Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с. Ивановка Ивантеевского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО филологического гуманитарно-художественного цикла __________/Ажаева А.И. Протокол № ___ от 24 августа 2017 года
| «Согласовано» Руководитель методического совета МОУ «СОШ с. Ивановка» _____________/Бучилова Г.В. от 24 августа 2017 года
| «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ с Ивановка» _________/Буховец О.В./ Приказ № ___ от 25 августа 2017года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
5 класс
Уровень преподавания: ФГОС
Карловой Людмилы Вильямовны
с.Ивановка
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2015г.) и рассчитана на 175 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 5 классов основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Для реализации данной рабочей программы по русскому языку используется: УМК.Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. Учебник для 5 класса в 2-х частях. М. Просвещение 2012.
Учебник
Учебные пособия
Методические пособия
Программа составлена для учащихся средней общеобразовательной школы с. Ивановка, в частности для обучающихся 5 класса.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 класса МОУ «Средней общеобразовательной школы с. Ивановка».
На изучение русского языка в 5 классе в учебном плане отводится 175 часов (5 ч в неделю):
Планируемые результаты обучения
Личностные
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии
с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
Метапредметные
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Предметные.
Пятиклассник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
•использовать орфографические словари.
Пятиклассник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, доклады, доверенности и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее , привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
Язык и общение (3ч)
Вспоминаем, повторяем, изучаем (26ч.)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27ч.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (18ч.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (16ч.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (23ч.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.
Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.
Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.
Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов
Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов
Чередование звуков. Варианты морфем
Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту
Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов
Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения
Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.
Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Морфология. Орфография. Культура речи (51 ч)
Имя существительное (21ч.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (11ч.)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (19ч.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (11ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
По плану | По факту | ||
| ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2+1 ч. Рр) | ||
|
|
| Язык и человек. Язык и речь. |
|
|
| Язык и его единицы. |
|
|
| Рр Стили речи. Композиционные и языковые признаки. |
РАЗДЕЛ 2. ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (20ч. +6 ч.Рр | |||
|
|
| Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
|
|
| Орфограмма. |
|
|
| Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова. |
|
|
| Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. |
|
|
| Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
|
|
| Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
|
|
| Буквы и,у,а после шипящих. |
|
|
| Разделительные Ъ и Ь. |
|
|
| Раздельное написание предлогов с другими словами. |
|
|
| Рр Текст. |
|
|
| Рр обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому, упр.70) |
|
|
| Части речи. |
|
|
| Глагол. |
|
|
| Входной мониторинг |
|
|
| Правописание –тся и –ться в глаголах. |
|
|
| Личные окончания глаголов. |
|
|
| Рр Тема текста. |
|
|
| Имя существительное как часть речи. |
|
|
| Падежные окончания существитель-ных. |
|
|
| Имя прилагательное как часть речи. |
|
|
| Местоимение как часть речи. |
|
|
| Рр Основная мысль текста. |
|
|
| Рр Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом». |
|
|
| Повторение изученного в начальных классах. |
|
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». |
|
|
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23+4ч. Рр) | |||
|
|
| Синтаксис. Пунктуация. |
|
|
| Словосочетание. |
|
|
| Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Разбор словосочетания. |
|
|
| Рр Сжатое изложение «Глупый пень» (упр.127) |
|
|
| Рр Сжатое изложение «Глупый пень» (упр.127) |
|
|
| Предложение. Виды предложений по цели высказывания. |
|
|
| Восклицательные предложения. |
|
|
| Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
|
|
| Сказуемое. |
|
|
| Тире между подлежащим и сказуемым. |
|
|
| Нераспространённые и распространённые предложения. |
|
|
| Второстепенные члены предложения. Дополнение. |
|
|
| Определение. |
|
|
| Обстоятельство. |
|
|
| Предложения с однородными членами. |
|
|
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
|
|
| Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения. |
|
|
| Предложения с обращениями. |
|
|
| Рр Письмо. |
|
|
| Рр Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки». |
|
|
| Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. |
|
|
| Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. |
|
|
| Синтаксический разбор сложного предложения. |
|
|
| Прямая речь. |
|
|
| Диалог. |
|
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданиемпо теме «Синтаксис. Пунктуация». |
|
|
| Работа над ошибками в контрольном диктанте. |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12ч. + 6ч. Рр) | |||
|
|
| Фонетика. Гласные звуки. |
|
|
| Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. |
|
|
| Изменение звуков в потоке речи. |
|
|
| Рр Повествование. |
|
|
| Рр Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») упр.283. |
|
|
| Рр Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») упр.283 |
|
|
| Согласные звонкие и глухие. |
|
|
| Графика. Алфавит. |
|
|
| Рр Описание предмета. |
|
|
| Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. |
|
|
| Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. |
|
|
| Орфоэпия |
|
|
| Фонетический разбор слова. |
|
|
| Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
|
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
|
|
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
|
|
| Рр Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» |
|
|
| Рр Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» |
Лексика. Культура речи. (12ч.+ 4ч. Рр) | |||
|
|
| Слово и его лексическое значение. |
|
|
| Однозначные и многозначные слова. |
|
|
| Однозначные и многозначные слова. |
|
|
| Прямое и переносное значение слова. |
|
|
| Прямое и переносное значение слова. |
|
|
| Омонимы |
|
|
| Синонимы |
|
|
| Синонимы, их роль в речи. |
|
|
| Рр Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». |
|
|
| Контрольное сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». |
|
|
| Рр Подготовка к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Первый снег»). |
|
|
| Написание подробного изложения ( К.Г. Паустовский «Первый снег»). Упр.375 |
|
|
| Антонимы |
|
|
| Повторение по теме «Лексика. Культура речи». |
|
|
| Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи». |
|
|
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. |
Морфемика. Орфография. Культура речи. (19ч.+4ч.Рр) | |||
|
|
| Морфема. Изменение и образование слов. |
|
|
| Окончание |
|
|
| Основа слова. |
|
|
| Корень слова. |
|
|
| Рр Рассуждение. Сочинение-рассуждение «Секрет названия» |
|
|
| Суффикс. |
|
|
| Приставка |
|
|
| Рр Выборочное изложение с изменением лица (упр.420) |
|
|
| Рр Выборочное изложение с изменением лица (упр.420) |
|
|
| Чередование звуков. |
|
|
| Беглые гласные. |
|
|
| Варианты морфем. |
|
|
| Морфемный разбор слова. |
|
|
| Правописание гласных и согласных в приставках. |
|
|
| Буквы з -- с на конце приставок |
|
|
| Буквы а- о в корне -лаг –//-лож-
|
|
|
| Буквы а- о в корне -раст-/-рос-
|
|
|
| Буквы ё-о после шипящих в корне. |
|
|
| Буквы и-ы после ц. |
|
|
| Повторение по теме «Морфемика». |
|
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика». |
|
|
| Работа над ошибками в контрольном диктанте. |
|
|
| Рр Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» с последующим анализом работы. |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (15ч.+ 6ч. Рр) | |||
|
|
| Имя существительное как часть речи. |
|
|
| Рр Доказательства в рассуждении. |
|
|
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
|
|
| Имена существительные собственные и нарицательные. |
|
|
| Род имён существитель-ных. |
|
|
| Рр Элементы рассуждения. Сжатое изложение «Перо и чернильница» (упр.513) |
|
|
| Рр Элементы рассуждения. Сжатое изложение «Перо и чернильница» (упр.513) |
|
|
| Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. |
|
|
| Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. |
|
|
| Три склонения имён существительных. |
|
|
| Падеж имён существительных. |
|
|
| Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. |
|
|
| Рр Подробное изложение с элементами описания (упр.547) |
|
|
| Рр Подробное изложение с элементами описания (упр.547) |
|
|
| Множественное число имён существительных. |
|
|
| Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. |
|
|
| Повторение по теме «Имя существительное» |
|
|
| Морфологический разбор имени существительного. |
|
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». |
|
|
| Работа над ошибками в контрольном диктанте. |
|
|
| Рр Сочинение-описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». |
Имя прилагательное ( 8ч.+3ч. Рр) | |||
|
|
| Имя прилагательное как часть речи. |
|
|
| Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. |
|
|
| Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
|
|
| Рр Описание животного |
|
|
| Рр Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») упр.585 |
|
|
| Прилагательные полные и краткие. |
|
|
| Рр Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр.598) |
|
|
| Морфологический разбор имени прилагательного. |
|
|
| Повторение по теме «Имя прилагательное». |
|
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». |
|
|
| Работа над ошибками в контрольном диктанте. |
Глагол (16ч.+3ч. Рр) | |||
|
|
| Глагол как часть речи. |
|
|
| Не с глаголами |
|
|
| Рр Рассказ |
|
|
| Неопределенная форма глагола. |
|
|
| Правописание –тся и –ться в глаголах |
|
|
| Виды глагола. |
|
|
| Буквы е-и в корнях с чередованием |
|
|
| Рр Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой. |
|
|
| Время глагола. Прошедшее время. |
|
|
| Настоящее время. |
|
|
| Будущее время. |
|
|
| Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. |
|
|
| Морфологический разбор глагола. |
|
|
| Рр Сжатое изложение с изменением формы лица. |
|
|
| Рр Сжатое изложение с изменением формы лица. |
|
|
| Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. |
|
|
| Употребление времён в устных и письменных рассказах. |
|
|
| Повторение по теме «Глагол». |
|
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» |
Повторение и систематизация изученного. (11ч.) | |||
|
|
| Разделы науки о языке. |
|
|
| Разделы науки о языке. |
|
|
| Итоговый мониторинг |
|
|
| Орфограммы в приставках и в корнях слов. |
|
|
| Орфограммы в приставках и в корнях слов. |
|
|
| Орфограммы в окончаниях слов. |
|
|
| Орфограммы в окончаниях слов. |
|
|
| Итоговый контрольный диктант. |
|
|
| Работа над ошибками в контрольном диктанте. |
|
|
| Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. |
|
|
| Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. |