – задания, составленные учащимися старших классов

В отборе дидактического материала соблюдаются следующие требования:

1) дидактический материал подбирается интересный по содержанию, образцовый по языку (преимущественно из художественной литературы), насыщенный орфограммами; 2) все задания рабочей тетради вызывают мыслительные, аналитические способности детей, предполагают высокий уровень сложности (например, запись транскрипции слова с учетом редуцированных звуков (вузовская программа), разбор сложных синтаксических конструкций с разными видами связи и

т. д.)

Задания , представленные в тетради, вызывают интерес учащихся еще и потому, что они знают: это творчество самого учителя. Когда ребята видят, что учитель пытается что-то создать сам, то у них появляется желание творить, которое переносится на любые формы работы и на уроках, и во внеурочное время.

Механизм определения результатов деятельности :

отслеживание уровня активности и заинтересованности учащихся при работе с тетрадью;

анкетирование учащихся (результаты промежуточного анкетирования см. в Приложении 1);

беседы с родителями;

анализ пожеланий учащихся.



По мнению автора, рабочая тетрадь на печатной основе дает положительные результаты:

повышается интерес к изучению русского языка (согласно данным анкеты);

за счет дифференциации заданий появляется возможность обучать каждого ученика в зависимости от его способностей;

повышается успеваемость.

Рабочая тетрадь по русскому языку "Лингвистическая разминка" для учащихся

5 класса носит эксклюзивный характер: подобных разработок не существует.

Дидактические материалы, включенные в рабочую тетрадь, адресованы

учащимся 5 классов;

учителям русского языка, желающим качественно организовать контроль за усвоением отдельных тем на уроке и вне урока;

родителям, контролирующим усвоение их детьми школьного курса русского языка и проводящим дополнительные задания с детьми дома.

Рабочую тетрадь рекомендуется использовать на одном уроке в неделю; задания разминки рассчитаны на 15 минут.

анная разработка посвящена методике проведения лингвистической разминки как обязательного этапа урока русского языка с использованием современной образовательной технологии Ю.А.Поташкиной, целью которой является интеллектуальное,речевое развитие учащихся средствами русского языка как учебного предмета. В рабочей тетради предлагаются задания по всем основным разделом лингвистики, которые помогут проверить сформированность важнейших предметных умений и универсальных учебных действий у пятиклассников, а также будут способствовать их стремлению к самосовершенствованию.

Рабочая тетрадь предназначается учащимся 5 класса( создана". В дальнейшем тетрадь может использоваться на уроках русского языка в классах, обучающихся как по технологии Ю.А.Поташкиной, так и по традиционным образовательным программам и технологиям в качестве дидактического материала для учащихся, а также для работы с одаренными детьми.

Рабочая тетрадь по русскому языку "Лингвистическая разминка" (Приложение 2) создана с учетом используемой на базе МБОУ "Лицея № 34" города Костромы в течение четырех лет инновационной технологии Ю.А.Поташкиной

Делая вывод по сегодняшней встрече, хочется сказать, что одаренный человек словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то очень умный сказал: “Судьба ребенка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей”. На самом деле работа с одаренными или талантливыми детьми диктует определенные требования, которым мы должны соответствовать и стремиться идти в ногу со временем, не боясь меняться, не страшась новых вершин.

- Притча “О переменах”.

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.

– Что изменилось? — спросил Учитель.

– Ничего..., — ответил Ученик.

Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

– Что изменилось? — опять спросил Учитель.

– То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке, — ответил Ученик.

– Это лишь поверхностный взгляд на вещи, — сказал Учитель.

— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат.

“Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо “непреодолимые внешние обстоятельства”.

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно “деревья” показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.

ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг “твердеют” и упорно преодолевают “внешние обстоятельства”.

- А как же кофе? — воскликнул Ученик.

“О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!” — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих”.



Подводя итог нашей встречи, можно с уверенностью утверждать, что реализация требований новых стандартов образования позволит выявить одаренных детей и работать с ними. Главное! Каким бы одаренным не был ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть,

, я хотела бы подчеркнуть, что представленные мной методы и приемы были использованы другими педагогами, но воплотить прием в жизнь каждый из нас может по-разному в соответствии с возрастными особенностями школьников и с содержанием урока. Желаю вам творческого вдохновения и благодарных учеников!

Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту. Конфуций.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее