ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 2 «В» класса разработана в соответствии с - федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. №1060«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1643«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. № 507«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
учебным планом Лицея; на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования авторской программы « Русский язык» В.П. Канакина - М. : Просвещение 2015, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ «Лицей №1» всего на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2- м классе отведено – 136 ч. (4 ч в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
У ученика 2 класса будут сформированы:
·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
·установка на здоровый образ жизни;
·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик 2 класса получит возможность для формирования:
·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
·адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 2 класса научится:
·принимать и сохранять учебную задачу;
·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·различать способ и результат действия;
·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Ученик 2 класса получит возможность научиться:
·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·преобразовывать практическую задачу в познавательную;
·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 2 класса научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
·владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик 2 класса получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 2 класса научится:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнёра;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик 2 класса получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
В результате работы по темам «Наша речь», «Текст», «Предложение» ученик 2 класса научится:
-сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
-различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
-правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;
-правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
-составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
-составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
-письменно отвечать на вопросы к тексту;
-писать под диктовку;
-записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
-списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;
-пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».
В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение» ученик 2 класса получит возможность научиться:
-понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
-составлять предложения, различные по цели высказывания;
-устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
-выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
-устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
-выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
-устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем?
-составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
-определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
-записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
-работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
-различать текст-пословицу и текст-загадку;
-писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.
В результате работы по теме « Слова, слова, слова… » ученик 2 класса научится:
-подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
-выделять корень в однокоренных словах;
-различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
-распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
-использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
В процессе работы по теме «Слова, слова, слова» ученик 2 класса получит возможность научиться:
-различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
-распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
-использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
В результате работы по теме «Звуки и буквы» ученик 2 класса научится:
-слушать, анализировать звучащее слово;
-выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
-подбирать слова с заданными первым и последним звуками;
-выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
-понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;
-понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;
-понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
-использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
-анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
-различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
-выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
-обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» ученик 2 класса получит возможность научиться:
-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
В результате работы по теме «правописание буквосочетаний с шипящими звуками» ученик 2 класса научится:
-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
-безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
-различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» ученик 2 класса получит возможность научиться:
-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
В результате работы по теме «Части речи» ученик 2 класса научится:
-распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
-распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
-использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
-характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
-определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
-распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
-распознавать имена собственные в зависимости от контекста ( орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);
-писать имена собственные по правилам;
-характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;
-определять признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
-изменять имя прилагательное по числам;
-выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
-устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
-различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
-характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
-устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
-определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
-изменять глаголы по числам;
-писать предлоги отдельно от других слов.
В процессе работы по теме «Части речи» ученик 2 класса получит возможность научиться:
-различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
-изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
-объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
-различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
-использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
-понимать значение предлогов в речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2-й класс 136 ч (4 часов в неделю)
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи
Наша речь (4 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (3 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(17 ч).
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (28 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (26 ч).
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (34 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (12 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося час | Развитие речи, час. Из них обучающих: | Контрольный диктант, час | Самостоятельная и проверочная работа, час | Проект | ||||||
сочинений | изложений | | | | ||||||||
1. | Наша речь. | 4 | | | 1 | | | |||||
2. | Текст | 3 | | 1 | | | | |||||
3. | Предложение | 12 | 1 | | 1 | | | |||||
4. | Слова, слова, слова… | 17 | 1 | | 2 | 1 | | |||||
5. | Звуки и буквы. | 28 | 1 | | 3 | 2 | 2 | |||||
6. | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. | 26 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | |||||
7. | Части речи | 34 | | 1 | 2 | 2 | | |||||
8. | Повторение | 12 | 1 | | 1 | | | |||||
Итого | 136 | 10 | 12 | 7 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
(136 часов - 4 часа в неделю)
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия | Виды самостоятельной работы | Дата проведения урока | |
Планируемая | Фактическая | |||||
| Раздел 1. Наша речь | 4 | | | | |
1. | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | Урок рефлексии | | | |
2. | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
3. | Как отличить диалог от монолога? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
4. | Входной контрольный диктант. | 1 | Урок- контроль. | К.д | | |
| Раздел 2. Текст | 3 | | | | |
5. | Что такое текст? | 1 | Урок рефлексии | | | |
6. | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
7. | Части текста. Изложение по вопросам. | 1 | Урок развития речи | Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам | | |
| Раздел 3. Предложение | 12 | | | | |
8. | Работа над ошибками. Что такое предложение? | 1 | Урок рефлексии | | | |
9. | Как из слов составить предложение? | 1 | Комбинированный | | | |
10. | Контрольное списывание. | 1 | Урок- контроль. | К.с. | | |
11. | Что такое главные члены предложения? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
12. | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
13. | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
14. | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
15. | Как установить связь слов в предложении? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
16. | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 | Урок развития речи | Составление рассказа по рисунку и опорным словам | | |
17. | Анализ сочинений. | 1 | Урок рефлексии | | | |
18. | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | Урок- контроль. | К.д. | | |
19. | Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | | | |
| Раздел 4. Слова, слова, слова... | 17 | | | | |
20. | Что такое лексическое значение слова? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
21. | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
22. | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
23. | Что такое синонимы? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
24. | Что такое антонимы? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
25. | Контрольный диктант по теме «Связь слов в предложении» | 1 | Урок- контроль. | К.д. | | |
26. | Работа над ошибками. Что такое родственные слова? | 1 | Комбинированный | | | |
27. | Что такое родственные слова? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
28. | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
29. | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
30. | Какие бывают слоги? | 1 | Усвоение новых знаний | | | |
31. | Как определить ударный слог? | 1 | Комбинированный | | | |
32. | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | Комбинированный | | | |
33. | Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 | Урок развития речи | Составление рассказа по рисунку и опорным словам | | |
34. | Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…» | 1 | Урок- контроль. | Пр.р. | | |
35. | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | Урок- контроль. | К.д. | | |
36. | Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | | | |
| Раздел 5. Звуки и буквы | 28 | | | | |
37. | Как различать звуки и буквы? | 1 | Комбинированный | | | |
38. | Как мы используем алфавит? | 1 | Комбинированный | | | |
39. | Как мы используем алфавит? | 1 | Комбинированный | | | |
40. | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | Комбинированный | | | |
41. | Как определить гласные звуки? | 1 | Комбинированный | | | |
42. | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы» | 1 | Урок- контроль. | К.д. | | |
43. | Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Комбинированный | | | |
44. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Комбинированный | | | |
45. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Комбинированный | | | |
46. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Комбинированный | | | |
47. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Комбинированный | | | |
48. | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | Комбинированный | | | |
49. | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | Комбинированный | | | |
50. | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | Урок развития речи | Составление рассказа по рисунку и опорным словам | | |
51. | Контрольный диктант «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». Проверочная работа. | 1 | Урок- контроль. | К.д. | | |
52. | Работа над ошибками. Как определить согласные звуки? | 1 | Комбинированный | | | |
53. | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | 1 | Комбинированный | | | |
54. | Слова с удвоенными согласными. | 1 | Комбинированный | | | |
55. | Развитие речи. Наши проекты. И в шутку и в серьёз. | 1 | Проектная деятельность | Проект | | |
56. | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | Комбинированный | | | |
57. | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | Комбинированный | | | |
58. | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 | Комбинированный | | | |
59. | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | Комбинированный | | | |
60. | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | Комбинированный | | | |
61. | Контрольный диктант за 2 четверть. | 1 | Урок- контроль. | | | |
62. | Проверочная работа по теме «Звуки и буквы» | 1 | Урок- контроль. | Пр.р. | | |
63. | Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | | | |
64. | Наши проекты. Пишем письмо. | 1 | Проектная деятельность | Проект | | |
| Раздел 6. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 26 | | | | |
65. | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 | Комбинированный | | | |
66. | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | Урок развития речи | Составление развёрнутого ответа на вопросы | | |
67. | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 | Урок рефлексии | | | |
68. | Контрольный диктант «Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ». | 1 | Урок- контроль. | К.д. | | |
69. | Работа над ошибками. Наши проекты. Рифма. | 1 | Проектная деятельность | Проект | | |
70. | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | Комбинированный | | | |
71. | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя. | 1 | Урок- контроль. | | | |
72. | Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1 | Комбинированный | | | |
73. | Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1 | Комбинированный | | | |
74. | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
75. | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1 | Уроки введения новых знаний | | | |
76. | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. | 1 | Урок развития речи | Составление рассказа по рисунку и опорным словам | | |
77. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | Комбинированный | | | |
78. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | Комбинированный | | | |
79. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | Комбинированный | | | |
80. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | Комбинированный | | | |
81. | Изложение повествовательного текста. | 1 | Урок развития речи | Составление рассказа по рисунку и опорным словам | | |
82. | Контрольный диктант «Правописание парных согласных» | 1 | Урок- контроль. | К.д. | | |
83. | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 1 | Урок рефлексии | | | |
84. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | Комбинированный | | | |
85. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | Комбинированный | | | |
86. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | Комбинированный | | | |
87. | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 | Комбинированный | | | |
88. | Обучающее сочинение «Зимние забавы». | 1 | Урок развития речи | Составление рассказа по рисунку и опорным словам | | |
89. | Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | | | |
90. | Обобщение изученного материала. Проверка знаний по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | 1 | Урок- контроль. | Сам.р. | | |
| Раздел 7. ЧАСТИ РЕЧИ | 34 | | | | |
91. | Что такое части речи? | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
92. | Что такое имя существительное? | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
93. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
94. | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
95. | Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей Заглавная буква в написаниях кличек животных. | 1 | Комбинированный | | | |
96. | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | Комбинированный | | | |
97. | Обучающее изложение. | 1 | Урок развития речи | Составление рассказа по рисунку и опорным словам | | |
98. | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | Урок рефлексии | | | |
99. | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | Уроки введения новых знаний | | | |
100. | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | Комбинированный | | | |
101. | Контрольный диктант за 3 четверть | 1 | Урок- контроль. | К.д. | | |
102. | Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | | | |
103. | Что такое глагол? | 1 | Комбинированный | | | |
104. | Что такое глагол? | 1 | Комбинированный | | | |
105. | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | Уроки введения новых знаний | | | |
106. | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | Комбинированный | | | |
107. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
108. | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Проверка знаний. | 1 | Урок рефлексии | | | |
109. | Что такое текст-повествование? | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
110. | Проверка знаний по теме «Глагол» | 1 | Урок рефлексии | Сам.р | | |
111. | Что такое имя прилагательное? | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
112. | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
113. | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
114. | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
115. | Что такое текст – описание? | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
116. | Проверка знаний по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок рефлексии | Сам.р. | | |
117. | Общее понятие о предлоге. | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
118. | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
119. | Восстановление предложений. | 1 | Урок рефлексии | Восстановление предложений | | |
120. | Что такое местоимение? | 1 | Уроки введения новых знаний | | | |
121. | Что такое местоимение? | 1 | Комбинированный | | | |
122. | Что такое текст – рассуждение? | 1 | Урок введения новых знаний | | | |
123. | Контрольный диктант «Предлоги» | 1 | Урок- контроль. | К.д. | | |
124. | Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Части речи» | 1 | Урок рефлексии | | | |
| Раздел 8. ПОВТОРЕНИЕ | 12 | | | | |
125. | Повторение по теме «Текст». | 1 | Урок рефлексии | | | |
126. | Сочинение по картине. | 1 | Урок развития речи | Составление рассказа по картине и опорным словам | | |
127. | Повторение по теме «Предложение». | 1 | Урок рефлексии | | | |
128. | Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | Урок рефлексии | | | |
129. | Повторение по теме «Части речи». | 1 | Урок рефлексии | | | |
130. | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | Урок рефлексии | | | |
131. | Повторение по теме «Правила правописания». | 1 | Урок рефлексии | | | |
132. | Контрольное списывание. | 1 | Урок- контроль. | К.с. | | |
133. | Итоговый диктант. | 1 | Урок- контроль. | К.д. | | |
134. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | Урок рефлексии | | | |
135. | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | Урок рефлексии | | | |
136. | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | Урок рефлексии | | | |
| Итого: | 136 | | К.д. – 12 Сл.д – 1 К.с. – 2 Пр.р. – 2 Сам.р. - 3 | | |
Сокращения, принятые в данном планировании:
К.д.- контрольный диктант
К.с. – контрольное списывание
Пр.р. – проверочная работа
Сам.р. – самостоятельная работа