Программа по русскому языку, 9 класс

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе авторской программы для 5-9 классов Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. И др. «Русский язык. 5-9 классы».

При составлении рабочей программы учителем учтены новые рекомендации авторов предметной линии учебников: «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановой, Л.А.Тростенцовой и других».

Данная программа рассчитана на усвоение базовых знаний, умений и навыков, которыми должны обладать обучающиеся общеобразовательного класса.

Программа реализована в учебнике « Русский язык. 9 класс: учебник

для общеобразовательных учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

РАЗДЕЛ 1

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе авторской программы для 5-9 классов Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. И др. «Русский язык. 5-9 классы».

При составлении рабочей программы учителем учтены новые рекомендации авторов предметной линии учебников: «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановой, Л.А.Тростенцовой и других».

Данная программа рассчитана на усвоение базовых знаний, умений и навыков, которыми должны обладать обучающиеся общеобразовательного класса.

Программа реализована в учебнике « Русский язык. 9 класс: учебник

для общеобразовательных учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская,

А. Д. Дейкина и др. – 6-е изд.

Цели и задачи обучения предмету.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (т. е. осведомлённость школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т. е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется  в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе является воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

РАЗДЕЛ 2

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

— производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

— составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

— определять тип и стиль текста;

— соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинение публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

































РАЗДЕЛ 3

Основное содержание.

Количество часов по учебному плану школы – 140.

По рекомендации авторов учебника в календарно-тематическое планирование включены следующие дополнительные дидактические единицы:

  • Устная и письменная речь.

  • Диалог и монолог.

  • Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

  • Интонация сложного предложения.

  • Роль указательных слов в СПП.

  • Публичная речь.





№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

На развитие речи в том числе

На повторение в том числе

1

Международное значение русского языка

1



2

Повторение изученного в 5-8-ых классах

12

5


3

Сложное предложение. Культура речи.

7

1

2

4

Сложносочинённые предложения

17

3

3

5

Сложноподчинённые предложения

47

11

7

6

Бессоюзные сложные предложения

19

2

2

7

Сложные предложения с разными видами связи

11

3


9

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

26

6



Итого:

140

31


Увеличено количество часов на повторение: в начале учебного года выделено 12 часов, в течение года- 14 часов и в конце учебного года- 26. Уроки повторения в течение учебного года введены, так как необходимо серьёзно готовить учащихся к экзамену в новой форме. Кроме того, учитывается и слабый уровень подготовки учащихся данного класса, особенно низкая орфографическая грамотность, что предполагает целенаправленное систематическое повторение основных орфографических правил. Многие обучающиеся обладают недостаточным уровнем знаний, умений и навыков по русскому языку и нуждаются в более медленном темпе прохождения учебного материала, дополнительном времени на повторение и развитие речи. Увеличено количество часов на развитие речи (написание сочинений и изложений) в связи с подготовкой к экзамену в новой форме.
















Раздел 4

Календарно-тематическое планирование

Наименование тем уроков

Планируемые сроки прохождения

Виды контроля, измерителя

Тип

урока




Характеристика деятельности учащихся




Планируемые результаты освоения материала




Домашнее задание

1

Международное значение русского языка-1 час








Повторение изученного в 5-8-ых классах-12 часов


Развернутый ответ на вопрос по теме урока

Вводный урок

Слово учителя, работа по учебнику, лекция с элементами беседы

Знать основные функции языка в обществе, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке международного общения, о величии и общепризнанности русского языка.

Уметь составлять конспект текста о международном значении русского языка.

Упр. 4 (составить и записать текст на тему «Наша страна – великая космическая держава»).


2

Р/р Устная и письменная речь


Беседа, упражнения, творческая работа, письмо по памяти

Повторение

изученного

Репродуктивный; беседа, работа по схемам

Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные., социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией.

§ 2

(теоретический материал, с. 10 –11).Составить монолог на тему «XXI век – век информации

и информа-
ционных
технологий»

3

Р/р Монолог, диалог


Работа с таблицей, ответы на вопросы, самостоятельное изучение

Комбинированный урок

Репродуктивный; работа по таблице, взаимоопрос, работа текстами (сопоставительный анализ)

Уметь различать стили речи, определять их жанры, тему, основную мысль, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка.

§ 3; упр. 27, найти и записать употребительные эквиваленты к инояз. словам

4

Повторение фонетики, графики, орфоэпии


Беседа, упражнения,
тренинг

Повторение изученного

Репродуктивный; синтаксическая пятиминутка, конструирование предложений по схемам, орфографическая пятиминутка, тестирование

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами.

§ 4; упр. 31
(озаглавить, списать текст, раскрыть

скобки и рас-ставить пропущенные знаки препинания)

5

Р/р Стили речи


Беседа, упражнения

Повторение изученного

Репродуктивный; парная работа по карточкам, объяснительный диктант, работа по таблицам, комплексный анализ текста

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи.

§ 5; упр. 36, записать, обозначить причастные и деепричастные обороты

6

Простое предложение и его грамматическая основа


Беседа, упражнения, тренинг

Повторение изученного

Репродуктивный; предупредительный диктант, синтаксическая пятиминутка,

конструирование предложений по схемам

Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

§ 6; упр. 40 (изложение с продолжением)

7

Предложения с обособленными членами


Диктант с грамматическим заданием

Урок контроля знаний



Повторить словарные слова

8

Предложения с обособленными членами (закрепление)


Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста. Приёмы сжатия текста.

Развитие речи


Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, используя приемы компрессии текста.

Устное сжатое изложение текста

9

Обращения, вводные слова и вставные конструкции


Словарный диктант, самостоятельная работа

Урок изучения нового материала

Репродуктивный; лексико-орфографическая работа, работа по карточкам, сравнительный анализ предложений, работа по таблице, выборочное списывание

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них, создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи.

§ 7; упр. 44;


10

Обращения, вводные слова и вставные конструкции (закрепление)


Словарный диктант

Урок изучения нового материала

Репродуктивный, частично-поисковый; выборочный диктант, беседа, лингвистическая разминка, групповая работа, взаимоопрос.


§ 8; упр. 51

11

Р/р Подробное изложение


Сочинение

Уроки развития речи


Уметь создавать текст публицистического стиля в жанре дневника, использовать языковые средства, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля (представление, распространённое обращение, обратный порядок слов и т.д), свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста.

Дописать сочинение

12

Р/р Подробное изложение


Объяснительный диктант


Комбинированный

Репродуктивный, частично-поисковый;


Уметь интонационно оформлять СП с разными типами

§ 9; упр. 54;
§ 10; упр. 59

13

Повторение лексики
















занимательная лингвистика, орфографическая разминка, работа с текстом, тестирование

смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания.

(сочинение «Наш любимый уголок»)


Сложное предложение. Культура речи -7 часов


Выборочный диктант

Урок изучения нового материала

Частично-поисковый; беседа, объяснительный диктант, работа по таблице, занимательная лингвистика, творческий диктант работа по карточкам









Знать грамматические признаки ССП, его строение, основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи, находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разбор

§ 11–12;
упр. 62, (записать, обозначить грамматические основы)

14

Понятие о сложном предложении.


Комплексный анализ текста, тест


Урок изучения нового материала

Частично-поисковый; конструирование предложений, диктант с взаимопроверкой, схематический диктант


§ 13; упр. 64

15

Союзные и бессоюзные сложные предложения



Урок изучения нового материала

Частично-поисковый; орфографическая диктовка, анализ текста, тестирование


§ 14; упр. 65

16

Разделительные и выделительные знаки препинания



Урок изучения нового материала

Частично-поисковый; работа по карточкам, занимательная лингвистика, творческий диктант, выборочное списывание


§ 15, 16; упр. 67, 71

17

Повторение фразеологии


Сочинение


Развитие речи

Составление плана сочинения. Собирание материала для сочинения, ответы на вопросы, написание сочинения

Уметь создавать текст –повествование с описанием в художественном стиле, используя репродукцию картины, языковые средства, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля, свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста.

Дописать сочинение

18

Интонация сложного предложения


Объяснительный диктант, беседа по вопросам

Урок сообщения новых знаний, формирования умений и навыков

Репродуктивный, объяснительный диктант, работа со схемами предложений, тестирование

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и ПП с однородными членами, правильно ставить знаки препинания.

§ 17; упр. 76.

Ответить на вопросы (стр. 47)

19

Р/р Сочинение «Любимый уголок природы»





Контрольный


Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Работа с экзаменационными материалами

20

Повторение :морфемика, морфемный разбор


Анализ работ учителем (типичные орфографические, пунктуационные ошибки, ошибки в грамматическом задании). Инструкция по сам. работе по исправлению ошибок. Сам. работа над ошибками.

Комбинированный.


Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь анализировать ошибки , допущенные в работе, выполнять работу над ошибками с графическим объяснением орфограмм и пунктограмм.

Работа с экзаменационными материалами


Сложносочинённые предложения-17 часов


Работа с учебником, упражнения, составление схем, проблемные задания

Урок изучения нового материала

Репродуктивный; лингвистическая разминка, конструирование предложений, анализ предложений, работа по карточкам

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.

Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП.

§ 18; упр. 84, переписать, расставить знаки препинания

21

Понятие о сложносочинённом предложении


Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП.

комбинированный

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; лексико-орфографическая работа, диктант «Проверь себя», комментированный анализ предложений, конструирование предложений


Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП.


22

Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях


Сочинение

Урок развития речи

Составление плана сочинения, собирание материала для сочинения, ответы на вопросы. Написание сочинения

Уметь писать сочинение на заданную тему, связно и последовательно излагать свои мысли

Дописать сочинение

23

Повторение: словообразование


Словарный диктант

Изучение нового материала

Работа с учебником, упражнения, составление схем, проблемные задания, опорные схемы

Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи

§ 20; упр. 96, списать, расставить знаки препинания

24

ССП с соединительными союзами


Объяснительный диктант

Изучение нового материала

Частично-поисковый; лингвистическая разминка, сам. работа по карточкам, конструирование предложений, схематический восстановительный диктант

Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии

с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос.

§ 21; упр. 99;

упр. 105.

25

ССП с разделительными союзами


Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста. Приёмы сжатия текста.

Развитие речи

Анализ текста, лексическая работа, устный пересказ, составление планов, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам, мини-дискуссия

Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Составить экзаменационные вопросы А1- А7.

26

ССП с противительными союзами


Объяснительный диктант, предупредительный диктант

Урок изучения нового материала

Проблемный, частично-поисковый; лингвистическая разминка, беседа, работа по таблице редактирование текста, парная работа по разбору предложений

Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными.

Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи.

§ 22; упр. 110; упр. 116

27

Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения


Объяснительный диктант, тест

Урок изучения нового материала


Работа по учебнику, синтаксический разбор. Опознание в тексте сложных предложений с различными видами связи

Знать особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи.

§ 23; упр. 118; упр. 122

28

Повторение: морфология














Объяснительный диктант, словарный диктант, тест

Урок изучения нового материала

Выделение главного и придаточного предложения в составе главного, установление связи между главным и придаточным предложениями в составе сложного

Знать виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи

§ 24, 25;

упр. 126; упр. 129

29

Р/р Рецензия на литературное произведение, кинофильм



Урок изучения нового материала

Составление сложноподчиненных предложений, произнесение их с правильной интонацией, трансформирование СПП в простые и простых в сложные, сохраняя смысл


§ 26; упр. 137

30

Р/р Рецензия на литературное произведение, кинофильм



Урок изучения нового материала

Работа с учебником, объяснение расстановки знаков препинания, конструирование предложений


§ 26; упр. 144

31

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения


Текст и его комплексный анализ.

Урок изучения нового материала

Практикум на основе экзаменационных материалов

Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом.

Устный анализ данного текста

32

Систематизация и обобщение по теме ССП


См. уроки 42-45.

Урок изучения нового материала

Частично-поисковый, репродуктивный; орфографическая диктовка, работа по таблице, занимательная лингвистика, комплексный анализ текста, тестирование

См.уроки 42-45

§ 27; упр. 158; упр. 163

33

Систематизация и обобщение по теме ССП


Сочинение на основе картины по данному началу о родине, о природе родного края.

Урок развития речи

Лексическая работа, беседа, работа с репродукцией картины, работа с образцами, сам. работа с черновиками.

Уметь создавать текст на основе картины по данному началу, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем, отбирать материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.




Дописать сочинение

34

Контрольный диктант по теме «ССП»


Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное, однородное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимическая замена предложений.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный; лингвистическая разминка, беседа, работа по таблице, конструирование предложений, выборочное списывание, лексическая работа

Знать виды подчинения придаточных частей в СПП с несколькими придаточными. Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор

§ 28; упр. 175
(составить краткое сообщение о происхождении псевдонимов на основе рассказа Тэффи); выписать из художественной литературы 5 СПП с несколькими придаточными

35

Работа над ошибками


Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля. Краткое сообщение на основе рассказа.

Развитие речи

Выразительное чтение, работа в группах по составлению плана, коллективная работа по отбору рабочего материала, самостоятельная творческая работа учащихся.

Понимать текст рассказа Теффи, уметь адекватно понимать информацию письменного сообщения , использовать цитаты как средство передачи чужой речи.

Повторить правила

36

Повторение :имя существительное (орфография)


Порядок синтаксического и пунктуационного разбора СПП.

Обобщение изученного материала

Репродуктивный; взаимоопрос, комментированный разбор предложений, конструирование предложений, , схематический диктант, занимательная лингвистика

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка

§ 29, 30; выписать из худ. литературы три СПП, произвести синтаксический разбор; упр. 179

37

Р/р Приемы сжатия текста


Текст и его комплексный анализ.

Урок - практикум

Репродуктивный; разноаспектный анализ текста (смысловой, языковой, речеведческий, орфографический, пунктуационный)

Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом.

Устный анализ данного текста


Сложноподчинённые предложения-47 часов


Тема. Основная мысль текста. Статья на лингвистическую тему как вид речевого высказывания публицистического и научного стиля. Дополнительный материал.

Урок развития речи

Анализ текста, лексическая работа, устный пересказ, составление плана, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам.

Уметь понимать информацию публицистической статьи, воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения включить дополнительный материал по теме.

Упр. 178 (подготовить доклад на тему «Толковый словарь – картина мира»)

38

Понятие о сложноподчинённом предложении


Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания вСПП.

Урок систематизации и обобщения материала

Репродуктивный; контрольный словарный диктант, объяснительный диктант, тестирование с самопроверкой

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка.

Контрольные вопросы

(с. 118); тестовые задания

39

Место придаточного предложения по отношению к главному.


Применение орфографических и пунктуационных знаний на уровне образовательного стандарта (ОС) по теме «СПП»

Урок контроля

Контрольный диктант с грамматическим зада-нием

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений.

Владеть орфографическими и пунктуационными знаниями на уровне ОС

Составить экзаменационные задания В1 – В9

40

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении



Обобщение и систематизация



Работа с экзаменационными материалами

41

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении


Бессоюзные предложения (БСП), их грамматические признаки.

Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания в БСП.

Урок изучения нового материала

Проблемный, объяснительно-иллюстративный; лингвистическая разминка, заполнение таблицы (работа в парах), творческое списывание, предупредительный диктант

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь опознавать их в тексте, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

§ 31 – 32; упр. 189

42

Р/р Сочинение (отзыв по картине)


БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП.

Изучение нового материала

Частично-поисковый; орфоэпическая разминка, коллективный анализ предложений, анализ текста,


§ 33; упр. 194.

43

Повторение : имя прилагательное (орфография)


Художественная проза Н.В.Гоголя, её характерные черты (тщательное воспроизведение, выписывание бытовых деталей в подробностях), стилистические особенности. Характеристика героя.

Урок развития речи

Анализ текста, лексическая работа, устный пересказ, составление плана, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам.

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения).

Работа с экзаменационными материалами

44

Союзы и союзные слова в ССП


БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

Изучение нового материала

Частично-поисковый; лингвистическая разминка, анализ предложений, мини-сочинение, конструирование предложений, словарная работа, занимательная лингвистика

Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

§ 34; упр. 198

45

Как отличить союзы от союзных слов


БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП,

Изучение нового материала

Частично-поисковый; подготовленный диктант с взаимопроверкой, анализ предложений, конструирование предложений

Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

§ 35; упр. 200

46

Роль указательных слов в СПП


Отзыв. Особенности жанра. Отличие отзыва от рецензии. Составление плана отзыва о картине Н.М.Ромадина. Отбор языковых средств.

Развитие речи

Лексическая работа, беседа, работа с репродукцией картины, работа с образцами, сам. работа с черновиками.

Знать отличительные особенности отзыва как жанра.

Уметь отбирать материал в соответствии с учебной задачей, создавать текст в жанре отзыва по картине.

Работа с экзаменационными материалами

47

Р/р Подробное изложение


БСП. Знаки препинания в БСП. План устного и письменного пунктуационного разбора.

Урок сообщения новых знаний, формирования умений и навыков

Репродуктивный; парная работа по карточкам, анализ текста, диктант «Проверь себя», тестирование

Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки

с запятой, двоеточия и тире в БСП, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

§ 36; выписать из худ. литературы 3 БСП, произвести синтак. разбор

48

Р/р Подробное изложение


Текст и его комплексный анализ.

Комбинированный

Репродуктивный; разноаспектный анализ текста (смысловой, языковой, речеведческий, орфографический, пунктуационный)

Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом.

Работа с экзаменационными материалами

49

Повторение: имя числительное (орфография)


БСП. Знаки препинания в БСП. План устного и письменного пунктуационного разбора.

Контрольный диктант


Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Повторить правила

50

СПП с придаточными определительными


Анализ работ учителем (типичные орфографические, пунктуационные ошибки, ошибки в грамматическом задании). Инструкция по сам. работе по исправлению ошибок. Сам. работа над ошибками.

комбинированный






























Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь анализировать ошибки , допущенные в работе, выполнять работу над ошибками с графическим объяснением орфограмм и пунктограмм.


Повторить правила

51

СПП с придаточными определительными


Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

комбинированный

Проблемный; орфографическая работа, предупредительный диктант, сопоставительный анализ предложений

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях

§ 37; упр. 212

52

СПП с придаточными изъяснительными


Сочетание знаков препинания в предложениях с разными видами связи. Сочинительные и подчинительные союзы. Смысловые отношения между частями.

Изучение нового материала

Частично-поисковый; контрольный словарный диктант, лингвистическая разминка, конструирование предложений, схематический диктант

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи

§ 38; упр. 216

53

СПП с придаточными изъяснительными


Структура СП с разными видами связи. Разное сочетание видов связи.

Обобщение изученного материала

Репродуктивный; анализ публицистического текста, словарная работа, комментированный разбор предложений, сам. работа по карточкам

Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно, пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию.

§ 39; упр. 218

54

Р/р Сжатое изложение


Работа с текстом сборника по подготовке к ГИА.

Развитие речи

Анализ текстов, объединенных одной проблемой, устный пересказ, составление планов, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам, мини-дискуссия.

Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Повторить правила

55

Р/р Сжатое изложение


Культура публичной речи. Особенности речевого этикета в публицистических сферах общения.

Развитие речи

Объяснительно-иллюстративный4 презентация по теме, рассказ учителя, работа в группах ( анализ вариантов вступления и заключения), рецензия на выступление ( работа с текстом)

Знать требования к композиции публичного выступления, понимать цель выступления, роль заключения, уметь выбирать наиболее эффективные из вариантов выступлений и заключений в зависимости от типа речи и избранного жанра, владеть способами изложения материала, аргументировано отстаивать свою позицию.

Упр. 222 (подготовить публичное выступление для родительского собрания на тему «Взрослые и мы»).

56

Повторение: местоимение


Структура СП с разными видами связи. Разное сочетание видов связи. Пунктуация.

Повторение и обобщение изученного материала

Репродуктивный; словарный диктант, анализ предложений, конструирование предложений, тестирование

Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно, пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию.

Работа с экзаменационными материалами

57

СПП предложения с придаточными обстоятельственными


Текст и его комплексный анализ.

комбинированный

Репродуктивный; разноаспектный анализ текста (смысловой, языковой, речеведческий, орфографический, пунктуационный)

Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом.

Работа с экзаменационными материалами

58

СПП с придаточными места и времени


Структура СП с разными видами связи. Разное сочетание видов связи. Пунктуация.

Контрольный


Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС по теме.

Работа с экзаменационными материалами

59

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия


Звуки русского языка, их классификация.

Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма.

Повторение и систематизация изученного материала

Репродуктивный; беседа, работа по карточкам, фонетический разбор, тестирование

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы.

Уметь применять знания

по фонетике в практике правописания и говорения.

Работа с экзаменационными материалами

60

Р/р Сочинение-рассуждение( по тексту упр.133-134)


Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Группы слов.

Повторение и систематиза-ция изученного материала

Репродуктивный; словарный диктант, взаимоопрос, работа со словарями, работа по таблице

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, производить синонимическую замену, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Работа с экзаменационными материалами

61

Повторение: глагол


Морфемы, передающие информацию о слове. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразователь-ный анализ

Повторение и систематиза-ция изученного материала

Репродуктивный; лингвистическая разминка, беседа, работа по таблице, сам. работа по карточкам, работа со словарём

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания




Работа с экзаменационными материалами

62

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия


Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий.

Повторение и

Систематиза-ция изученного материала

Репродуктивный; лингвистическая разминка, словарная разминка, работа по карточкам в парах, тестирование,

Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания

по морфологии в практике правописания

Работа с экзаменационными материалами

63

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия


Синтаксические единицы. Синтаксические нормы. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений разных видов.

Повторение и систематизация изученного материала

Репродуктивный; беседа, словарный диктант с грамматическим заданием, работа по карточкам, схематический диктант, анализ предложений

Знать опознавательные признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены

предложения, обращения

и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления

в речи.

Работа с экзаменационными материалами

64

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными


Работа с текстом сборника по подготовке к ГИА.

Развитие речи



Работа с экзаменационными материалами

65

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными


Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания.

Повторение изученного материала

Репродуктивный; лингвистическая разминка, работа по карточкам (самостоятельная и парная), работа по составлению схем предложений, конструирование предложений по схемам

Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде устного рассуждения, письменно объяснять с помощью графических символов, правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложении

Работа с экзаменационными материалами

66

Систематизация и обобщение по теме «Типы придаточных предложений»



Контрольный.




67

Систематизация и обобщение по теме «Типы придаточных предложений»







68

Контрольный диктант







69

Повторение. Работа над ошибками.







70

Р/р Сочинение-рассуждение по тексту







71

Повторение: глагол







72

СПП с несколькими придаточными







73

СПП с несколькими придаточными







74

Р/р Краткое сообщение (упр. 175)







75

Повторение: наречие







76

Синтаксический разбор СПП







77

Р/р Сжатое изложение







78

Р/р Сжатое изложение







79

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения







80

Повторение по теме







81

Урок-зачёт по теме СПП







82

Урок-зачёт по теме СПП







83

Р/р Сочинение-рассуждение (упр.184)







84

Повторение: причастие








Бессоюзные сложные предложения-19 часов







85

Понятие о БСП.







86

Интонация в БСП







87

Р/р Как писать сочинение на лингвистическую тему







88

Повторение: деепричастие







89

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП







90

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП







91

Двоеточие в БСП







92

Двоеточие в БСП







93

Тире в БСП







94

Тире в БСП







95

Р/р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему







96

Повторение: служебные части речи







97

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения







98

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения







99

Повторение по теме БСП







100

Урок-зачёт по теме БСП







101

Урок-зачёт по теме БСП







102

Контрольный диктант по теме «БСП»







103

Работа над ошибками. Повторение.








Сложные предложения с различными видами связи-11 часов







104

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях







105

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи







106

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи







107

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи







108

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи







109

Р/р Подробное изложение ( упр.219)







110

Р/р Подробное изложение ( упр.219)







111

Р/р Публичная речь







112

Р/р Сочинение (упр.222)







113

Контрольный синтаксический разбор







114

Повторение








Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах-26 часов







115

Роль языка в жизни общества. Контрольные вопросы.







116

Повторение. Фонетика и графика







117

Повторение. Лексика и фразеология







118

Морфемика







119

Словообразование







120

Орфограммы в корнях слов







121

Орфограммы в приставках







122

Функции Ь и ъ знаков







123

Морфология







124

Р/р Контрольное сжатое изложение







125

Р/р Контрольное сжатое изложение







126

Правописание окончаний существительных







127

Правописание окончаний прилагательных и причастий







128

Правописание суффиксов и окончаний глаголов







129

Р/р Контрольное сочинение-рассуждение







130

Р/р Контрольное сочинение-рассуждение







131

Правописание предлогов, союзов, частиц







132

Правописание предлогов, союзов, частиц







133

Синтаксис. Словосочетание







134

Контрольное тестирование







135

Типы односоставных предложений







136

Однородные члены предложения







137

Обособленные члены предложения







138

Вводные слова и конструкции







139

Способы оформления чужой речи







140

Виды сложных предложений








Итого 140 часов





















Перечень учебно-методического обеспечения.


Учебно-методический комплект учителя:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы, Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. 9-е издание. М.: «Просвещение», 2008

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание.- М.: ВАКО, 2012.

  3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999

  4. Кулаева Л.М. Диктанты по русскому языку. 9 класс-М.: Экзамен, 2012

  5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 9 класс. М.:, «Просвещение», 2001

  6. Угроватова Т. Ю. Русский язык. 9 класс: материалы для подготовки к итоговой аттестации. – М.: Просвещение, 2006

  7. Цыбулько И.П., Александров В.Н. и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский языкМ.: «Интеллект-Центр», 2010

Учебно-методический комплект учащихся:


1.Основной учебник:Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2013


Дополнительные пособия:

  1. Сычёва В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. М.: «Экзамен», 2015

  2. Козулина М. В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. _ Саратов: Лицей, 2006

  3. Цыбулько И.П. ГИА 2016.Русский язык. Типовые тестовые варианты.-М.: Национальное образование, 2016.












Календарно-тематическое планирование




№ урока

Дата по плану

Дата факт

Тема урока

Формы контроля

Домашнее задание

Примечание



Введение (1час)




1



Международное значение русского языка


Выучить черед. гласных , №2




Повторение изученного в 5-8 классах (4+3Р=7 часа)




2



Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

Словарный диктант №2 Проверочная работа «Чередующиеся гласные»

Выучить приставки, №3




3



Комплексное повторение. Стили языка.

Перфокарта «Чередующиеся гласные»

Выучить гласные после шипящих,№20






Сжатое изложение


Повторить Н-НН






Сжатое изложение






6



Простое предложение и его грамматическая основа.



№ 31









7



Простое предложение и его грамматическая основа.



№ 31









8



Предложения с обособленными членами.


№35




СПП с придаточными обстоятельственными

Запись №64

Словарный диктант№64


Подгот. к контр. с/д


9



Предложения с обособленными членами.


№35









10



Обращение, вводные слова и вставные конструкции.






11



Обращение, вводные слова и вставные конструкции.





12



Обращение, вводные слова и вставные конструкции.





13Р



Изложение с продолжением






14Р



Изложение с продолжением







Сложные предложения. Культура речи. (1час)




СПП с придаточными обстоятельственными

Запись №64

Словарный диктант№64



15



Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.


Перфокарта «Окончания глаголов»

Параграф 7


Подгот. к контр. с/д


16



Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.



Повторить виды союзов. №51









Сложносочинённые предложения(7 час)




17



Основные группы ССП


Параграф 11,№ 65




18



Основные группы ССП


Параграф 13




19



Основные группы ССП


Параграф 14




20



Сложносочинённые предложения с противительными союзами.


Параграф 15 №67




21



Сложносочинённые предложения с противительными союзами.


№67




22








Сложносочинённые предложения и

знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов»


Параграф 16











23



Сложносочинённые предложения и

знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов»


№71




24



Сложносочинённые предложения и

знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов»


№73













25



Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.


Параграф 17, разбор




26Р



Сочинение


№74




27Р



Сочинение


№74




28-29



Систематизация и обобщение по теме «ССП»





Контрольные вопросы




30 К



Контрольный диктант






31К



Анализ контрольного диктанта






Сложноподчинённые предложения (18+4Р=22 час)




32



Строение СПП и пунктуация в нём



Словарный диктант №21

Параграф 18,19, №88




33



Строение СПП и пунктуация в нём


Параграф 19,№90




34Р



Обучающее сочинение на лингвистическую тему






35Р



Обучающее сочинение на лингвистическую тему.


Выучить шаблоны С 2.1.




36



Обучающее сочинение на лингвистическую тему.






37-38-39-40



Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.


Параграф 20,№97




41



Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.



Параграф 21,№105




42-43-44-

45



СПП с придаточными определительными

Проверочная работа «Шаблоны С2.1.»

Параграф 22 №116




46-

47

48

49



СПП с придаточными изъяснительными

Словарный диктант№48


Параграф 23 №123



50-

51



СПП с придаточными обстоятельственными

Словарный диктант№64


Подгот. к контр. с/д




52-

53-

54-



Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные

Контрольный словарный диктант №1

Параграф 27№ 161




55-

56-

57-



Придаточные предложения места и времени

Тест №3

Параграф 25 №130




58Р



Обучающее сочинение по прочитанному тексту


Выучить теорию




59Р



Обучающее сочинение по прочитанному тексту






60-

61-

62



Придаточные предложения причины и следствия.

Словарный диктант №92


Параграф 26 №132




63-

64



Придаточные предложения условные


Параграф 26 №141




65-

66



Придаточные предложения уступительные


№147, повторить правописание омонимичных частей речи








67-

68



Придаточные предложения цели


№154, повторить Не и НИ




69-

70



Закрепление темы «СПП»

Тест №4

№166




71-

72



СПП с несколькими придаточными

Словарный диктант №127

Параграф 28, №168,

Подгот. к контр. с/д




73-

74-



СПП с несколькими придаточными




Контрольный словарный диктант №2

№175




75-

76-



Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения



Параграф 29 №176




77-

78-



Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения


Контрольные вопросы и задания




79К



Контрольный диктант


Подгот. к контр. с/д



80К



Анализ контрольного диктанта






Бессоюзное сложное предложение (7+2Р=9)






81-

82-

83-



Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.





№189




84-

85-

86-



Запятая и точка с запятой в БСП

Контрольный словарный диктант №3

Параграф 33 №194




87Р



Сжатое изложение






88Р



Сжатое изложение


№140




89-

90-

91-



Двоеточие в БСП






92-

93-

94-



Тире в БСП


Параграф 35, №200,




95-

96-



Закрепление темы «БСП».




Проверочная работа по теории

№204




97-

98-



Синтаксический и пунктуационный разборы.


Параграф 36, контрольные вопросы и задания.




99К



Контрольный диктант






100К



Анализ контрольного диктанта





Сложные предложения с различными видами связи (3 часа)



101-

102



Сложные предложения с различными видами связи


Параграф 37, №214




103-

104-



Сложные предложения с различными видами связи


Параграф 38-39,разбор




105-106

107-

108К



Тестирование формата ГИА






Общие сведения о языке (3 часа)




109



Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление


Параграф 40, №221




110



Русский литературный язык и его стили


Повторить шаблоны С2.2.




111К



Итоговый контрольный диктант


Повторить орфограммы в корне




112К



Анализ контрольного диктанта






Систематизация и обобщение изученного (11+4Р=15 часов)




113-

114-115



Повторение «Фонетика. Графика. Орфография»

Проверочная работа «Чередующиеся гласные»

Повторить орфограммы в приставках №230




116-

117-

118-



Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография»

Проверочная работа «Приставки»


Повторить орфограммы в суффиксах №234




119-

120-

121-



Повторение «Состав слова и словообразование. Орфография»

Словарный диктант ПРЕ и ПРИ

№246




122-

123Р



Контрольное выборочное изложение по тексту(№259)






124-




Повторение темы «Морфология»

Тест №6

Повторить НЕ с различными частями речи,




125-



Повторение темы «Морфология»


Проверочная работа «НЕ с различными частями речи»

№257








126Р



Контрольное сжатое изложение






127Р



Контрольное сжатое изложение






128К-




Тестирование







№249




129-

130-



Повторение темы «Предлог. Союз. Частица»


№252



131-

132




Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация»

Графический диктант №3

№254

№256




133



Знаки завершения предложения и их функции

Тест №7

Повторить способы цитирования




134




Запятая и её функции.

Двоеточие и тире и их функции.


Комплексный анализ текста

Расставить знаки препинания в предложениях.




135



Скобки и кавычки и их функции и правила постановки.

Способы введения чужой речи.


Комплексный анализ текста

Расставить знаки препинания в предложениях




136Р



Контрольное сочинение на лингвистическую тему


Повторить знания по синтаксису




137-140



Обобщение, повторение пройденного материала


Повторение





















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее