ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»
(Территориальное структурное подразделение в Чебулинском районе ФКУ КП-2, ФКУ КП-3 ГУФСИН России
по Кемеровской области)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете директор ГКОУ КО
Протокол № 1 от «31» августа 2018 «СОШ при ИУ УИС»
________________А.Е.Кремзюк
Приказ № __ от «__»_______2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
в условиях реализации ФКГОС
9 класс
очно-заочная форма обучения
Составитель: Панибратова С.Н., учитель
высшей квалификационной категории
г. Кемерово, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 классов составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Приказа Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Устава ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС»;
- ПОЛОЖЕНИЯ о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности (ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС»)
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
- авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, М.Т.Тростенцова Москва: «Просвещение», 2008 г.);
- федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 2017).
При составлении рабочей программы учтены рекомендации Кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2018-2019 учебном году».
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса ориентирована на использование учебника М.Т.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной .Русский язык. 9 класс. Москва: «Просвещение», 2011 г.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Родной язык изучается в курсе русского языка, что обусловлено статусом русского языка, который является средством межнационального общения для народов многонациональной РФ и государственным языком в нашей стране. Это позволяет рассматривать родной русский язык как важный фактор консолидации государства, основу формирования государственной идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
При организации учебного процесса в данном классе необходимо уделять внимание следующим аспектам:
характерологическим (учащиеся - лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы);
возрастным (диапазон от 18лет и старше);
особенности формирования классных групп (разнородные группы по составу преступления);
интеллектуальный уровень (перерыв в обучении от 3до 7 лет);
Обучение ведется на базовом уровне. Рабочей программой предусмотрено проведение 6 контрольных работ (включая входную и итоговую контрольные работы) и 2 зачетов. Формы и методы проведения зачета:
Устно-индивидуальный опрос по карточкам-заданиям
Тест
Групповое собеседование
Письменный зачет
Устно-письменный зачет
Письменные ответы на вопросы
Занятия организуются в форме групповых занятий, индивидуальных консультаций, зачетов.
Типы консультаций
Выявление и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся
Подготовка к изучению нового материала
Решение задач практического содержания
Подготовка к контрольной работе
Согласно учебному плану ГКОУ КО «СОШ ПРИ ИУ УИС» рабочая программа по русскому языку для 9 класса рассчитана на 2 часа в неделю, итого 70 часов в год.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Введение. Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5 - 8 классах
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения.
Союзные сложные предложения.
Сложносочиненные предложения.
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения.
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения.
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи.
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Учебно-тематическое планирование
Содержание учебного материала | Количество часов |
Введение | 1 |
Повторение изученного | 6 |
Сложное предложение | 49 |
Понятие о сложном предложении | 1 |
Сложносочиненные предложения | 8 |
Сложноподчиненные предложения | 20 |
Бессоюзные сложные предложения | 10 |
Сложные предложения с различными видами связи | 10 |
Общие сведения о языке | 4 |
Систематизация изученного | 10 |
Итого: | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Домашнее задание | Кол-во часов | Дата | ||
1 | Введение. Международное значение русского языка | Упр.2 (устно) | 1 |
| ||
Повторение изученного – 6ч | ||||||
2 | Устная и письменная речь. Монолог, диалог | Упр.15 | 1 |
| ||
3 | Стили языка | Упр.21 (устно) | 1 |
| ||
4 | Простое предложение и его грамматическая основа | Упр.30 | 1 |
| ||
5 | Предложения с обособленными членами | Упр.35 | 1 |
| ||
6 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | Упр.39 | 1 |
| ||
7 | Входная контрольная работа. |
| 1 |
| ||
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 49ч | ||||||
8 | Понятие о сложном предложении | П.7-10 | 1 |
| ||
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 8ч | ||||||
9 | Понятие о сложносочиненном предложении | Упр.60 | 1 |
| ||
10 | Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях | Упр.62 | 1 |
| ||
11 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. | Упр.64(5-10) | 1 |
| ||
12 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. | карточка | 1 |
| ||
13 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами | Упр. 68 | 1 |
| ||
14 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | Упр.70 | 1 |
| ||
15 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Рецензия. | Упр.76 | 1 |
| ||
16 | Контрольная работа по теме: «Сложносочинённые предложения». |
| 1 |
| ||
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 20ч (16+4) | ||||||
17 | Понятие о СПП. | П.18 | 1 |
| ||
18 | Строение СПП. | П.19-21 | 1 |
| ||
Основные группы СПП.1 | ||||||
19 | СПП с придаточными определительным
| П.22 упр. 111, | 1 |
| ||
20 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | П.23 упр. 120 | 1 |
| ||
21 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | П.24 | 1 |
| ||
22 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | П. 25 упр. 128 | 1 |
| ||
23 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия | П. 26 упр. 136 | 1 |
| ||
24 | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели | П. 26 упр. 153 | 1 |
| ||
25 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнительными | Упр. 161 | 1 |
| ||
26 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них | Упр.171 | 1 |
| ||
27 | р.р Деловые документы. (автобиография, заявление) | Составить автобиографию | 1 |
| ||
28 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | Упр.176 | 1 |
| ||
29 | Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | Упр.179 | 1 |
| ||
30 | р/р Р.к. Сочинение-рассуждение на тему «Как мы относимся к природе родного края» |
| 1 |
| ||
31 | р/р Написание сочинения | Закончить сочинение | 1 |
| ||
32 | Промежуточная контрольная работа |
|
|
| ||
33 | Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений | карточка | 1 |
| ||
34 | р/р Академическое красноречие. | Стр.118, вопросы | 1 |
| ||
35 | Обобщение и систематизация изученного | Упр.181(1) | 1 |
| ||
36 | Обобщение и систематизация изученного | карточка | 1 |
| ||
ЗАЧЁТ №1 «Сложносочиненные и сложноподчинённые предложения» | ||||||
Бессоюзные сложные предложения - 10 ч (9+1) | ||||||
37 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | П.31 | 1 |
| ||
38 | Интонация в бессоюзном сложном предложении | С.122-123 | 1 |
| ||
39 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | П.33 упр.упр.191 | 1 |
| ||
40 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | карточка | 1 |
| ||
41 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | П.34 Упр.197 | 1 |
| ||
42 | Тире в бессоюзном сложном предложении | П.35 Упр.200 | 1 |
| ||
43 | Синтаксический и пунктуационный разбор в бессоюзном сложном предложении. | карточка | 1 |
| ||
44 | р/р Реферат статьи на лингвистическую тему | Дописать реферат | 1 |
| ||
45 | Обобщение и систематизация изученного | Упр.206 | 1 |
| ||
46 | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» |
| 1 |
| ||
Сложные предложения с различными видами связи – 10ч (9+1) | ||||||
47 | Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях | П.37 | 1 |
| ||
48 | Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях | Упр.211 | 1 |
| ||
49 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | П.38 | 1 |
| ||
50 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Упр.216 | 1 |
| ||
51 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с различными видами связи. | У.217 | 1 |
| ||
52 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с различными видами связи. | Упр.218 | 1 |
| ||
53 | р/р Публичная речь | П.40 | 1 |
| ||
54 | Обобщение и систематизация изученного о сложных предложениях с различными видами связи. | Стр.154, вопросы | 1 |
| ||
55 | Обобщение и систематизация изученного о сложных предложениях с различными видами связи. | карточка | 1 |
| ||
56 | Контрольная работа по теме: «Сложные предложения» |
| 1 |
| ||
Зачёт №2 «Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с различными видами связи» | ||||||
Общие сведения о языке – 4ч. | ||||||
57 | Роль языка в жизни общества. |
| 1 |
| ||
58 | Русский литературный язык и его стили | Выучить таблицу | 1 |
| ||
59 | Русский язык как национальный язык русского народа | Выучить конспект в тетради | 1 |
| ||
60 | Русская письменность. Учёные-русисты. Р.к. Ученые- лингвисты Кемеровской области. | Выучить конспект в тетради | 1 |
| ||
Систематизация изученного– 10 ч (8+2) | ||||||
61 | Фонетика и графика. | П.41 упр.230 (1-2 абзац) | 1 |
| ||
62 | Лексика и фразеология. | Упр.231 | 1 |
| ||
63 | Морфемика. | П.43 упр.241 | 1 |
| ||
64 | Словообразование. | П.44, упр.244 (устно) | 1 |
| ||
65 | Морфология. | П.45 упр.249 | 1 |
| ||
66 | Синтаксис. | П.46 упр.255 | 1 |
| ||
67 | Выборочное изложение (по у.259) |
| 1 |
| ||
68 | Написание изложения |
| 1 |
| ||
69 | Орфография. Пунктуация. | Упр.272 | 1 |
| ||
70 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. |
| 1 |
|
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного курса учащиеся 9-х классов
должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
определять стиль и тип текста;
соблюдать все основные номы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмент большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий этикет.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Ключевые понятия
Средства связи сложного предложения
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные предложения
Придаточное предложение
Главное предложение
Указательное слово
Список литературы
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, М.: Просвещение 2008
2. Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учрежд./ Тростенцова Л.Л., М.: Просвещение. 2011.
3. Диктанты по русскому языку: 9 кл.- М.: Экзамен, 2013
4. Русский язык. Тестовые упражнения.8-9 кл.: пособие для учителя. Н.И.Сайтанова.-М.: Просвещение, 2010