«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по русскому языку аооп 9.1

Рабочая программа АООП вариант 9.1 для умственно отсталых.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Зональная средняя общеобразовательная школа

"Рассмотрено "

Протокол заседания

школьного методического объединения

От " " 2022г №1

Руководитель:

__________ /________ /

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/__________/


____________ 2022г

"Утверждено "

Директор МКОУ Зональной СОШ

Акимова О.Н. /_______/

Приказ №

от " " сентября 2022 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку для Потапова Егора вида 9.1 УО


Класс: 2

Уровень общего образования: начальное образование

Количество часов - 102

Учитель: Керендитова Елена Георгиевна



Программа разработана на основе общеобразовательной программы МКОУ Зональная СОШ в соответствии с программой курса математика

для 1-4 классов общеобразовательных учреждений АООП по русскому языку образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)




с. Зональное

2022г

Цели образовательно-коррекционной работы

Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс для Потапова Егора разработана на основе:

  • Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • примерной адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1). Русский язык является важной составляющей частью образования умственно отсталых учащихся. Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель обучения русскому языку детей с умственной отсталостью заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Основными критериями отбора материала по русскому языку является его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объёма и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом учащихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарнопрактический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения во 2–4 классах Обучающиеся должны уметь:

1-й уровень

  • списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;

  • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами; • с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложений;

  • делить текст на предложения;

  • выделять тему текста (о чём идёт речь), озаглавливать его.

2-й уровень

  • делить слова на слоги для переноса;

  • списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;

  • писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами;

  • различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

  • выделять из текста предложения на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

3-й уровень

  • знать буквы, обозначать звуки буквами;

  • списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова, данные в слоговой разбивке;

  • записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2–3 букв);

  • участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

  • находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце).

Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета по итогам обучения во 2 классе Обучающиеся должны уметь:

2 класс

  • бережно относиться к учебным принадлежностям, раздаточному материалу;

  • уметь правильно располагать на парте учебные принадлежности;

  • проявлять внимание к слову, желание придумывать интересные предложения с данным словом на тему, предложенную учителем (о дружбе, о школе, о семье, о конкретных хорошо знакомых животных);

  • уметь работать в паре с другим учеником или с группой учеников в ходе дидактических игр, адекватно реагировать на проигрыш и выигрыш в игре;

  • проявлять готовность делать записи на доске аккуратно и старательно, понимая важность этого процесса для остальных ребят, списывающих с доски;

  • умело использовать подсказки, предложенные учителем в работе «Письмо по памяти»;

  • стремиться запомнить как можно больше слов из словаря;

  • уметь ориентироваться в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»;

  • проявлять интерес к простейшим словарным головоломкам;

  • проявлять интерес к простейшей форме диалогической письменной речи (вопрос–ответ); – проявлять активные попытки правильного интонирования предложения-вопроса и предложения-ответа (подражание учителю);

  • уметь элементарно оценить проделанную на уроке работу (Какое задание понравилось больше всех остальных? Почему понравилось?).

К концу года ученики должны научиться:

  • списывать с печатного и рукописного текстов (контрольное списывание);

  • писать по памяти выученные двустишья;

  • записывать слова из словаря, опираясь на предметные картинки;

  • правильно располагать на парте раздаточный дидактический материал;

  • активно участвовать в дидактических играх, соблюдая простейшие дидактические и игровые правила.

Описание процедур итоговой и промежуточной аттестации

Использование в учебном процессе разного рода проверочных работ – это та форма контроля, который помогает учителю вовремя зафиксировать момент перехода знаний каждого отдельного ученика из зоны ближайшего в зону актуального развития. Большое разнообразие проверочных работ и предлагаемая частота их использования на уроках связана с пониманием самой мучительной для учителя проблемы выработки орфографической зоркости у учащихся. Необходимо на каждом уроке найти время и место для письма под диктовку хотя бы одного предложения с последующим подчёркиванием в словах знакомых орфограмм.

В течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за достижением планируемых результатов, а также промежуточный и итоговый контроль предметных знаний.

При оценке предметных результатов обучения используется преимущественно 5балльная система (начиная со 2 класса). Определяющим фактором для выставления оценки является динамика образовательных достижений обучающегося по учебному предмету, расширение его жизненных компетенций.\

При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку.

Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения пройденного материала.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.

Примеры контрольно-оценочных материалов

Гласные и согласные звуки и буквы

Выборочный диктант

Учитель предлагает послушать предложения и догадаться, чем они интересны. Читая предложения, учитель выделяет голосом «рабочие» слова.

Учащиеся слушают первое предложение, находят похожие слова и записывают их парами через чёрточку. Первое предложение может быть разобрано коллективно как образец работы, а запись сделана на доске.

руки – раки или кот – крот

Буквы, которыми различаются слова, должны быть подчёркнуты или отмечены как гласные /согласные (на усмотрение учителя).

Для учащихся с высоким уровнем обучения дополнительно предлагаются пары слов из пяти-шести букв с двойным стечением согласных, а также пары слов с изменением порядка трёх слогов, что сделает сравнительный анализ слов более напряжённым. Учащиеся с низким уровнем обучения выполняют письменную работу синхронно со всем классом, списывая каждую пару слов с индивидуальной карточки.

Сунул Митя в воду руки, а там раки.

Чует кот, как роет землю крот.

Спит слон и видит сон.

Протопилась баня – идёт мыться Ваня.

Терпеливо ждёт рыбак, когда клюнет рыба.

!1 Незнайке нравится ракета, а Золушке – карета.

!!! Карточка с записью:

Спиши.

Руки – раки. Кот – крот. Сон – слон. Ваня – баня.

Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога

Зрительный предупредительный диктант

Учитель открывает записанный на доске текст и выразительно читает его. Ученики считают количество предложений, а затем количество слов в каждом предложении.

1 ! – первый уровень (стабильно хорошее усвоение программы);

!! – второй уровень (удовлетворительное усвоение программы);

!!! – третий уровень (минимальное усвоение программы на уровне списывания с печатного и рукописного текстов).

Далее ученики вслед за учителем читают по слогам слова первого предложения, находят в нём «рабочее» слово и выделяют слог, который начинается с одной из гласных: е, ё, ю, я.

Запись закрывается. Учащиеся записывают предложение под диктовку учителя. Когда все предложения записаны, ученики читают вслух свою запись и повторяют «рабочие» слова по буквам.

Учитель снова открывает запись на доске. Ученики сверяют свой текст с образцом, проверяя каждое слово, и исправляют ошибки.

Любой ученик по желанию может записать на доске исправленное слово. На доске записано два одинаковых текста. Один из них – рабочий. В нём каждое отработанное предложение стирается с доски. Второй текст – проверочный. Он открывается на последнем этапе работы. Учащиеся сверяют записанный диктант с образцом.

У нас урок пения. Я пою тихо. Ева поёт громко. Это песня о ёлке.

!!! Карточка с записью:

Спиши.

У нас урок. Я пою. Ева поёт. Это песня о ёлке.

Слово

Слуховой предупредительный диктант (с заданием)

Учитель выразительно читает текст. В конце прослушивания ученики отвечают на вопросы по содержанию текста.

  • Как зовут братика?

  • Какая у Васи книга?

  • Что любит читать малыш?

Учитель читает текст по предложениям, делая паузы между словами. Ученики повторяют предложение хором, подражая учителю, и подсчитывают количество слов в предложении.

Каждое слово анализируется: чтение по слогам, чтение по буквам или правило правописания. (Анализ показан в тексте.)

Учитель диктует текст. Ученики записывают, шёпотом диктуя себе слова по слогам. В процессе записи диктанта ученик имеет право задать вопрос учителю, если сомневается в написании слова. В таких случаях учитель может разрешить сомнение ученика в индивидуальной беседе или привлечь весь класс к помощи ученику. Завершается работа чтением учащимися записанного текста и выполнением дополнительного задания, а именно, подчеркнуть слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Ва-ся м о й бра-тик. У бра-та мой ста-рый бук-варь. Ма-лыш лю-бит чи-тать бук-вы.

!!! Карточка с записью:

Спиши.

Вася мой братик. У брата букварь

Выборочный диктант

Учитель предлагает послушать предложения и догадаться, чем они интересны. Читая предложения, учитель выделяет голосом «рабочие» слова.

Учащиеся слушают первое предложение, находят похожие слова и записывают их парами через чёрточку. Первое предложение может быть разобрано коллективно как образец работы, а запись сделана на доске.

руки – раки или кот – крот

Буквы, которыми различаются слова, должны быть подчёркнуты или отмечены как гласные /согласные (на усмотрение учителя).

Для учащихся с высоким уровнем обучения дополнительно предлагаются пары слов из пяти-шести букв с двойным стечением согласных, а также пары слов с изменением порядка трёх слогов, что сделает сравнительный анализ слов более напряжённым. Учащиеся с низким уровнем обучения выполняют письменную работу синхронно со всем классом, списывая каждую пару слов с индивидуальной карточки.

Сунул Митя в воду руки, а там раки.

Чует кот, как роет землю крот.

Спит слон и видит сон.

Протопилась баня – идёт мыться Ваня.

Терпеливо ждёт рыбак, когда клюнет рыба.

! Незнайке нравится ракета, а Золушке – карета.

!!! Карточка с записью:

Спиши.

Руки – раки. Кот – крот. Сон – слон. Ваня – баня.

Контрольный диктант

Вот парк. В пруду утки. Федя Мазин носит уткам сухари. Утки знают Федю и дружно крякают.

!!! Карточка с записью:

Спиши.

Вот парк. В пруду утки. Федя Мазин кормит уток.

Предлоги

Выборочный диктант

Учитель предлагает послушать предложения и выделить в них слова с предлогами. Читая предложения, учитель выделяет голосом «рабочие» слова.

Учащиеся слушают первое предложение, определяют на слух слово с предлогом и записывают. Первое предложение может быть разобрано коллективно как образец работы, а запись сделана на доске.

У дома старая берёза.

Выбирают два слова: у дома.

Делается вывод: у дома – это два слова, у – предлог.

В конце работы ученики прочитывают свою запись, делая паузу между предлогом и словом. Здесь можно обсудить содержание речевого материала.

Где росла берёза?

Кто свил гнездо на берёзе?

Кто появился в гнезде?

У дома старая берёза.

На берёзе гнездо вороны.

Вчера в гнезде вывелись птенцы.

Скоро они вылетят из гнезда.

! Ворона прыгает с ветки на ветку – сторожит гнездо.

!!! Карточка с записью:

Спиши.

У дома, на берёзе, в гнезде, из гнезда.

Контрольный диктант

У Лены тазик. В тазу фрукты. Брат взял из таза грушу.

! Славик, помой грушу.

!!! Карточка с записью:

Спиши.

У Лены тазик. В тазу груши. Брат ел грушу.

Слова с непроверяемыми гласными

Выборочный диктант

Учитель предлагает послушать предложения и догадаться, чем они интересны. Читая предложения, учитель выделяет голосом «рабочие» слова.

Учащиеся слушают первое предложение, находят слово из словаря и записывают его. Для учащихся с высоким уровнем обучения дополнительно дано предложение, в состав которого входит два слова из словаря.

В конце работы учащиеся по очереди прочитывают по слогам по одному записанному слову.

В нашем посёлке всего три улицы.

У Никиты самые любимые игрушки – машинки.

В нашем классе все ребята любят дежурить.

Опять ворона прилетела ко мне в гости.

В мае ветер тёплый и ласковый.

! У нашей коровы жирное и вкусное молоко.

!!! Карточка с записью:

Спиши.

Улица, машинки, ребята, ворона, ветер.

Контрольный диктант за год

С полки упал ключ. Пёс Троль принёс ключ деду Игнату. Тролю дали сушку.

!!! Карточка с записью:

Спиши.

Упал ключ. Пёс принёс ключ деду. Псу дали сушку.

Для осуществления промежуточного и итогового контроля целесообразно привлекать разработки тестовых заданий, содержащихся в электронной форме учебника. Тестовые электронные задания предполагают их использование в качестве тренажёра и контроля непосредственно по ходу изучения каждой темы, многократное обращение к ним в течение учебного года для осуществления текущего мониторинга, а также итоговый контрольный срез на конец учебного года.

Содержание учебного предмета

Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное положение в обществе.

Содержание учебного курса построено с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

Курс обучения русскому языку нацелен на решение следующих образовательных, воспитательных и коррекционных задач:

  • формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;

  • совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;

  • обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;

  • развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;

  • знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных высказываниях;

  • осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся младших классов, в данном разделе программы по русскому языку предусмотрено три уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).

Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных

подсказок). Работа проводится в рамках актуального словаря.

Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он обращён к ученикам с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями. печатного и рукописного текстов).

Трёхуровневая система обучения позволит учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику на каждом уроке в выборе учебных заданий и речевого материала.

На всех уровнях выполнения учебных заданий работа учащихся должна оцениваться как удовлетворительная, хорошая или очень хорошая. Это даст шанс каждому ученику почувствовать себя успешным в учёбе, независимо от степени нарушения интеллекта. Тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой и новыми учебниками в почасовой разбивке. Каждая учебная тема, кроме заданий, данных в учебнике, поддерживается дополнительными учебно-методическими материалами, предлагаемыми на выбор, а именно:

  • актуальный словарь к каждой учебной теме;

  • дидактические игры и сказки с описанием методики их проведения; - разного рода проверочные работы: письмо по слуху, зрительные и слуховые предупредительные диктанты, выборочные диктанты, контрольные диктанты с описанием методики их проведения;

  • индивидуальные карточки с сокращённым вариантом текстов упражнений из учебника для учеников, работающих по третьему уровню требований.

Актуальный словарь – это пассивный и активный словарь, рекомендуемый для работы на уроках по указанной программной теме. В актуальный словарь включены слова, неоднократно используемые в учебнике по данной теме. Слова, содержащие по две орфограммы или слова с повторяющимся стечением согласных в слогах, предлагаются для работы по первому уровню требований. Объём словаря может быть пополнен другими словами, частотность употребления которых достаточно велика, а написание соответствует программным требованиям на данном этапе обучения.

Дидактическая игра занимает особое место в процессе обучения, поскольку поднимает на более высокий эмоциональный уровень слабо мотивированное выполнение учебных заданий, а именно:

  • зарождает стремление к победе в соревновании, а значит, активизирует волевые усилия в достижении учебной цели;

  • даёт возможность и приучает получать хороший результат работы с напарником за счёт сложения разных по уровню возможностей;

  • часто возникающая необходимость взаимовыручки при коллективных (групповых) формах работы рождает удивительное чувство товарищества, повышает самооценку. В таком позитивном эмоциональном поле учебный материал легче усваивается и дольше сохраняется в памяти.

Любую дидактическую игру можно сократить, оставив только учебные манипуляции, если возникает дефицит времени на уроке.

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово»,

«Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь».

2 класс

Звуки и буквы

Повторение: звуки и буквы; слова – названия предметов; предложение и правило его записи, схема предложения; распространение предложения; составление предложения с данным словом.

Гласные и согласные звуки и буквы, их различение по наличию или отсутствию преграды.

Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме.

Различение слов, сходных по звуковому составу (различающихся количеством звуков или их последовательностью в слове).

Ударение в двусложных, а затем в трёхсложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.

Слог. Роль гласных в образовании слогов. Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога.

Слова со звуками и и й, различение их значений. Деление данных слов на слоги.

Перенос слов по слогам.

Парные звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных.

  • Различение б – п

  • Различение в – ф

  • Различение г – к

  • Различение д – т

  • Различение ж –ш

  • Различение з – с

Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении.

Обозначение их буквами.

Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

  • Буква е вначале слова или слога

  • Буква ё вначале слова или слога

  • Буква ю вначале слова или слога

  • Буква я вначале слова или слога

  • Буквы е, ё, ю, я вначале слова или слога Твёрдые и мягкие согласные:

  • Гласные ы - и после твёрдых и мягких согласных

  • Гласные о - ё после твёрдых и мягких согласных

  • Гласные у - ю после твёрдых и мягких согласных

  • Гласные а - я после твёрдых и мягких согласных

  • Гласная е после мягких согласных

  • Различение твёрдых и мягких согласных

Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласных на конце слова.

Слово

Названия предметов

Предмет и его название. Их различение.

Называние предметов, отвечающих на вопросы что? кто?

Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? к слову и предмету.

Различение сходных предметов и их названий.

Обобщающее слово к группе однородных предметов.

Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что?

Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.

Названия действий

Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий по вопросам что делает? что делают?

Подбор названий действий к названиям предметов.

Различение названий действий по вопросам и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению.

Различение названий предметов и название действий по вопросам. Предлоги

Предлог как отдельное слово.

Составление предложений с использованием предлога.

Слова с непроверяемыми гласными:

  • Выделение трудной гласной в словах

  • Написание гласных в словах-«родственниках»

Предложение

Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по вопросу, по теме, по образцу. Коллективное обсуждение темы предложения (о ком или о чём мы хотим сказать).

Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя.

Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении.

  • Выделение предложения из текста

  • Правила записи предложения

  • Предложение и его схема

  • Различение набора слов и предложения

  • Порядок слов в предложении

  • Завершение начатого предложения

  • Составление предложений по предметной картинке

  • Составление предложений по сюжетной картинке

  • Предложения-вопросы и предложения-ответы

Слова из словаря: берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица (20 слов).

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Чёткое произношение звуков речи, соотношение их с буквами. Правильное написание строчных и заглавных букв, с использованием разных способов соединения их в слове.

Выделение первого звука в слоге или слове при условии совпадения звука и буквы.

Практическое различение понятия «предмет» и «название предмета».

Соблюдение правил записи предложения с опорой на схему и без неё. Распространение предложения одним словом с опорой на предметную картинку. Составление предложения из двух-трёх слов по ситуационной картинке.

Различение звуков гласных и согласных; умение их перечислить, опираясь на буквы.

Сравнение коротких слов, похожих по буквенному составу. Овладение умением различать данные слова на слух и соотносить их с соответствующими предметными картинками.

Овладение умением слышать и выделять голосом (по образцу учителя) ударный звук в слове, правильно ставить знак ударения.

Деление слова на слоги (сопровождая процесс хлопками) и перенос слова по слогам с одной строки на другую.

Различение звонких и глухих согласных в заданной паре звуков.

Понимание различия между свистящими и шипящими звуками, умение подбирать примеры слов, начинающихся на заданный звук с опорой на предметную картинку, выбранную из ряда других.

Различение на слух и выделение букв е, ё, ю, я в начале слова и правильное письмо слов после их буквенного анализа.

Различение на слух твёрдых и мягких согласных в начале слова и правильное обозначение их соответствующими гласными буквами. Запоминание 1-2 примеров на каждый случай дифференциации.

Различение на слух и чёткое произнесение твёрдых и мягких согласных на конце слов.

Запоминание двух-трёх примеров слов с мягким знаком на конце.

Различение названий предметов по вопросам кто? что? Называние легко выделяемых части знакомого предмета и постановка вопроса что? к названиям частей.

Умение выбрать обобщающее слово (из двух предложенных слов) к группе однородных предметов.

Отработка умения изменять форму слова в зависимости от обозначения одного или нескольких одинаковых предметов.

Понимание различия между названием человека и его именем, названием животного и его кличкой. Запоминание правила записи имён людей и кличек животных. Проявление желания придумывать клички животным, изображенным на картинках, и записывать название животного и его кличку. Овладение умением правильно записывать имена и клички в словосочетаниях и коротких предложениях, воспринимаемых на слух.

Различие названий действий по вопросам что делает? и что делают? Умение подобрать названия одного-двух действий к названию предмета с опорой на вопрос. Выбор одного из двух предложенных названий действий для использования его в предложении.

Нахождение в предложении «маленького слова» – предлога. Учёт наличия предлога при подсчёте слов в предложении и его схеме.

Твёрдое знание правила записи предложения. Умение отражать эти правила в записанном предложении и на его схеме.

Выделение заданного предложения из текста (предложение о ком-то или о чём-то).

Составление предложения из двух-трёх данных слов по предметной или сюжетной картинке.

Различение на слух разных по интонации предложений (предложения-вопросы и предложения-ответы). Подкрепление данного умения демонстрацией карточки с точкой или вопросительным знаком. Повторение за учителем предложения с правильной интонацией (вопросительной или повествовательной).

Формы организации учебных занятий: Основная форма организации учебных занятий – урок. Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная, групповая, подгрупповая, работа в парах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс (102 ч)

Темы

Часы

Словарь

Учебник

(упражнения на выбор)

Рабочие

2 тетради

(задания на выбор)

Методические рекомендации (методическое обеспечение и

содержание других видов работ на уроках)

Характеристика

основных видов

деятельности учащихся


Часть 1



Повторение

6 ч

1. Выделение звука и буквы в слове

1

с. 3–5

Дидактическая игра, с. 5

Чётко произносить звуки речи, соотносить их с буквами.

Правильно писать строчные и заглавные букв, используя разные способы соединения их в слове. Выделять первый звук в слоге или слове при условии совпадения

2

Рабочие тетради по русскому «Читай, думай, пиши» для 2–4 классов.








звука и буквы.

2. Предмет и слово, называющее предмет

1

с. 6–7

Практически различать понятия «предмет» и

«название предмета».

3. Предложение. Правило его записи

1

с. 8–9

Соблюдать правила записи предложения с опорой на схему и без неё. Распространять предложение одним словом с опорой на предметную картинку. Составлять предложение из 2–3 слов по ситуационной картинке

4. Предложение и его схема

1

с. 10–11

5. Распространение предложений

1

с. 12–13

6. Составление предложений

1

карандаш

с. 14–15

Звуки и буквы

1. Гласные звуки и буквы

41 ч

с. 16–17

Часть 1, с. 4–5,

№ 1–5

Различать звуки гласные и согласные; уметь их перечислить, опираясь на буквы.

2. Согласные звуки и буквы

1

с. 18–19

Часть 1, с. 6–7,

№ 1–4

Дидактическая игра, с. 5

3. Слова, различающиеся одним звуком

1

ветер

с. 20–21

Часть 1, с. 8–9,

№ 1–5

Выборочный диктант, с. 7–8

Сравнивать короткие слова, похожие по буквенному составу.

4. Слова, различающиеся

1

с. 22–23

Часть 1, с. 10–

Выборочный диктант,


количеством звуков




11, № 1–4

с. 5–6

Овладевать умением

различать данные слова на слух и соотносить их с соответствующими предметными картинками.

5. Слова, различающиеся последовательностью звуков

1

с. 24–25

Часть 1, с. 12–

13, № 1–4

Дидактическая игра, с.

6–7

6. Знакомство со знаком ударения

1

Москва

с. 26–27

Часть 1, с. 14–

15, № 1–5

Дидактическая игра, с.

8–9

Слышать и выделять голосом (по образцу учителя) ударный звук в слове, правильно ставить знак ударения.

7. Выделение ударного гласного в слове

1

с. 28–29

Часть 1, с. 16–

17, № 1–4

Письмо по слуху, с. 8

8. Деление слов на слоги

2

с. 30–31

Часть 1, с. 18–

19, № 1–5

Уметь делить слова на слоги (сопровождая процесс хлопками) и переносить слова по слогам с одной строки на другую.

9. Гласные в образовании слогов

1

помидор

с. 32–33

Часть 1, с. 20–

21, № 1–5

10. Деление слов со звуками и

– й на слоги

1

морковь

с. 34–35

Часть 1, с. 24–

25, № 1–4

Дидактическая игра, с.

10

11. Перенос слов по слогам

1

с. 36–37

Часть 1, с. 22–

23, № 1–4

Письмо по слуху, с. 10–

11

12. Различение звонких и

1

с. 38–39

Часть 1, с. 28–

Письмо по слуху, с.12–

Различать звонкие и


глухих согласных б – п




29, № 1–5

13

глухие согласные в заданной паре звуков.

13. Различение в – ф

1

с. 40–41

Часть 1, с. 30–

31, № 1–5

Письмо по слуху, с. 13

14. Различение г – к

1

с. 42–43

Часть 1, с. 32–

33, № 1–4

Письмо по слуху, с. 13

15. Различение д – т

1

с. 44–45

Часть 1, с. 34–

35, № 1–5

Письмо по слуху, с. 13

16. Различение ж –ш

1

с. 46–47

Часть 1, с. 36–

37, № 1–5

Письмо по слуху, с. 14

17. Различение з – с

1

с. 48–49

Часть 1, с. 38–

39, № 1–3

Письмо по слуху, с. 14

18. Различение парных звонких и глухих согласных

1

с. 50–51

Часть 1, с. 40–

41, № 1–4

Дидактическая игра, с. 11–12

19. Шипящие согласные

2

с. 52–53

Часть 1, с. 42–

43, № 1–5

Письмо по слуху, с. 15

Понимать различие между свистящими и шипящими звуками, подбирать примеры слов, начинающихся на заданный звук с опорой на предметную картинку, выбранную из ряда других.

20. Свистящие согласные

1

улица

с. 54–55

Часть 1, с. 44–

45, № 1–5

21. Различение шипящих и свистящих согласных

1

с. 56–57

Часть 1, с. 46–

47, № 1–4

Дидактическая игра, с. 14–15


22. Буква е в начале слова или слога

1

с. 58–59

Часть 1, с. 48–

49, № 1–4

Различать на слух и выделять буквы е, ё, ю, я в начале слова и правильно писать слова после их буквенного анализа.

23. Буква ё в начале слова или слога

1

с. 60–61

Часть 1, с. 50–

51, № 1–4

24. Буква ю в начале слова или слога

1

с. 62–63

Часть 1, с. 52–

53, № 1–4

25. Буква я в начале слова или слога

1

заяц

с. 64–65

Часть 1, с. 54–

55, № 1–3

26. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога

1

с. 66–67

Часть 1, с. 56–

57, № 1–3

Дидактическая игра, с.

16;

зрительный предупредительный диктант, с. 16–17

27. Гласные ы – и после твёрдых и мягких согласных

2

с. 68–69

Часть 1, с. 58–

59, № 1–4

Различать на слух твёрдые и мягкие

согласные в начале слова и правильно обозначать их соответствующими гласными буквами. Запомнить 1–2 примера

на каждый случай дифференциации.

28. Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных

1

с. 70–71

Часть 1, с. 60–

61, № 1–4

29. Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных

1

с. 72–73

Часть 1, с. 62–

63, № 1–4

30. Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных

1

с. 74–75

Часть 1, с. 64–

65, № 1–4

31. Гласная е после мягких

1

с. 76–77

Часть 1, с. 66–


согласных





67, № 1–4


32. Различение твёрдых и мягких согласных

1


с. 78–79

Часть 1, с. 68–

69, № 1–4

Дидактическая игра,

с. 17–18; выборочный диктант, с. 18

33. Буква ь для обозначения мягкости согласных

2


с. 80–81

Часть 2, с. 4–5,

№ 1–6

Различать на слух и чётко произносить твёрдые и мягкие согласные на конце слов. Запомнить 2–3 примера слов с мягким знаком на конце

34. Письмо слов с мягкими согласными на конце

1

мороз


с. 82–83

Часть 2, с. 6–7,

№ 1–5

Дидактическая игра, с.

19

35. Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова

1


с. 84–85

Часть 2, с. 8–9,

№ 1–4

Зрительный предупредительный диктант, с. 19–20

36. Различение слов с твёрдым и мягким согласным на конце

2


с. 86–87

Приложение 1, с. 74, 76


Часть 2

Слово

30 ч


1. Предмет и его название

1

коньки


с. 4–5

Часть 2, с. 10–

11, № 1–5

Различать названия предметов по вопросам кто? что? Называть легко выделяемые части знакомого предмета и ставить вопрос что? к

2. Названия предметов, отвечающие на вопрос что?

1


с. 6–7

Часть 2, с. 12–

13, № 1–4

3. Названия частей предмета

1

пальто


с. 8–9

Часть 2, с. 14–

15, № 1–3


4. Различение сходных предметов и их названий

1

с. 10–11

Часть 2, с. 16–

17, № 1–4

названиям частей.

5. Обобщающее слово к группе однородных предметов

1

огурец

с. 12–13

Часть 2, с. 18–

19, № 1–4

Уметь выбрать обобщающее слово (из двух предложенных слов) к группе однородных предметов.

6. Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?

1

ворона

с. 14–15

Часть 2, с. 20–

21, № 1–4

7. Обобщающее слово к группе однородных предметов

1

корова

с. 16–17

Часть 2, с. 22–

23, № 1–4

8. Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

1

с. 18–19

Часть 2, с. 24–

25, № 1–4

Дидактическая игра, с. 20–21

9. Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов

2

ребята

с. 20–21

Часть 2, с. 26–

27, № 1–3

Слуховой предупредительный

диктант, с. 21

Отрабатывать умение изменять форму слова в зависимости от обозначения одного или нескольких одинаковых предметов.

10. Большая буква в именах людей

1

с. 22–23

Часть 2, с. 28–

29, № 1–4

Понимать различие между названием человека и его именем, названием животного и его кличкой. Запомнить правило записи имён

11. Большая буква в именах и фамилиях людей

1

с. 24–25

Часть 2, с. 30–

31, № 1–3

Дидактическая игра, с.

22

12. Большая буква в кличках животных

1

Часть 2, с. 32–

33, № 1–4


13. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках

животных

1

с. 26–27

Часть 2, с. 34–

35, № 1–4

людей и кличек животных. Проявлять желание придумывать клички животным, изображённым на картинках, и записывать название животного и его кличку. Овладевать умением правильно записывать имена и клички в словосочетаниях и коротких предложениях, воспринимаемых на слух.

14. Контрольный диктант

1

с. 22

15. Работа над ошибками

1

16. Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает?

1

с. 28–29

Часть 2, с. 36–

37, № 1–5

Различать названия действий по вопросам что делает? и что делают?

17. Названия действий,

1

с. 30–31

Часть 2, с. 38–


отвечающие на вопрос что делают?




39, № 1–5



18. Подбор названий действий к названиям предметов

1

воробей

с. 32–33

Часть 2, с. 40–

41, № 1–4

Уметь подобрать названия 1–2 действий к названию предмета с опорой на вопрос

19. Подбор названий действий к названиям предметов

1

с. 34–35

Часть 2, с. 42–

43, № 1–3

20. Различение названий действий по вопросам

1

с. 36–37

Часть 2, с. 44–

45, № 1–4

Дидактическая игра, с. 22–23

. Выбирать одно из двух предложенных названий действий и вставлять его в предложение.

21. Различение названий предметов и названий действий по вопросам

1

с. 38–39

Часть 2, с. 48–

49, № 1–3

Выборочный диктант, с. 23–24

22. Предлог как отдельное слово

1

берёза

с. 40–41

Часть 2, с. 50–

51, № 1–5

Дидактическая игра, с.

24

Находить в предложении «маленькое слово» – предлог. Учитывать наличие предлога при подсчёте слов в предложении и его схеме

23. Употребление предлогов в предложении

2

машина

с. 42–43

Часть 2, с. 52–

53, № 1–5

Выборочный диктант, с.

25

24. Контрольный диктант

1

с. 25

25. Работа над ошибками

1

26. Выделение трудной гласной в словах

1

с. 44–45

Часть 2, с. 54–

55, № 1–4

Дидактическая игра, с.

26

27. Написание гласных в

2

с. 46–47

Часть 2, с. 55,

Выборочный диктант, с.


словах-«родственниках»




№ 5

27; Приложение 1, с. 74,

82


Предложение

17 ч

1. Выделение предложения из текста

1

с. 48–49

Часть 2, с. 56–

57, № 1–4

Твёрдо знать правила записи предложения. Показывать отражение этих правил в записанном предложении и на его схеме.

2. Правила записи предложения

2

с. 50–51

Часть 2, с. 58–

59, № 1–4

3. Предложение и его схема

2

с. 52–53

Часть 2, с. 60–

61, № 1–4

4. Различение набора слов и предложения

2

с. 54–55

Часть 2, с. 62–

63, № 1–3

Выделять заданное предложение из текста (предложение о комили о чём-то).

то

5. Порядок слов в предложении

2

молоко

с. 56–57

Часть 2, с. 64–

65, № 1–4

6. Завершение начатого предложения

2

с. 58–59

Часть 2, с. 66–

67, № 1–4

7. Составление предложений по предметной картинке

2

с. 60–61

Часть 2, с. 68,

№ 1

Составлять

предложение из данных слов

предметной сюжетной картинке.

2–3 по или

8. Составление предложений по сюжетной картинке

2

с. 62–63

Часть 2, с. 69,

№ 2


9. Предложения-вопросы и предложения-ответы

2

с. 64–65

Часть 2, с. 70–

71, № 1–3

Зрительный предупредительный диктант, с. 28–29

Различать на слух разные по интонации предложения

(предложения-вопросы и предложения-ответы). Подкреплять данное умение демонстрацией карточки с точкой или вопросительным знаком. Повторять за учителем предложение с правильной интонацией (вопросительной или повествовательной)

Повторение

8 ч

1. Звонкие и глухие согласные

1

с. 66–67

Часть 1, с. 70,

№ 1, 2

2. Твёрдые и мягкие согласные

1

с. 68–69

Часть 1, с. 71,

№ 4

3. Мягкий знак на конце слова

1

с. 70–71

4. Названия предметов

1

с. 72–73

Часть 2, с. 72–

73, № 1, 3


5. Названия действий

1

с. 74–75

Часть 2, с. 74–

75, № 4–6

6. Предложение

1

с. 76–77

Часть 2, с. 76–

78, № 7–10

7. Контрольный диктант

1

с. 29

8. Работа над ошибками

1




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее