«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 «В» класса разработана в соответствии с - федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

  • приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. №1060«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1643«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. № 507«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

· учебным планом Лицея; на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования авторской программы « Русский язык» В.П. Канакина - М. : Просвещение 2015, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».Рабочая программа по русскому языку для 2 «В» класса разработана в соответствии с - федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

  • приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. №1060«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1643«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. № 507«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

· учебным планом Лицея; на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования авторской программы « Русский язык» В.П. Канакина - М. : Просвещение 2015, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».Рабочая программа по русскому языку для 2 «В» класса разработана в соответствии с - федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

  • приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. №1060«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1643«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. № 507«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
  • учебным планом Лицея; на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования авторской программы « Русский язык» В.П. Канакина - М. : Просвещение 2015, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 2 «В» класса разработана в соответствии с - федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

  • приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. №1060«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1643«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. № 507«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

  • учебным планом Лицея; на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования авторской программы « Русский язык» В.П. Канакина - М. : Просвещение 2015, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану МБОУ «Лицей №1» всего на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2- м классе отведено – 136 ч. (4 ч в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия

У ученика 2 класса будут сформированы:

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·установка на здоровый образ жизни;

·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик 2 класса получит возможность для формирования:

·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 2 класса научится:

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·различать способ и результат действия;

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Ученик 2 класса получит возможность научиться:

·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 2 класса научится:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·осуществлять синтез как составление целого из частей;

·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·устанавливать аналогии;

·владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик 2 класса получит возможность научиться:

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 2 класса научится:

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик 2 класса получит возможность научиться:

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

В результате работы по темам «Наша речь»,   «Текст», «Предложение» ученик 2 класса научится:

-сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;

-различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;

-правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;

-правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;

-составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;

-составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;

-письменно отвечать на вопросы к тексту;

-писать под диктовку;

-записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;

-списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;

-пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».

В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение» ученик 2 класса получит возможность научиться:

-понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;

-составлять предложения, различные по цели высказывания;

-устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;

-выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);

-устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

-выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;

-устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? 

-составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;

-определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;

-записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;

-работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);

-различать текст-пословицу и текст-загадку;

     -писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.

В результате работы по теме « Слова, слова, слова… » ученик 2 класса научится:

-подбирать группы родственных (однокоренных) слов;

-выделять корень в однокоренных словах;

-различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

-распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;

-использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);

-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

В процессе работы по теме «Слова, слова, слова» ученик 2 класса получит возможность научиться:

-различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;

-распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;

-использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».

В результате работы по теме «Звуки и буквы» ученик 2 класса научится:

-слушать, анализировать звучащее слово;

-выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;

-подбирать слова с заданными первым и последним звуками;

-выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;

-понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;

-понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;

-понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;

-использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;

-анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;

-различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;

-выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;

-обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» ученик 2 класса получит возможность научиться:

-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);

-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;

-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;

-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.

В результате работы по теме «правописание буквосочетаний с шипящими звуками» ученик 2 класса научится:

-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

-безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;

-различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» ученик 2 класса получит возможность научиться:

-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);

-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;

-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;

-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.

В результате работы по теме «Части речи» ученик 2 класса научится:

-распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;

-распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;

-использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;

-характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;

-определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;

-распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);

-распознавать имена собственные в зависимости от контекста ( орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);

-писать имена собственные по правилам;

-характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;

-определять признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;

-изменять имя прилагательное по числам;

-выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);

-устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);

-различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;

-характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

-устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;

-определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;

-изменять глаголы по числам;

-писать предлоги отдельно от других слов.

В процессе работы по теме «Части речи» ученик 2 класса получит возможность научиться:

-различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать?  и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?

-изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;

-объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;

-различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);

-использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);

-понимать значение предлогов в речи.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2-й класс 136 ч (4 часов в неделю)

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи

Наша  речь (4 ч).

Язык и речь, их значение в жизни.  Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах  речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).  Особенности  устной, письменной и внутренней речи.

Текст (3 ч).

Текст.  Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение  её в плане.  Красная строка в тексте.

Предложение (12 ч).

Предложение как единица речи.  Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании  главных и второстепенных членов предложения.  Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…(17 ч).

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения  слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных  слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями  учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова.  Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании  корня в слове, подборе однокоренных  слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение.  Уточнение представлений  о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение  над разноместностью  и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (28 ч).

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи.  Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений  об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов  в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков?  Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв  в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов  и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной  в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой  и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (26 ч).

Основные  признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль  в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук  й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих  звуков буквами. Правописание  слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова.  Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне  однокоренных слов и форм одного  и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи (34 ч).

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и  вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании.  Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их  в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их  в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи  (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль  имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (12 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося час

Развитие речи, час. Из них обучающих:

Контрольный диктант, час

Самостоятельная и проверочная работа, час

Проект

сочинений

изложений




1.

Наша речь.

4



1



2.

Текст

3


1




3.

Предложение

12

1


1



4.

Слова, слова, слова…

17

1


2

1


5.

Звуки и буквы.

28

1


3

2

2

6.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

26

1

3

2

2

1

7.

Части речи

34


1

2

2


8.

Повторение


12

1


1



Итого

136

10

12

7

3







КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК

(136 часов - 4 часа в неделю)


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Вид занятия

Виды самостоятельной работы

Дата проведения урока

Планируемая

Фактическая


Раздел 1. Наша речь

4





1.

Знакомство с учебником.

Какая бывает речь?

1

Урок рефлексии




2.

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

Усвоение новых знаний




3.

Как отличить диалог от монолога?

1

Усвоение новых знаний




4.

Входной контрольный диктант.

1

Урок- контроль.

К.д




Раздел 2. Текст

3





5.

Что такое текст?

1

Урок рефлексии




6.

Что такое тема и главная мысль текста?

1

Усвоение новых знаний




7.

Части текста. Изложение по вопросам.

1

Урок развития речи

Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам




Раздел 3. Предложение

12





8.

Работа над ошибками. Что такое предложение?

1

Урок рефлексии




9.

Как из слов составить предложение?

1

Комбинированный




10.

Контрольное списывание.

1

Урок- контроль.

К.с.



11.

Что такое главные члены предложения?

1

Усвоение новых знаний




12.

Что такое второстепенные члены предложения?

1

Усвоение новых знаний




13.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1

Усвоение новых знаний




14.

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

1

Усвоение новых знаний




15.

Как установить связь слов в предложении?

1

Усвоение новых знаний




16.

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине.

1

Урок развития речи

Составление рассказа по рисунку и опорным словам



17.

Анализ сочинений.

1

Урок рефлексии




18.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

Урок- контроль.

К.д.



19.

Работа над ошибками.

1

Урок рефлексии





Раздел 4. Слова, слова, слова...

17





20.

Что такое лексическое значение слова?

1

Усвоение новых знаний




21.

Что такое однозначные и многозначные слова?

1

Усвоение новых знаний




22.

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1

Усвоение новых знаний




23.

Что такое синонимы?

1

Усвоение новых знаний




24.

Что такое антонимы?

1

Усвоение новых знаний




25.

Контрольный диктант по теме «Связь слов в предложении»

1

Урок- контроль.

К.д.



26.

Работа над ошибками. Что такое родственные слова?

1

Комбинированный




27.

Что такое родственные слова?

1

Усвоение новых знаний




28.

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1

Усвоение новых знаний




29.

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1

Усвоение новых знаний




30.

Какие бывают слоги?

1

Усвоение новых знаний




31.

Как определить ударный слог?

1

Комбинированный




32.

Как переносить слова с одной строки на другую?

1

Комбинированный




33.

Обучающее сочинение по серии картинок.

1

Урок развития речи

Составление рассказа по рисунку и опорным словам



34.

Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…»

1

Урок- контроль.

Пр.р.



35.

Контрольный диктант за 1 четверть

1

Урок- контроль.

К.д.



36.

Работа над ошибками.

1

Урок рефлексии





Раздел 5. Звуки и буквы

28





37.

Как различать звуки и буквы?

1

Комбинированный




38.

Как мы используем алфавит?

1

Комбинированный




39.

Как мы используем алфавит?

1

Комбинированный




40.

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1

Комбинированный




41.

Как определить гласные звуки?

1

Комбинированный




42.

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

1

Урок- контроль.

К.д.



43.

Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

Комбинированный




44.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

Комбинированный




45.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

Комбинированный




46.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

Комбинированный




47.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

Комбинированный




48.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

Комбинированный




49.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

Комбинированный




50.

Развитие речи. Обучающее сочинение.

1

Урок развития речи


Составление рассказа по рисунку и опорным словам



51.

Контрольный диктант «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». Проверочная работа.

1

Урок- контроль.

К.д.



52.

Работа над ошибками. Как определить согласные звуки?

1

Комбинированный




53.

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

1

Комбинированный




54.

Слова с удвоенными согласными.

1

Комбинированный




55.

Развитие речи.

Наши проекты. И в шутку и в серьёз.

1

Проектная деятельность

Проект



56.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Комбинированный




57.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Комбинированный




58.

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

1

Комбинированный




59.

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

1

Комбинированный




60.

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

1

Комбинированный




61.

Контрольный диктант за 2 четверть.

1

Урок- контроль.




62.

Проверочная работа по теме «Звуки и буквы»

1

Урок- контроль.

Пр.р.



63.

Работа над ошибками.

1

Урок рефлексии




64.

Наши проекты. Пишем письмо.

1

Проектная деятельность

Проект




Раздел 6. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

26





65.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1

Комбинированный




66.

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

Урок развития речи

Составление развёрнутого ответа на вопросы



67.

Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».

1

Урок рефлексии




68.

Контрольный диктант

«Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».

1

Урок- контроль.

К.д.



69.

Работа над ошибками.

Наши проекты. Рифма.

1

Проектная деятельность

Проект



70.

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1

Комбинированный




71.

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя.

1

Урок- контроль.




72.

Как отличить звонкие согласные от глухих?

1

Комбинированный




73.

Как отличить звонкие согласные от глухих?

1

Комбинированный




74.

Проверка парных согласных в корне слова.

1

Урок введения новых знаний





75.

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

1

Уроки введения новых знаний





76.

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста.

1

Урок развития речи


Составление рассказа по рисунку и опорным словам



77.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

Комбинированный




78.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

Комбинированный




79.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

Комбинированный




80.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

Комбинированный




81.

Изложение повествовательного текста.

1

Урок развития речи


Составление рассказа по рисунку и опорным словам



82.

Контрольный диктант «Правописание парных согласных»

1

Урок- контроль.

К.д.



83.

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1

Урок рефлексии




84.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

Комбинированный




85.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

Комбинированный




86.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

Комбинированный




87.

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

1

Комбинированный




88.

Обучающее сочинение «Зимние забавы».

1

Урок развития речи

Составление рассказа по рисунку и опорным словам



89.

Работа над ошибками.

1

Урок рефлексии




90.

Обобщение изученного материала. Проверка знаний по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

1

Урок- контроль.

Сам.р.




Раздел 7. ЧАСТИ РЕЧИ

34





91.

Что такое части речи?

1

Урок введения новых знаний





92.

Что такое имя существительное?

1

Урок введения новых знаний




93.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Урок введения новых знаний




94.

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

Урок введения новых знаний




95.

Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей Заглавная буква в написаниях кличек животных.

1

Комбинированный




96.

Заглавная буква в географических названиях.

1

Комбинированный




97.

Обучающее изложение.

1

Урок развития речи

Составление рассказа по рисунку и опорным словам



98.

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

1

Урок рефлексии




99.

Единственное и множественное число имён существительных

1

Уроки введения новых знаний





100.

Единственное и множественное число имён существительных

1

Комбинированный




101.

Контрольный диктант за 3 четверть

1

Урок- контроль.

К.д.



102.

Работа над ошибками.

1

Урок рефлексии




103.

Что такое глагол?

1

Комбинированный




104.

Что такое глагол?

1

Комбинированный




105.

Единственное и множественное число глаголов.

1

Уроки введения новых знаний




106.

Единственное и множественное число глаголов.

1

Комбинированный




107.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

Урок введения новых знаний




108.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Проверка знаний.

1

Урок рефлексии




109.

Что такое текст-повествование?

1

Урок введения новых знаний




110.

Проверка знаний по теме «Глагол»

1

Урок рефлексии

Сам.р



111.

Что такое имя прилагательное?

1

Урок введения новых знаний




112.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

Урок введения новых знаний




113.

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1

Урок введения новых знаний




114.

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1

Урок введения новых знаний




115.

Что такое текст – описание?

1

Урок введения новых знаний




116.

Проверка знаний по теме «Имя прилагательное»

1

Урок рефлексии

Сам.р.



117.

Общее понятие о предлоге.

1

Урок введения новых знаний




118.

Раздельное написание предлогов со словами.

1

Урок введения новых знаний




119.

Восстановление предложений.

1

Урок рефлексии

Восстановление предложений



120.

Что такое местоимение?

1

Уроки введения новых знаний




121.

Что такое местоимение?

1

Комбинированный




122.

Что такое текст – рассуждение?

1

Урок введения новых знаний




123.

Контрольный диктант «Предлоги»

1

Урок- контроль.

К.д.



124.

Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Части речи»

1

Урок рефлексии





Раздел 8. ПОВТОРЕНИЕ

12





125.

Повторение по теме «Текст».

1

Урок рефлексии




126.

Сочинение по картине.

1

Урок развития речи

Составление рассказа по картине и опорным словам



127.

Повторение по теме «Предложение».

1

Урок рефлексии




128.

Повторение по теме «Слово и его значение».

1

Урок рефлексии




129.

Повторение по теме «Части речи».

1

Урок рефлексии




130.

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

Урок рефлексии




131.

Повторение по теме «Правила правописания».

1

Урок рефлексии




132.

Контрольное списывание.

1

Урок- контроль.

К.с.



133.

Итоговый диктант.

1

Урок- контроль.

К.д.



134.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

Урок рефлексии




135.

Повторение и закрепление изученного материала.

1

Урок рефлексии




136.

Повторение и закрепление изученного материала.

1

Урок рефлексии





Итого:

136


К.д. – 12

Сл.д – 1

К.с. – 2

Пр.р. – 2

Сам.р. - 3




Сокращения, принятые в данном планировании:

К.д.- контрольный диктант

К.с. – контрольное списывание

Пр.р. – проверочная работа

Сам.р. – самостоятельная работа



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее