«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа во внеурочной деятельности по курсу экология "Юный эколог" для обучающихся 2 класа.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Пояснительная записка

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология-это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Рабочая программа курса «Юный эколог»  составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования.

Основные принципы содержания курса:

  1. Принцип единства сознания и деятельности;

  2. Принцип наглядности;

  3. Принцип личностной ориентации;

  4. Принцип системности и целостности;

  5. Принцип экологического гуманизма;

  6. Принцип краеведческий;

  7. Принцип практической направленности.


Цель: формирование представлений об основах экологической культуры.        



Задачи:

- углубленное знакомство с окружающей средой, экологией;

- формирование у ребенка умений и навыков по исследовательской проектной деятельности;

- формирование экологического мировоззрения и культуры.


Общая характеристика курса

Программа по проектной деятельности построена и направлена на социальное воспитание, развитие личности ребенка: умения, навыки по исследовательской деятельности, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. При осуществлении экологического   воспитания  необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности,  игры, театральной деятельности и т.д. Т.е. осуществляет экологизация различных видов деятельности ребенка.

Используются  следующие формы: дидактические игры, беседы, инсценировки, путешествия, викторины, экологические праздники, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Учащиеся должны знать:

  1. Основы экологической культуры.

  2. Некоторые особенности природы своего края.

  3. Основные признаки времен года.

  4. Значение природы для человека.

  5. Группы растений и животных.

  6. Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

  7. Правила поведения на природе.

Учащиеся должны уметь:

  1. Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

  2. Выполнять правила личной гигиены.

  3. Различать изученные растения, животных.

  4. Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

  5. Подкармливать птиц в простейших кормушках.

  6. Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

  7. Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.



Описание места курса в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Юный эколог» изучается с I по IV класс. Во 2 классе на кружок отводится 34 часов в год (из расчёта 1 часа в неделю) .

Содержание курса

Программа состоит из 4 разделов. В 1 разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматривают во взаимосвязи. Раздел «Планета - наш дом, а мы хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.

Часть 1 . «Мир вокруг нас» 4 ч.

Цель: Формирование системы представлений об окружающем мире

Задачи:

1. Расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.

2. Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам.

3. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, радость от общения с природой.

Часть 2. «Живая природа» 18 ч.

Цель: Формирование осознание ребенком себя человеком, как части природного мира.

Задачи:

1. Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах.

2. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.

Часть 3. «Неживая природа» 5 ч.

Цель: Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.

Задачи:

  1. Учить детей ориентироваться в мире физических явлений

  2. Систематизировать знания детей о таких явлениях как свет, воздух, вода, почва, температура.

Часть 4. «Планета - наш дом. Мы хозяева в нем» 6 ч.

Цель: Обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера.

Задача: закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.


Методическое обеспечение

При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических  бесед по темам из разных разделов программы.     Необходимо  также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.

Целесообразно  наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно  записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д.   Необходимо оформить «Уголок юного эколога», где будут освещаться основные моменты работы кружка.

Некоторые занятия полезно проводить в форме докладов,  мультимедийных презентаций.

Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес и бережное отношение к природе своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

При прохождении многих тем можно использовать  игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются  эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.


Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса «Юный эколог» во 2-м классе является формирование следующих умений:

- осознавать роль человека в природе;

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- сочувствовать, сопереживать;

- высказывать, своё отношение к проблемам;

- осознание неразрывного единства мира природы и человека;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;

- осознание себя, как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем;

- понимание самоценности природы;

- подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами изучения курса «Юный эколог» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- высказывать своё предположение (версию);

- уметь доказывать, отстаивать;

- уметь ставить перед собой цели, задачи;

- притворять в жизнь свои идеи.

Познавательные УУД:

- самостоятельный поиск информации;

- выделять главное;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- находить ответы на вопросы;

- делать выводы;

- постижению причинно-следственных связей в окружающем мире;

- формирование умения рационально использовать природные богатства;

- обучение азам экологической безопасности.

Коммуникативные УУД:

- работать в группе, в паре, выполнять различные роли (лидера исполнителя);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать других;

- воспитание активной жизненной позиции;

- договариваться с одноклассниками;

- представлять и защищать свою работу.

Планируемые результаты:

- Обогащение внутреннего мира ребенка;

- Проявление интереса к проблемам экологии;

- Умение самостоятельного поиска информации;

- Умение анализировать, синтезировать;

- выбирать подходящее содержание;

- самоконтроль, рефлексировать.


Календарно-тематический план

Кол-во часов

Тема

Характеристика деятельности обучающихся

Диагностические средства

1

1

Мир вокруг нас 4 ч




Открытие кружка «Юный эколог».

Введение, символики, правил.


Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Повторение понятия экологией. Беседа.

Что такое исследование? Кто такие исследователи? Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

- задавать вопросы;

- вступать в учебный диалог;

- различать способы и средства познания окружающего мира.


2

1

Экскурсия по территории школы  и близлежащим окрестностям.

Знакомство с помещениями школы и правилами поведения в них. Моделирование и оценивание различных ситуаций поведения.

Знать:

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

Изучение территорию школы.

Работа в исследовательских тетрадях (рисование) «Заметки эколога».

3

1

Где мы живем? Что нас окружает?

Воспитывать любовь к окружающему миру.

Знать:

- Название нашей планеты;

- Что такое компас?;

- Строение земного шара, карту;

- Что такое суша?;

- Что такое водное пространство?;

- Название стран городов.

Уметь:

- Называть свой адрес в мире (планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира);

- Давать устное описание объектов окружающего мира;

- Уметь работать с картой.

Коллективная игра – исследование по карте.


4

1

Беседа «Мы – друзья природы». Как вести себя на природе.

Конкурс поделок.

Экскурсия в лес. Изучать  правила поведения на природе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Знать правила поведения на природе.  

Поделки разными материалами, защита.

Развивать аккуратность при выполнении практических работ, желание сделать красивое и правильное изделие.

Уборка мусора в лесу.


5

1

Живая природа. 18ч

Деревья и кустарники, цветы и травы.



Учить различать деревья и кустарники, развивать экологическую культуру учить работать со справочниками.

Знать:

Бережно обращаться с книгами и чистой бумагой: старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги. Уметь работать с бумагой.













Проект. Книжка о растениях

6

1

Растения.

Царство растений.

Растения и климат.


Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать предметы, определять отличительные признаки и находить общие существенные признаки для объединения в группы.

7

1

Дикорастущие и культурные растения. Лекарственные растения.

Выпуск стенгазеты  «Лекарственные растения».

Воспитывать:

- Бережное отношение  к растениям;

- Интерес к наблюдениям за растениями;

- Чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы.

Уметь:

- Определять растения;

- Называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие).


8

1

Комнатные растения Занятие  «Уход за комнатными растениями».

Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло). Познакомить с новыми растениями; сформировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых  растениях, в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют (не болеют); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры. Знать названия 2-3 ядовитых растений, понимать.

Что любые растения нуждаются в охране.

Работа в тетрадях.

- Практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

9

1

Охрана растений. 

Сообщение на тему: Исчезающие растения



10

1

Занятие «Наука - Ботаника» »

Знать общее понятие ботаники

Знать о вреде вырубки елей к новогодним праздникам, уметь отражать свою позицию в листовке.

Формирование бережного отношения к окружающей среде, любви к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.


11

1

Грибы съедобные и несъедобные.

Характеризовать и описывать грибы, выявлять условия для их роста и развития, аргументировано доказывать, что грибы относятся к живым организмам.

Презентация о многообразии грибов

12

1

Организации по защите охраны природы.

Знать:

- Природоохранные организации;

- Воспитывать бережное отношение  к растениям; культуру поведения на природе;

Уметь: 

– объяснять экологические знаки;


13

1

Изготовление книжек – малышек «Берегите растения!»



Дать детям представление:

- люди создающих книгу;

- писатель и художник;

-  иллюстратор;

Знать порядок изготовления книги, уметь изготовить правильное, аккуратное изделие.

Проект «Книжка-малышка»

14

1

Какие бывают животные?

Дикие и домашние животные.

Расширить знания о диких и домашних животных, развивать мышление, речь. Поисковая работа.

Изучить животных занесенных в Красную книгу.

Знать и выполнять правила поведения в лесу.


15

1

Принципы и правила содержания домашних животных..

Уточнить представление о кошке, как о домашнем животном.

Формировать у детей представления о том, что собака - умное домашнее животное, преданный хозяину. Ее можно дрессировать, многому научить, поэтому ее используют на разных службах — для охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для разыскивания правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними.

Поиск информации «Самые известные коты»

Создание кроссвордов.

16

1

Экскурсия в ЭБЦ (заочно по проектору) Занятие – игра: «В мире животных». 1ч

Познакомить с Экологическим центром, условиями проживания зверей в неволе, развивать экологическую культуру наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений.

Проектная работа – сообщение о животном.

- Описать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

- Обсудить наше отношение к домашним питомцам;

- Рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

- Фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

- Составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

- Оформить фотовыставку;

- Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Презентация – проект «Мой любимый домашний питомец»

17

1

Игра – занятие: «В мире птиц».

Познакомить с птицами, учить определять принадлежность к миру птиц, развивать внимание, любознательность.

Закрепить умение классифицировать животных, выделять существенные и отличительные признаки  разных групп животных, наблюдать за их внешним видом, образ жизни, способ питания, способ защиты; понимать, на что надо обращать внимание, чтобы отнести животное к определенной классификационной группе; правила ухода за домашними питомцами.


18

1

Операция «Птичья столовая».

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Различать зимующих и перелётных птиц;

Группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;

Работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

Приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

Углубленное изучение видов птиц.

Практическая работа в паре: изготовление простейшей кормушки и выбрать из предложенного подходящий.

19

1

Беседа: «Насекомые».

Рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;

Работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, приводить примеры насекомых;

Сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


20

1

Беседа «Рыбы».

Нахождение литературы в библиотеке. Рассматривание книг.

Создание коллекции насекомых.

21

1

«Наука – Зоология»

Значение животных в природе и в жизни человека. Животные, занесенные в Красную книгу.

Воспитывать  бережное отношение ко всему живому на Земле, безопасное поведение с дикими и домашними животными.

Экологически грамотное обращение с животными; интерес к наблюдениям за животными. Рассматривать иллюстрации извлекать из них нужную информацию.

Проект «Красная книга»

22

1

Создание макета леса из пластилина или бумаги, на тему: «Берегите животных!».





23

1

Неживая природа. 5ч


Беседа «Времена года».

Изготовление коллективной работы «Времена года в картинках».



Пересказ и обсуждение текстов о природе.

Выявление признаков времен года.  

Выявление связи  жизнедеятельности растений и животных и времени года.

Уметь:

использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Практическая работа « Времена года в картинках»

24

1

Беседа. Солнце-источник тепла и света.

- Поиск информации, подготовить сообщение;

- Проведения опыта.


25

1

Вода и жизнь. Открываем жизнь в почве.

Обсуждать необходимость экономии воды;

Выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

- Моделировать строение чешуи рыбы с помощью кружочков;

- Работать в паре: узнавать рыб на рисунке;

- Описывать рыбу по плану;

- Приводить примеры речных и морских рыб;

- Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.


26

1

Чтение стихов и рассказов о природе.





Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках, развивать интерес к наблюдениям в природе, желание делать простейшие опыты.





27

1

Посадка рассады: цветов и зелени.

Знать:

- Строение растения;

- Условия жизни растений;

- Виды растений.

- Подготовка к посадке рассады


28

1

Посадка рассады: цветов и зелени.

Посадка рассады

Знать:

- Алгоритм посадки;


29

1

Планета - наш дом. Беседа: «Планета заболела».

Знать:

– понятие «болезнь»;

– правила сохранения и укрепления здоровья;

- формулировать основные правила и гигиены пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья;

- осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.

Уметь проводить профилактику болезней объяснять их назначение.

- Рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

- Запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные.

Самостоятельная работа в группах «Как сберечь природу».

Практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;


30

1

Мусор. Изготовление поделок из бросовых материалов.

Знать:

 о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях.

Определить с помощью рисунков источники возникновения мусора и способы его утилизации.

Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора.


Практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждение выступлений учащихся.

31

1

Учись быть здоровым.

Формирование ценностного отношения к здоровью  и здоровому образу жизни. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о

строении и функционировании организма человека, для сохранения и укрепления своего здоровья. Воспитывать

внимательное и заботливое отношение и к другим людям.


Спортивные соревнования.

32

1

Вредные привычки. Как их искоренить?

Самостоятельный выход из ситуаций, поиск решения ситуаций, по гигиене, вредным привычкам.


Конкурс плакатов.

33

1

Создание настенной газеты.


Проект «Берегите нашу планету!»

Защита рисунков.

34

1

Экскурсия в лес «Скоро лето».



Знакомство с понятием – Туризм.

Наблюдение ярусов. Трава, кустарники, деревья.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее